МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУДЖАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
СУДЖАНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена Согласована на Утверждена на Введена в действие
на заседании МО заседании МС заседании педсовета Приказом № 115
Протокол № 1 Протокол №1 Протокол № 1 от «_»___20__г.от «_»___20__г. от «_»___20__г. от «_»___20__г. Директор школы
Руководитель МО Руководитель МС
_______________ _____________ _________________
(______________) (____________) (________________)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЗАЧИЙ ФОЛЬКЛОР В ШКОЛЕ»
по художественно-эстетическому
направлению
5-8 классы
(в соответствии с ФГОС ООО)
Срок реализации программы – 4 года,
возраст обучающихся – 11-14 лет.
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
НЕКЛЮДОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ
г. СУДЖА
1.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
5 КЛАСС.
1. Личностные результаты:
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем-осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа-уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
2. Метапредметные результаты:
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
3. Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать-понимать:
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников;
уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
основные ремёсла, виды ДПИ казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
основы духовной жизни кубанских казаков;
структуру и направления деятельности казачьего войска.
6 КЛАСС.
1. Личностные результаты:
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем-осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа-уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
2. Метапредметные результаты:
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
3. Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать-понимать:
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников;
уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
основные ремёсла, виды ДПИ казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
основы духовной жизни кубанских казаков;
структуру и направления деятельности казачьего войска.
7 КЛАСС.
1. Личностные результаты:
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем-осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа-уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
2. Метапредметные результаты:
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
3. Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать-понимать:
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников;
уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
основные ремёсла, виды ДПИ казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
основы духовной жизни кубанских казаков;
структуру и направления деятельности казачьего войска.
8 КЛАСС.
1. Личностные результаты:
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем-осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа-уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
2. Метапредметные результаты:
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
3. Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать-понимать:
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников;
уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
основные ремёсла, виды ДПИ казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
основы духовной жизни кубанских казаков;
структуру и направления деятельности казачьего войска.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
5 КЛАСС.
«Детский казачий музыкальный фольклор» (34ч.)
Введение. Мир фольклора. Специфика детского фольклора.
Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной мудрости; особенности казачьего пения; простейшие исполнительские навыки.
Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон.
Потешный фольклор как часть детского фольклора.
2. Казачьи потешки.
Потешки, как один из видов народного творчества, их назначение. Слово «потешать» означает позабавить, поразвлечь, посмешить. Знакомство с понятием - интонация.
Разучивание музыкальных казачьих потешек, работа над выразительным исполнением.
3. Прибаутки.
Прибаутки как жанр казачьего фольклора. Среди народных стишков для детей встречаются такие, содержание которых составляет смешные шутки – балагурки - прибаутки. Их назначение в жизни детей.
Разучивание слов и мелодий прибауток, их эмоциональное исполнение.
4. Небылицы.
Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества. Знакомство с понятием – аккомпанемент.
Разучивание песен-небылиц и их обыгрывание.
5. Дразнилки.
Дразнилки как вид творчества, их назначение.
Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.
6. Считалки.
Считалка как вид народного творчества. Короткие рифмованные стихи решающие выбор водящего.
Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.
7. Молчанки.
Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой. Знакомство с понятием – а капелла.
Разучивание музыкальных молчанок, сочинение молчанок.
8. Частушки.
Происхождение, структура частушки, виды частушек.
Разучивание частушек, сочинение частушек.
9. Казачьи детские игры.
Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности.
Разучивание игр казачьих русских народных игр; работа над выразительным исполнением.
10. Творческая мастерская «Делу – время, потехе – час».
Викторина; кроссворд; игра «Угадай народную казачью мелодию».
Примерный репертуар 1-го года обучения.
Потешки:
«Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне», «На дубу свинья гнездо свила», «А мы ноня гуляли», «Ой, шли веселые, разговаривали».
Прибаутки:
«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»
Небылицы:
«Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята». «Как кума то к куме в решете приплыла».
Дразнилки:
«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».
Считалки:
«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».
Молчанки:
«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики», «Мы набрали в рот воды», «Первенчики, червенчики»
Частушки:
о домашних делах, про девочек, про мальчиков, про школу, календарные праздники и др.
Игры:
«Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома».
К концу первого года обучения дети должны:
знать: о фольклоре, как источнике народной мудрости; жанры детского казачьего фольклора; Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент.
