СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный филолог"»









Рабочая программа


внеурочной деятельности «Юный филолог»

для 6 класса

с учётом рабочей программы воспитания

(Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

(среднее общее образование)


на 2021-2022 учебный год








Количество часов в неделю-1

Общее количество часов-34
















Программа рассчитана на учащихся 6 класса, возраст обучающихся 10-12 лет.

Нагрузка – 1ч. в неделю (34 часа в год)

Основное содержание программы

Раздел 1. Речь. (2 ч)

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Раздел 2. Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи.(16 ч)

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистический фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Раздел 3.Текст.(5 ч)

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте.

Раздел 4. Стили речи.(2ч)

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Раздел 5.Типы речи.(3ч)

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.















Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол час.

Основное содержание

Виды деятельности

Дата

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Раздел 1.

Речь (3 ч.)



1


Введение в курс развития речи. Для чего людям нужна речь.



1

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, анализ текстов

7.09

День знаний

День солидарности в борьбе с терроризмом

Международный день распространения грамотности

2

Что такое диалог и монолог?

1

Диалог. Монолог.

Составление плана статьи, фронтальная беседа, инсценировка

14.09

125 лет со дня рождения В Л. Гончарова

3

Сочинение сказки по рисункам с включением диалога.

1

Композиция сказки.

Диалог

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения с включением диалога

21.09

155 лет со дня рождения Герберта Джорджа Уэллса


Международный день мира. 

Раздел 2.

Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи (16 ч.)

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистические фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.


4

Что такое стилистические фигуры речи? Анафора и эпифора.

1

Стилистические фигуры, их роль в устной и письменной речи

Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия анафора и эпифора

28.09


5

Антитеза.

1

Антитеза.Её значение в устной речи и художественных текстах.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие антитеза

5.10

Международный день учителя

6

Градация.

1

Градация. Её значение в устной речи и художественных текстах.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие градация

12.10


7

Инверсия.

1

Инверсия. Её значение в устной речи и художественных текстах.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие инверсия

19.10

90 лет со дня рождения Анатолия Игнатьевича Приставкина

8

Риторические вопросы и обращения.

1

Риторические вопросы и обращения. Их значение.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия риторические вопросы и обращения

26.10

Международный день школьных библиотек

9

Что такое тропы? Аллегория.

1

Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи.

Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие аллегория

9.11

7 ноября День согласия и примирения День воинской славы России.

10

Гипербола и литота.

1

Гипербола и литота, их роль в устной и письменной речи

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия гипербола и литота

16.11

Международный день толерантности

11

Метафора.

1

Метафора. Употребление её в устной и письменной речи.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие метфоора

23.11

220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля

12

Олицетворение.

1

Олицетворение. Употребление олицетворений в устной и письменной речи.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие олицетворение

30.11


13

Сравнение. Метонимия.

1

Сравнение.Метонимия Употребление сравнений в устной и письменной речи.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, метонимия

7.12

День Героев Отечества

14

Эпитет.

1

Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи.

чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие эпитет

14.12

День Конституции Российской Федерации

15

Зачем нам нужны в речи стилистические фигуры и тропы?

1

Роль средств художественной выразительности и стилистических фигур в речи

Работа с текстами рождественских рассказов, заполнение таблиц, поиск примеров и определение роли

средств художественной выразительности и стилистических фигур при выражении авторской позиции

21.12


16








Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры»

1









Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры»






28.12








120 лет со дня рождения Александра Александровича Фадеева


17

18

Творческая работа (написание и компьютерное оформление)

2


Написание текста (сказки, стихотворения, рассказа) на свободную тему с использованием средств худ.выр. и стил. фигур,подготовка комп. презентации с иллюстрациями

18.01

25.01

День Российской печати



190 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла

19

Презентация творческой работы.

1


Презентация творческой работы.

1.02

День Российской науки

Раздел 3.

Текст (10 ч.)

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте

20

Текст и его признаки.

1

Текст и его признаки

Структурирование и систематизация изучаемого материала, языковой анализ текста, составление кластера

8.02

День памяти юного героя-антифашиста

21

Что значит писать и говорить на тему?

1

Тема текста и микротемы

Работа с текстом учебника, самостоятельная работа

15.02

День памяти А. С. Пушкина

22

Главное в тексте идея, основная мысль.

1

Идея

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста.

22.02

23 февраля День защитника Отечества

23

Для чего нужен план?

1

План, виды плана.

Работа с текстом учебника, самостоятельная работа

1.03


24

Как связать предложения в тексте?

1

Лексические средства связи предложений в тексте.

Работа с текстом учебника, самостоятельная работа

7.03

8 марта Международный женский день

25

Лексические средства связи предложений в тексте.

1

Лексические средства связи предложений в тексте.

Работа с текстом учебника, самостоятельная работа

15.03

21 марта Всемирный день поэзии

26

Учитесь выразительно читать.

1


Выразительное чтение художественных текстов, их анализ

5.04

2 апреля Международный день детской книги

27

Анализ текста.Устный пересказ по составленному плану. Рассказ В.Белова «Последняя синичка»

1

Анализ текста

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. Устный пересказ

12.04

85 лет со дня рождения русской поэтессы Беллы Ахатовны Ахмадулиной

28

Анализ текста. Подготовка к изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси».

1

Анализ текста

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста.

19.04

Международный день Памятников и Исторических мест

29

Подробное изложение по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси».

1


Написание подробного изложения

26.04

Всемирный день книги

Раздел 4.

Стили речи ( 2 ч.)

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

30

Когда и где используют разговорный стиль?

1

Разговорный стиль

Работа с текстами учебника, определение признаков разговорного стиля, составление кластера

3.05

Международный день защиты прав инвалидов

31

Научный стиль. Художественный стиль.

1

Научный стиль. Художественный стиль

Работа с текстами учебника, определение признаков научного и художественного стилей, подготовка к монологическому выступлению по плану

10.05

День Победы

Раздел 5.

Типы речи (3 ч.)

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

32

Как различают типы речи?

Повествовать – значит рассказывать.

Анализ текста. Русская народная сказка «Репка» как образец текста-повествования.

1


Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование

Анализ текста

Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа, составление кластера

Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа

Анализ текста по алгоритму

17.05

Международный день музеев

33

Описание как тип речи. Как описать предмет? Как описать животное?

Анализ текстов-описаний. Самостоятельная работа

1


Описание

Анализ текстов-описаний

Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа

Анализ текстов-описаний

24.05

День славянской письменности и культуры

34


Устное описание бытового предмета повседневного назначения в художественном или разговорном стиле.

Сочинение-описание природы в художественном стиле.

1


Описание

Описание природы в художественном стиле

Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа

Написание сочинения

31




Планируемые результаты изучения предмета

1) выразительное чтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске;

2) умение работать с толковым и этимологическим словарями;

3) различение особенностей разговорного и литературного языка, употребление их в соответствующих ситуациях;

4) верное определение темы и основной мысли текста;

5) создание собственного повествовательного текста на предложенную тему;

6) различение стихотворной и прозаической речи, умение подбирать рифмы к словам;

7) определение характерных особенностей лирики

















































6