Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Общая характеристика учебного предмета:
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа данного курса рассчитана на один год обучения. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Личностные и предметные результаты
Личностные:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств, других людей и сопереживание им.
Предметные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Учебно – методическое обеспечение:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 1
Материально – техническое обеспечение:
иллюстрации, таблицы,
компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
презентации
компьютер + интерактивная доска
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Правила поведения в школе | 6 |
2 | О добром и вежливом обращении к людям | 11 |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 |
4 | Правила аккуратности и опрятности | 5 |
5 | Правила культуры поведения на улице и дома | 2 |
6 | Школьный этикет | 3 |
ИТОГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
Правила поведения в школе - 6 часов. |
1 | Правила поведения на уроке. Урок – беседа. | 1 | Уметь различать понятия «урок» и «перемена». Знать правила поведения на уроке и на перемене. Умение осмысливать собственные поступки и действия, а также поступки окружающих людей. | Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные? | |
2 | Правила поведения на перемене. Урок - беседа | 1 | |
3 | Правила поведения в гардеробе («раздевалке»). Урок – игра. | 1 | Уметь вести себя в раздевалке так, чтобы не обижать друг друга, не допускать порчи одежды, действовать организованно. Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей. | Как правильно вести себя в гардеробе? Часто ли ученики ходят по упавшей одежде? Кто и почему был обижен в раздевалке? | |
4 | Правила поведения в столовой. Урок – игра. | 1 | Умение вести себя за столом. Основные правила поведения за столом. Правила пользования столовым прибором, салфеткой. Умение вести себя за столом так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т. е. находиться в твоём обществе. | Как правильно вести себя в столовой? Зачем нужны правила поведения за столом? Главное правило поведения за столом. | |
5 | Правила поведения в библиотеке. Урок - экскурсия (школьная библиотека). | 1 | Знать, что книга – главное сокровище библиотеки. Уметь бережно обращаться с книгой. Правила работы в библиотеке. Процесс создания и лечения книги. Умение бережного отношения к книге. Уметь находить при помощи книг ответ на любой поставленный вопрос, так как книга – это друг и советчик и из книг мы узнаём о жизни других людей, их традициях, культуре, историческом прошлом. | Как правильно вести себя в библиотеке? Что такое библиотека? Для чего она предназначена? | |
6 | Правила поведения на школьном дворе. Урок – экскурсия (игры во дворе). | 1 | Знакомство с мероприятиями по уборке и озеленению школьного двора. Умение вести себя во дворе во время прогулок, игр, спортивных соревнований. Умение выстраивать определённые взаимоотношения в процессе игры, соревнования, прогулки, основанные на справедливом отношении друг к другу, разрешению споров, формированию качеств характера. | Знакомство с понятием «школьный двор»? Для чего он предназначен7 Как вести себя на школьном дворе? Правила игры. | |
О добром и вежливом обращении к людям – 11 часов. |
7 | Что такое «добро» и «зло». Урок – беседа. | 1 | Формулирование правил и норм отношений между людьми и умения поступать в соответствии с этими нормами на основе противопоставления положительных явлений отрицательным на конкретных примерах. Умение понимать специфику нравственных явлений, понимать, что эти явления делятся на две противоположные категории – «добро» и «зло», выступают как действия людей, как мотивы этих действий (действие направлено на пользу людям или, наоборот, во вред). Умение нести ответственность за свои действия и поступки. | Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»). Диспут «Чей герой лучше»? Роль смеха. | |
8 | Что такое «добро» и «зло». Урок – практикум. | 1 | |
9 | «Волшебные» (добрые) слова. Урок – беседа. | 1 | Умение выражать своё доброе отношение к окружающим при помощи определённой группе слов. Составить словарь наиболее употребляемых слов. Уметь употреблять в речи «волшебные» слова и с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Составление словаря добрых слов. | Правила вежливости, их происхождение и изменение в связи с развитием общества. Объяснить, что мы понимаем под формой общения. | |
10 | «Волшебные» (добрые) слова. Урок – практикум. | 1 | |
11 | «Волшебные» (добрые) слова. Урок экскурсия в библиотеку. | 1 | Обсуждение на конкретных примерах значение слов вежливости. Умение при помощи интонации передать настроение, чувства… Уметь обобщать различные жизненные ситуации, формировать нормы и правила поведения. Уметь устанавливать взаимосвязь нравственных качеств с определёнными ситуациями из жизни. | «Волшебное дерево» или «Дерево вежливости». | |
12 | Добрые и недобрые дела. Урок – беседа. | 1 | Умение выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. Умение анализировать ситуации, оценивать поступки, действия, а также людей, которые совершают их. Уметь обобщать различные жизненные ситуации, формировать нормы и правила поведения. Уметь устанавливать взаимосвязь нравственных качеств с определёнными ситуациями из жизни. | Разбор конкретных ситуаций из жизни. Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице (мордашке) игрушек. | |
13 | Добрые и недобрые дела. Урок – беседа с элементами диспута и игры. | 1 | |
14 | Ты и твои друзья. Урок – беседа. | 1 | Уметь через призму собственного мировосприятия понять внутренний мир другого человека посредством воздействия художественного образа. Уметь оценивать других и критично относиться к себе. Уметь анализировать вместе с учителем прочитанное , разбираться в поступках героев, объяснять причину того или иного решения, выносить нравственную оценку поступку героя и дать её обоснование. | Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми. Что означает быть хорошим товарищем? Только ли сверстник может быть другом? | |