уметь: самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, небылицы, считалки.
6 КЛАСС.
«Выразим себя в фольклоре» (34ч.)
1. Введение. Казачий песенный фольклор: особенности песнопения.
Расширять круг представлений учащихся о казачьем фольклоре. Дать начальные понятия о традиционном казачьем песенном материале и его вариантах.
Совершенствовать коллективные и индивидуальные формы исполнения; упражнения на дыхание, работа над особенностью подачи фольклорного звука; работа над дикцией.
Театр казачьей песни.
2. Казачьи песни.
Казачья песня, как и всякое художественное творение, начинается с замысла. В казачьей песне замысел прост, он содержится в расшифровке самого содержания песни. Обычно казачья песня имеет глубокое образно-смысловое начало.
Для того, чтобы в детях развивалась творческое отношение к произведениям народного творчества, необходимо дать им возможность «поставить» песню по-своему. Но для того, чтобы казачья песня была «разыграна» на первых занятиях, нужно дать методические установки. Алгоритм работы при постановке песни:
- чтение текста песни, выявление ритмических особенностей;
- анализ жанра;
- обдумывание действия и поведение персонажей;
- планирование хореографии;
продумывание художественного оформления.
Обучать детей пению на два голоса; разучивать слова и мелодии; упражнения на дыхание, упражнения со звуком; игра на шумовых инструментах; ролевое обыгрывание песни.
3. Специфика казачьего пения.
Певческая установка и ее влияние на музыкальное самовыражение. Певческое дыхание. Его роль в звукообразовании, разновидности дыхания Знакомство с понятием – ритм, динамические оттенки.
Работа над музыкальными произведениями, исполнения песен, анализ произведения, исполнения, упражнения на формирование правильного певческого дыхания.
4. Игра на музыкальных инструментах.
Знакомство с простейшими музыкальными инструментами: рубель, трещотки, шумелки, ложки и т.д. Знакомство с понятием – темп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Овладение элементарными техническими навыками.
5. Казачьи народные песни.
Слушание казачьих народных песен. Определение жанра и характера произведений. Голосовые особенности исполнения казачьих песен.
Исполнение казачьих песен. Работа над выразительностью исполнения.
6. Творческая мастерская «Красна песня ладом»:
Конкурс на лучшую инсценировку казачьей песни.
Примерный репертуар 2-го года обучения.
Русские народные и казачьи песни:
«Тень-тень-потетень», ««На дубу свинья гнездо свила», «А мы ноне гуляли»», «Как по реченьке утенушка плывет», «Как у бабушки козел», «А я по лугу», «Как кума то к куме в решете приплыла», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Как за нашим за двором», «Комара муха любила», «Ой, вставала я ранешенько», «Савка и Гришка», «Покажи-ка, воробейко», «Тили-бом, тили-бом загорелся кошкин дом», «Комарик», «Две уточки», «Война грибов», «В лесу родилась ёлочка. Казачья»
Игра на музыкальных инструментах:
«Во саду ли в огороде», «Светит месяц», «Барыня», «Яблочко».
К концу второго года обучения дети должны:
знать: особенности казачьего народного пения; определять характер песен; названия простейших музыкальных инструментов. Понятия – ритм, темп, динамические оттенки.
уметь: петь песни без музыки и с музыкальным сопровождением; самостоятельно инсценировать песни; выразительно петь пройденные песни.
7 КЛАСС.
« Календарные обрядовые песни» (34ч.)
1. Введение. Песенный обрядовый фольклор.
Освоить нотную грамоту; звукоряд; составление из звуков е, ле, ви, на, зо, ра различных последовательностей. Знакомство с простейшими музыкальными инструментами: дрова, коробочки, бубенцы. Жанровый состав песен.
Исполнение коллективных и индивидуальных форм песнопения: упражнение в трехголосном исполнении песен. Календарные обрядовые песни.
2. Трудовые песни.
Древнее происхождение жнивных трудовых песен, припевок, сопровождающих физический труд и помогающих ему. Мужские, женские и детские трудовые песни. Организующая роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к труду, его идеализация в казачьем фольклоре. Разновидности жнивных трудовых песен.
Разучивание слов и мелодий жнивных песен, выразительное исполнение. Театрализация праздника «Жниво».
