Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я разносторонняя личность» в 5 классе разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральная образовательная программа основного общего образования 2023 г.;
- Учебного плана МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова на 2024-2025 учебный год.
Основная цель внеурочной деятельности кружка «Я разносторонняя личность» направлена на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи:
- раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умение ценит прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре;
- физическое развитие обучающихся. привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых;
- оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, Развитие их самостоятельности и ответственности. формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы:
- занятие школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.);
- занятие школьников в спортивных объединениях ( секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований);
- занятие школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев).
Рабочая программа формируется с учетом рабочей программы воспитания. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Направления воспитания | Ценностное содержание |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве |
Место курса в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я разносторонняя личность» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова обеспечено выполнение рабочей программы в полном объеме, за счет повторения.
Фактическое количество часов за год – 32 часа.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Раздел 1 "Основные танцевальные навыки"
Обучающиеся научатся:
свободному импровизационному движению;
станут более сильными и гибкими, координированными;
взаимосвязи исполнения движения с дыханием;
избавляться от скованности и зажатости;
концентрироваться на процессе, на практическом применении информации;
самостоятельно разучивать новые более сложные движения, соединять их в небольшие комбинации;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;
понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
Обучающиеся будут знать:
назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической гимнастики.
взаимосвязь движения, ритма и музыки;
название основных музыкально-ритмических движений и их элементов;
правила гигиены тела, тренировочной одежды;
правила сценического поведения.
Обучающиеся будут уметь:
овладеть правилами поведения в музыкальном зале, умением ориентироваться в нем;
красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах
импровизировать на любую тему под различное музыкальное сопровождение;
дети без подсказки должны уметь выполнять все заученные ими движения;
красиво и правильно исполнять двигательные элементы;
координировать движения;
Раздел 2. "Бумажная страна", раздел 3." Художественное изготовление искусственных цветов"
Личностные универсальные учебные действия:
творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
контролировать своё время и управлять им.
Познавательные универсальные учебные действия:
владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности, овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда
Раздел 4. "Со спортом весело живем"
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда,находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Раздел 5 "Я и культура"
Личностные результаты:
-осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России;
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
-проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности;
-стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей;
-соблюдение личностной неприкосновенности и достоинства других, нравственных норм поведения.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
-владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиций России;
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся:
-характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
-сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве;
-формулировать выводы и умозаключения на основе анализа используемых текстов.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируются:
- основные коммуникативные модели поведения в общении и взаимодействии с людьми в разных жизненных ситуациях;
-умения кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.);
-адекватность самооценки и ответственности за свои поступки.
В сфере рефлексивных УУД ребята научатся:
-оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
-анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
В сфере информационных УУД ребята научатся:
- анализировать информацию, представленную в разной форме и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Раздел 6 "Театр и мы"
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Я разносторонняя личность»
Раздел 1 "Основные танцевальные навыки"
Знакомство с основными элементами танца. Отработка движений.
Раздел 2 "Бумажная страна"
Бумага и картон — самые доступные материалы. Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Работать с бумагой могут все. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами.
Раздел 3 "Художественное изготовление искусственных цветов"
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. В процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места.
Раздел 4 "Со спортом весело живем"
Показатели здоровья человека.
Правильный режим дня школьника. Здоровый образ жизни. Утренняя гигиеническая гимнастика. Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе и оздоровительные прогулки.
Показатели физического развития человека. Осанка человека. Профилактика нарушений осанки.
Виды физической подготовки.
Методика планирования занятий физической культурой. Составление комплекса физических упражнений для самостоятельных занятий физической культурой.
Показатели состояния организма, способы их измерения и оценки.
Раздел 5 "Я и культура"
- Беседа «Миру-мир!»
- Заучивание стихотворения «Что такое день победы»
- Аппликация способом торцевания «Голубь мира»
- Разучивание песни «Солнечный круг»
- Рисование акварелью с восковыми мелками «Праздничный салют»
Раздел 6 "Театр и мы"
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи - учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков;
- Текущий, проводимый в ходе занятия и закрепляющий знания. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
- Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела. Он закрепляет знания и умения;
- Итоговый, проводимый после завершения всей программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита проекта, участие в викторинах, спектаклях, выставках.