15 | Ты и твои друзья. Урок – беседа о литературных героях. | 1 | |
16 | Помни о других – ты не один на свете. Урок – беседа. | 1 | Умение понимать, что то, что нравится мне, далеко не всегда может нравиться другим. Умение быть благодарным своим родителям за заботу и внимание, которые родители проявляют по отношению к ним. Умение выделять нравственные явления, анализировать их, сравнивать, оценивать, переносить на себя. Установление причинно-следственных связей. | Раскрытие смысла понятия «помнить о других» Как твоё действие отразиться на других? Почему надо беречь своих родителей? Готовить детей к восприятию чужой точки зрения. | |
17 | Помни о других – ты не один на свете. Урок – экскурсия в детский городок (детская площадка). | 1 | |
Как стать трудолюбивым – 7 часов |
18 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе). Урок – беседа. | 1 | Умение составлять маленький план – свой собственный распорядок дня. Это первый этап по формированию самоконтроля. Ежедневный самоконтроль – залог будущего успеха. Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание того, какое значение имеет для человека учение. Умение в составлении плана и последовательности действий. | Какую роль играет образование в жизни людей? «Век живи – век учись» | |
19 | Как быть прилежным и старательным. Урок – беседа. | 1 | Умение соблюдать режим дня, ответственно относиться к выполнению порученного дела. Умение трудиться так, чтобы ощутимы были результаты твоего труда. Умение распределять рабочее время, т. к. это залог будущего успеха в жизни. Умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью. | Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»? Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека? Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным? | |
20 | Как быть прилежным и старательным. Урок – практикум. | 1 | |
21 | Наш труд в классе. Урок – беседа. | 1 | Формирование желания и умения поддерживать чистоту и порядок в своём классе, учиться распределять работу между собой, добросовестно выполнять свою работу. Быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища. Формулирование правил дружной работы. Формирование ответственности не только за себя, но и за других. Осознание того, что только в общественном труде рождается чувство коллективизма. Умение работать в группе, учитывая мнения одноклассников, отличные от собственных. | Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех. Нужен ли труд? Нравится ли труд детям? На каких литературных героев вы хотите быть похожими? | |
22 | Наш труд в классе. Практическая работа. | 1 | |
23 | Мой ежедневный труд дома. Урок – беседа. | 1 | Формирование умения выполнения обязанностей по дому, в умении помогать взрослым. Составление списка обязанностей по дому и того, что дети могут и должны делать сами. Умение приносить пользу людям через трудовые умения и привычки трудиться, которые каждый приобрёл дома и в классе. | Важность труда дома. В чём состоит важность такого труда? Как он важен для окружающих? Дом – это лицо хозяина! | |
24 | Мой ежедневный труд дома. Урок – практикум. | 1 | |
Правила аккуратности и опрятности 5 часов |
25 | Культура внешнего вида. Урок – беседа. | 1 | Умение следить за своим внешним видом. Умение одеваться по виду деятельности. Умение указывать своим внешним видом уважение не только к себе, но и к другим людям, т. к. чистота – друг опрятности, красоты и здоровья. | Что означает культура внешнего вида и культуры? Почему внешний вид не только твоё личное дело? Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены. | |
26 | Культура внешнего вида. Урок – игра. | 1 | |
27 | Каждой вещи – своё место. Урок – беседа. | 1 | Умение организовывать своё рабочее место дома и в школе, сдерживать обещания, быть ответственным за выполнение любого поручения. Умение быть аккуратным не только через отношение к личным вещам, но и соблюдением определённых правил поведения в общении с людьми. | Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» Правила организованного собранного ученика. Аккуратность – это нравственное качество. | |
28 | Каждой вещи свое место. Урок – беседа с элементами инсценировки. | 1 | |
29 | Умей ценить время – своё и чужое. Урок – беседа. | 1 | Умение распределять и беречь время. Распорядок дня. Осмысление соответствующих понятий через конкретные представления. Через отношение ко времени – своему и чужому – умение понять и своё отношение к другим людям. | Значение времени для человека. Что значит «ценить время»? Обсуждение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» | |
Правила культуры поведения на улице и дома 2 часа |
30 | Как вести себя дома и на улице? (Обобщающие). Урок - беседа | 1 | Умение вести себя дома, на улице. Составление правил поведения. Культура поведения. Умение осмысливать собственные поступки и действия на конкретных примерах поведения на улице и дома. | Правила поведения на улице. Правила поведения дома. Твой подъезд, твой двор. Ты идёшь гулять. | |
31 | Как вести себя дома и на улице? (Обобщающие). Урок – экскурсия на детскую площадку. | 1 | |
Школьный этикет 3 часа |
32 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Урок – беседа. | 1 | Умение вести себя дома, на улице. Составление правил поведения. Культура поведения. Умение пользоваться внешними правилами знакомства и приветствия, т. к. они являются простым упражнением приучения к существующим порядкам и традициям, являются элементарными правилами культуры поведения. | Этикет – что это такое? Зачем он нужен младшему школьнику? Внешние правила знакомства и приветствия. Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус) Формы знакомства и приветствия за столом. | |
33 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Урок - практикум | 1 | |
34 | Обобщающий урок «Чему мы научились?» | 1 | Итоговый урок | | |
1