СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Общая характеристика учебного предмета:

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа данного курса рассчитана на один год обучения. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Личностные и предметные результаты

Личностные:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств, других людей и сопереживание им.

Предметные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.


Учебно – методическое обеспечение:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 1

Материально – техническое обеспечение:

  • иллюстрации, таблицы,

  • компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)

  • презентации

  • компьютер + интерактивная доска


Учебно - тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Правила поведения в школе

6

2

О добром и вежливом обращении к людям

11

3

Как стать трудолюбивым

7

4

Правила аккуратности и опрятности

5

5

Правила культуры поведения на улице и дома

2

6

Школьный этикет

3

ИТОГО

34



Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Содержание курса

Дата проведения

Правила поведения в школе - 6 часов.

1

Правила поведения на уроке. Урок – беседа.

1

Уметь различать понятия «урок» и «перемена». Знать правила поведения на уроке и на перемене.

Умение осмысливать собственные поступки и действия, а также поступки окружающих людей.

Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные?


2

Правила поведения на перемене. Урок - беседа

1


3

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»). Урок – игра.

1

Уметь вести себя в раздевалке так, чтобы не обижать друг друга, не допускать порчи одежды, действовать организованно.

Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей.

Как правильно вести себя в гардеробе?

Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?

Кто и почему был обижен в раздевалке?


4

Правила поведения в столовой. Урок – игра.

1

Умение вести себя за столом. Основные правила поведения за столом. Правила пользования столовым прибором, салфеткой.

Умение вести себя за столом так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т. е. находиться в твоём обществе.

Как правильно вести себя в столовой?

Зачем нужны правила поведения за столом?

Главное правило поведения за столом.


5

Правила поведения в библиотеке. Урок - экскурсия (школьная библиотека).

1

Знать, что книга – главное сокровище библиотеки.

Уметь бережно обращаться с книгой.

Правила работы в библиотеке.

Процесс создания и лечения книги.

Умение бережного отношения к книге.

Уметь находить при помощи книг ответ на любой поставленный вопрос, так как книга – это друг и советчик и из книг мы узнаём о жизни других людей, их традициях, культуре, историческом прошлом.

Как правильно вести себя в библиотеке?

Что такое библиотека?

Для чего она предназначена?


6

Правила поведения на школьном дворе. Урок – экскурсия (игры во дворе).

1

Знакомство с мероприятиями по уборке и озеленению школьного двора.

Умение вести себя во дворе во время прогулок, игр, спортивных соревнований.

Умение выстраивать определённые взаимоотношения в процессе игры, соревнования, прогулки, основанные на справедливом отношении друг к другу, разрешению споров, формированию качеств характера.

Знакомство с понятием «школьный двор»?

Для чего он предназначен7

Как вести себя на школьном дворе?

Правила игры.


О добром и вежливом обращении к людям – 11 часов.

7

Что такое «добро» и «зло». Урок – беседа.

1

Формулирование правил и норм отношений между людьми и умения поступать в соответствии с этими нормами на основе противопоставления положительных явлений отрицательным на конкретных примерах.

Умение понимать специфику нравственных явлений, понимать, что эти явления делятся на две противоположные категории – «добро» и «зло», выступают как действия людей, как мотивы этих действий (действие направлено на пользу людям или, наоборот, во вред). Умение нести ответственность за свои действия и поступки.

Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»).

Диспут «Чей герой лучше»?

Роль смеха.


8

Что такое «добро» и «зло». Урок – практикум.

1


9

«Волшебные» (добрые) слова. Урок – беседа.

1

Умение выражать своё доброе отношение к окружающим при помощи определённой группе слов.

Составить словарь наиболее употребляемых слов.

Уметь употреблять в речи «волшебные» слова и с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Составление словаря добрых слов.

Правила вежливости, их происхождение и изменение в связи с развитием общества.


Объяснить, что мы понимаем под формой общения.


10

«Волшебные» (добрые) слова. Урок – практикум.

1


11

«Волшебные» (добрые) слова. Урок экскурсия в библиотеку.

1

Обсуждение на конкретных примерах значение слов вежливости.

Умение при помощи интонации передать настроение, чувства…

Уметь обобщать различные жизненные ситуации, формировать нормы и правила поведения. Уметь устанавливать взаимосвязь нравственных качеств с определёнными ситуациями из жизни.

«Волшебное дерево» или «Дерево вежливости».


12

Добрые и недобрые дела. Урок – беседа.

1

Умение выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Умение анализировать ситуации, оценивать поступки, действия, а также людей, которые совершают их.

Уметь обобщать различные жизненные ситуации, формировать нормы и правила поведения. Уметь устанавливать взаимосвязь нравственных качеств с определёнными ситуациями из жизни.

Разбор конкретных ситуаций из жизни.

Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице (мордашке) игрушек.


13

Добрые и недобрые дела. Урок – беседа с элементами диспута и игры.

1


14

Ты и твои друзья. Урок – беседа.

1

Уметь через призму собственного мировосприятия понять внутренний мир другого человека посредством воздействия художественного образа.

Уметь оценивать других и критично относиться к себе.

Уметь анализировать вместе с учителем прочитанное , разбираться в поступках героев, объяснять причину того или иного решения, выносить нравственную оценку поступку героя и дать её обоснование.

Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми.

Что означает быть хорошим товарищем?

Только ли сверстник может быть другом?


15

Ты и твои друзья. Урок – беседа о литературных героях.

1


16

Помни о других – ты не один на свете. Урок – беседа.

1

Умение понимать, что то, что нравится мне, далеко не всегда может нравиться другим.

Умение быть благодарным своим родителям за заботу и внимание, которые родители проявляют по отношению к ним.

Умение выделять нравственные явления, анализировать их, сравнивать, оценивать, переносить на себя.

Установление причинно-следственных связей.

Раскрытие смысла понятия «помнить о других»

Как твоё действие отразиться на других?

Почему надо беречь своих родителей?

Готовить детей к восприятию чужой точки зрения.


17

Помни о других – ты не один на свете. Урок – экскурсия в детский городок (детская площадка).

1


Как стать трудолюбивым – 7 часов

18

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе). Урок – беседа.

1

Умение составлять маленький план – свой собственный распорядок дня. Это первый этап по формированию самоконтроля. Ежедневный самоконтроль – залог будущего успеха.

Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание того, какое значение имеет для человека учение. Умение в составлении плана и последовательности действий.

Какую роль играет образование в жизни людей?

«Век живи – век учись»


19

Как быть прилежным и старательным. Урок – беседа.

1

Умение соблюдать режим дня, ответственно относиться к выполнению порученного дела. Умение трудиться так, чтобы ощутимы были результаты твоего труда.

Умение распределять рабочее время, т. к. это залог будущего успеха в жизни. Умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»?

Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека?

Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным?


20

Как быть прилежным и старательным. Урок – практикум.

1


21

Наш труд в классе. Урок – беседа.

1

Формирование желания и умения поддерживать чистоту и порядок в своём классе, учиться распределять работу между собой, добросовестно выполнять свою работу. Быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища. Формулирование правил дружной работы.

Формирование ответственности не только за себя, но и за других. Осознание того, что только в общественном труде рождается чувство коллективизма.

Умение работать в группе, учитывая мнения одноклассников, отличные от собственных.

Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех.

Нужен ли труд?

Нравится ли труд детям?

На каких литературных героев вы хотите быть похожими?


22

Наш труд в классе. Практическая работа.

1


23

Мой ежедневный труд дома. Урок – беседа.

1

Формирование умения выполнения обязанностей по дому, в умении помогать взрослым.

Составление списка обязанностей по дому и того, что дети могут и должны делать сами.

Умение приносить пользу людям через трудовые умения и привычки трудиться, которые каждый приобрёл дома и в классе.

Важность труда дома.

В чём состоит важность такого труда?

Как он важен для окружающих?

Дом – это лицо хозяина!


24

Мой ежедневный труд дома. Урок – практикум.

1


Правила аккуратности и опрятности 5 часов

25

Культура внешнего вида. Урок – беседа.

1

Умение следить за своим внешним видом.

Умение одеваться по виду деятельности.

Умение указывать своим внешним видом уважение не только к себе, но и к другим людям, т. к. чистота – друг опрятности, красоты и здоровья.

Что означает культура внешнего вида и культуры?

Почему внешний вид не только твоё личное дело?

Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены.


26

Культура внешнего вида. Урок – игра.

1


27


Каждой вещи – своё место. Урок – беседа.

1

Умение организовывать своё рабочее место дома и в школе, сдерживать обещания, быть ответственным за выполнение любого поручения.

Умение быть аккуратным не только через отношение к личным вещам, но и соблюдением определённых правил поведения в общении с людьми.

Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша»

Правила организованного собранного ученика.

Аккуратность – это нравственное качество.


28

Каждой вещи свое место. Урок – беседа с элементами инсценировки.

1


29

Умей ценить время – своё и чужое. Урок – беседа.

1

Умение распределять и беречь время.

Распорядок дня.

Осмысление соответствующих понятий через конкретные представления.

Через отношение ко времени – своему и чужому – умение понять и своё отношение к другим людям.

Значение времени для человека.

Что значит «ценить время»?

Обсуждение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»


Правила культуры поведения на улице и дома 2 часа

30

Как вести себя дома и на улице?

(Обобщающие). Урок - беседа

1

Умение вести себя дома, на улице. Составление правил поведения.

Культура поведения.

Умение осмысливать собственные поступки и действия на конкретных примерах поведения на улице и дома.

Правила поведения на улице.

Правила поведения дома.

Твой подъезд, твой двор.

Ты идёшь гулять.


31

Как вести себя дома и на улице?

(Обобщающие). Урок – экскурсия на детскую площадку.

1


Школьный этикет 3 часа

32


Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Урок – беседа.

1

Умение вести себя дома, на улице. Составление правил поведения.

Культура поведения.

Умение пользоваться внешними правилами знакомства и приветствия, т. к. они являются простым упражнением приучения к существующим порядкам и традициям, являются элементарными правилами культуры поведения.

Этикет – что это такое?

Зачем он нужен младшему школьнику?

Внешние правила знакомства и приветствия.

Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус)

Формы знакомства и приветствия за столом.


33

Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Урок - практикум

1


34

Обобщающий урок «Чему мы научились?»

1

Итоговый урок







1