3. Заклички.
Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением.
4. Колядки.
Разнообразие жанров колядок: щедровки, овсени, таусени, усени, величальные, виноградья, подблюдные, волочебные песни. Образное содержание, народная символика. Лаконизм формы и поэтичность содержания.
Разучивание слов и мелодий колядок, щедровок, пение без музыки и с музыкальным сопровождением.
Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание обряда «Коляда».
5. Масленичные песни.
Древнее происхождение масленичных песен. Архаические попевки. Характерные ритмоформулы масленичных песен. Особенности исполнения, ладовая окраска.
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением.
Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание масленичных гуляний. Обряд «Проводы масленицы»
6. Игровые песни.
Древнее происхождение хороводов. Тематика игровых песен.
Разучивание слов, мелодий и движений в игровых песнях. Работа над выразительным исполнением.
7. Творческая мастерская «В хороводе были мы».
Примерный репертуар третьего года обучения.
Жнивные песни:
«Соловейко», «Уж мы сеяли ленок», «Жниво мое, жниво», «А мы просо сеяли», «Ты взойди, солнце красное», «Уродись-ка, горох», «Тяни холсты», «Завиваем бороду», «Ой, на горе тай жинцы жнут» (песня запорожских казаков)
Заклички:
«Жаворонки», «Ой, кулики», «Весна идет», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори гарко», «Дождик-дождик», «Осень – осень в гости просит» и др.
Колядки:
«Коляда-маляда». «Маленький вьюжунк», «Куры-рябые», «Хожу гуляю по нову городу», «Овсень-овсень», «Таусень», «Рождество», «Сею-вею, посеваю», «Усень-Усень», «Уж я золото хороню», «Перстни», «Ты матушка моя», «Скакал, скакал козлик», «Рождество твое Христе боже наш», "Святый вэчир", Как в Иерусалиме рано зазвонили» (Рождественская щедровка кубанских казаков), Мы ходили по проулочкам» (новогодняя авсенька донских казаков)
Масленичные песни:
«Уж мы Масленицу дожидали», «Скоро масленка придет», «Как на Масленой неделе», «Пришла Масленая неделя», «Мы давно блинов не ели», «Ты прощай, прощай наша Масленица». "Кружки тканые", «Вы,блины мои, блины (курагодная на Масленицу казаков-некрасовцев), «Как во дальней во сторонке» (гулебная на Масленицу донских казаков).
Игровые песни.
«Пойду ль я, выйду ль я», «Вдоль по улице», «Как во поле было поле», «Уж я золото хороню», «Пошла млада за водой», «Во саду ли, в огороде», «Походить бы мне по травкам», «Как по травкам по муравкам», «Под яблонью, под кудрявою», «Ой, вы кумушки мои, подруженьки», «Ой, сеяли девки лен», «Как по речке по Казанке», «Выходили красны девицы», «Краковячок» (донская пляска), «Вы казачки-казачки» (частая плясовая кубанских казаков), "Акулинка" (хороводная песня донских казаков), "Заинька серенький" (игровая песня некрасовских казаков)
К концу третьего года обучения дети должны:
знать: историю происхождения обрядов: «Жниво», «Коляда», « Проводы Масленицы». Понятие – лад, ладовая переменность, длительность, размеры. Виды закличек и их место в жизни людей, виды колядок, щедровки, названия колядных песен, масленичные песни.
уметь: пропеть жнивную песню, закличку, приговорку, колядку, щедровку, масленичную песню. Петь без музыки и с аккомпанементом, а так же под фонограмму, пользоваться ручными знаками для фиксации песенных вариантов. Исполнять песни на два голоса.
8 КЛАСС.
«Казачьи народные песни »
1. Введение. Поэтика казачьего фольклора:
Народное пение – основа профессионального творчества. Прослушивание подлинного звучания народного казачьего пения. Характерные особенности исполнения семейных песен. Воспитание навыков многоголосья.
Артикуляционная гимнастика;
Пение песен на три голоса.
2. Строевые военные казачьи песни.
Значение строевой песни для воспитания молодых казаков; праздник «проводы в Армию»». Развитие навыков импровизации народной песни.
Разучивание слов и мелодий строевых песен. Работа над выразительным исполнением. Импровизация песен.
3. Лирические казачьи песни
Лирические песни о природе, о любви. Особенности поэтического текста, связанные с любовью к Родине, тоской по ней.