Содержание программы
N п\п | Раздел | Виды деятельности |
1. | Основные танцевальные навыки | Просмотр видео материала с танцами, подбор музыки. Разучивание движений танца. Подготовка к празднику. |
2. | Бумажная страна | Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием литературы и сети Интернет. Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия. |
3. | Художественное изготовление искусственных цветов | Понятие композиции. Пропорции. Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием литературы и сети Интернет. |
4. | Со спортом весело живем | Беседа. Раскрывать понятия «здоровье», «резервы здоровья». Составлять комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики. Выполнять физкультминутки в режиме учебного дня и при выполнении домашних заданий. Соблюдать правила техники безопасности во время игры. |
5. | Я и культура | Беседа «Миру-мир!» - Заучивание стихотворения «Что такое день победы» - Аппликация способом торцевания «Голубь мира» - Разучивание песни «Солнечный круг» - Рисование акварелью с восковыми мелками «Праздничный салют» |
6. | Театр и мы | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Викторина по сказкам |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Раздел 1 "Основные танцевальные навыки" | 7 | | |
1 | Знакомство с основными элементами танца. Подготовка к празднику "Посвящение в пятиклассники" | 1 | 3.09 | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/06/02/elektronnaya-prezentatsiya-elementy-russkogo |
2 | Закрепление движений танца | 1 | 10.09 | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/06/02/elektronnaya-prezentatsiya-elementy-russkogo |
3 | Разучивание движений танца | 1 | 17.09 | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/06/02/elektronnaya-prezentatsiya-elementy-russkogo |
4 | Закрепление движений танца | 1 | 24.09 | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/06/02/elektronnaya-prezentatsiya-elementy-russkogo |
5 | Разучивание движений танца под музыку. | 1 | 1.10 | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/06/02/elektronnaya-prezentatsiya-elementy-russkogo |
6 | Закрепление движений танца | 1 | 8.10 | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/06/02/elektronnaya-prezentatsiya-elementy-russkogo |
7 | Репетиция танца | | 15.10 | https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/06/02/elektronnaya-prezentatsiya-elementy-russkogo |
| Раздел 2 "Бумажная страна" | 6 | | |
8 | Подготовка материалов для поделок | 1 | 22.10 | https://kid-life.ru/tehniki-raboty-s-bumagoj/ |
9 | Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Подбор материалов. | 1 | 12.12 | https://kid-life.ru/tehniki-raboty-s-bumagoj/ |
10 | Закрепление навыков дома | 1 | 19.11 | https://kid-life.ru/tehniki-raboty-s-bumagoj/ |
11 | Изготовление поделок из бумаги | 1 | 26.11 | https://kid-life.ru/tehniki-raboty-s-bumagoj/ |
12 | Закрепление навыков дома | 1 | 3.12 | https://kid-life.ru/tehniki-raboty-s-bumagoj/ |
13 | Изготовление поделок из бумаги | 1 | 10.12 | https://kid-life.ru/tehniki-raboty-s-bumagoj/ |
| Раздел 3 "Художественное изготовление искусственных цветов" | 7 | | |
14 | Закрепление навыков дома | 1 | 17.12 | https://www.liveinternet.ru/users/tatae81/post328261569 |
15 | Технология изготовления искусственных цветов | 1 | 24.12 | https://www.liveinternet.ru/users/tatae81/post328261569 |
16 | Закрепление навыков дома | 1 | 14.01 | https://www.liveinternet.ru/users/tatae81/post328261569 |
17 | Выполнение тычинок, обработка стебля | 1 | 21.01 | https://www.liveinternet.ru/users/tatae81/post328261569 |
18 | Закрепление навыков дома | 1 | 28.01 | https://www.liveinternet.ru/users/tatae81/post328261569 |
19 | Выставка и защита готового изделия | 1 | 4.02 | https://www.liveinternet.ru/users/tatae81/post328261569 |
20 | Закрепление навыков дома | 1 | 11.02 | https://www.liveinternet.ru/users/tatae81/post328261569 |
| Раздел 4 " Со спортом весело живем " | 6 | | |
21 | Понятие «здоровье». Признаки крепкого здоровья. | 1 | 18.02 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzh-na-temu-ponyatie-o-zdorove-i-zdorovom-obraze-zhizni-586062.html |
22 | Делаем зарядку по утрам | 1 | 25.02 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-fizicheskoy-kulture-na-temu-utrennyaya-gigienicheskaya-gimnastika-2410250.html |
23 | Комплексы упражнений для физкультминуток: упражнения для снятия утомления мышц рук, глаз, общего мышечного утомления, нервного напряжения | 1 | 4.03 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-kompleksi-uprazhneniy-dlya-fizkultminutok-986564.html |
24 | Делаем зарядку по утрам | 1 | 11.03 | https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/30/sportivnye-i-podvizhnye-igry-dlya-detey-doshkolnogo |
25 | Игра «Музыкальные стулья» | 1 | 18.03 | https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/30/sportivnye-i-podvizhnye-igry-dlya-detey-doshkolnogo |
26 | Делаем зарядку по утрам | 1 | 8.04 | https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/30/sportivnye-i-podvizhnye-igry-dlya-detey-doshkolnogo |
| Раздел 5 "Я и культура" | 3 | | |
27 | Проект "День победы" | 1 | 15.04 | https://stihi.ru/diary/viktoria79/2018-05-09 |
28 | Проект "День победы" | 1 | 22.04 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temu-applikaciya-golub-mira-1-3-klass-6070994.html |
29 | Проект "День победы" | 1 | 29.04 | https://nukadeti.ru/pesni/pust-vsegda-budet-solnce |
| Раздел 6 "Театр и мы" | 3 | | |
30 | Подборка образов к инсценировке | | 6.05 | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/17/prezentatsiya-znakomstvo-s-teatrom |
31 | Театральная игра | | 13.05 | https://www.maam.ru/detskijsad/sbornik-teatralizovanyh-igr-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html |
32 | Постановка сценки | | 20.05 | https://multiurok.ru/blog/viktorina-po-skazkam-znatoki-skazok-5-klass.html |
| Итого | 32 | | |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по УВР____________ /Скрынникова Н.В./
19.08.2024г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Федеральная образовательная программа основного общего образования по новым ФГОС ФООП 2023-2024 учебный год.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://ruso-oge.sdamgia.ru/
2. https://resh.edu.ru/
3. https://m.edsoo.ru/7f413e80
4. https://www.yaklass.ru/
5. https://skysmart.ru/