Разучивание слов и мелодий песен. Работа над выразительностью исполнения. Пение без музыки. Индивидуальная работа. Развитая ладовая и мелодическая структура.
4. Исторические казачьи песни - былины.
5. Военно-бытовые лирические казачьи песни.
Тяжелая казацкая судьба, безвременная смерть где-нибудь на чужбине, трудная доля казацких вдов.
Поэтическое содержание жанра военно-бытовой лирической казачьей песни.
Разучивание слов и мелодий песен. Работа над выразительным исполнением. Пропевание без музыки и с музыкальным сопровождением. Пение песен трехголосно.
6. Плясовые казачьи песни:
7. Колыбельные казачьи песни.
Раннее детство. Первая колыбель, устройство колыбели. Мифологическое устройство колыбели. Колыбельные песни – азы воспитания.
8. Творческая мастерская
Обряд «Казачья свадьба»
Примерный репертуар 4-го года обучения.
Строевые военные казачьи песни:
«В 93 годике», «Во саду дерево цветет», «Пчелочка златая», «Из-за леса, леса копий и мечей», «Из-за леса, из-за рощи», «Всадники-други» (марш-сигнал), «Любо братцы, любо», "Кубанцы-молодцы".
Проводы в Армию
«Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух ва лужок», «Як сидив кочет на воротах», «Ой там пры далыни там жила вдова», «Прощай станыця, горад Кавказ»
Лирические казачьи песни:
"Свитэ мисяць" (лирическая песня черноморских казаков), "Ой, на гори два дубка" (плясовая песня чёрноморских казаков), "Ой, ночка тёмна" (кубанская девичья лирическая песня), "Як бы я мала крылья орлыни" (лирическая песня черноморских казаков), "Наташка"(лирическая песня линейных казаков), "Не для меня придет весна" (лирическая песня донских казаков), "Сидел ворон на белой березе" (лирическая песня линейных казаков) и др.
Исторические казачьи песни – былины:
"Ох, в Таганроге" ( историческая песня линейных казаков), "Я уезжаю на славный Кавказ" (историческая песня линейных казаков), "Ой, Расея, ты Расея" (историческая песня линейных казаков), "Про Игнатку, про изменщичка" ( историческая песня хутора Кубанский), «Почернело поле» (историческая казачья песня), «Ты Россия» (историческая казачья песня времен войны 1812 года), «Ой, да раз малым-мало спалось» (былинная песня донских казаков, сон Степана Разина) «Ой, да вы, кубанцы (историческая песня кубанских казаков, про Шамиля) и др.
Военно-бытовые лирические казачьи песни:
«В Таганроге», «Пролягала она шлях-дорожка», «На горе высокой» (Терская), «Служба ли матушка» (военно-бытовая песня донских казаков),
«Черный ворон», «Когда мы были на войне» и др.
Плясовые казачьи песни:
"Ой, на гори два дубка" (плясовая песня чёрноморских казаков), "Запрягай" (плясовая песня кубанских казаков), "Запряжу я светло-бурова коня" (плясовая песня линейных казаков), "Ой, Дунюшка" (плясовая песня Донских казаков), "Люблю я казаченька" (плясовая песня линейных казаков), "Раз, вечор, моя милая" (плясовая песня донских казаков), "У Сафона в огороде" (плясовая песня донских казаков), "Меня Ноня Мамонюшка бранила" (плясовая песня донских казаков), "Уж, вы мысли, мои мысли" (плясовая песня терских казаков),
Колыбельные:
«Байка, качи, качи», «Ходит сон по сенечкам», «А баюшки, баюшки», «Котя, серенький коток», казачьи колыбельные песни и др.
К концу четвертого года обучения дети должны:
знать: происхождение и жанры казачьих песен.
уметь: петь трехгоглосием. Петь разножанровые казачьи песни, по нотам, в ансамбле и сольно.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5-8КЛАСС.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Абдулина А. Б. Песенное творчество семиреченских казаков // Русский фольклор. Полевые исследования. XXIII Л.,1985.
2. Архипенко Н. Христианские классификаторы, в системе мифологических представлений донских казаков // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2000.
3. Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Ч. 1 Алма-Ата, 1977.
4. БагизбаеваМ. М. Фольклор Семиречья // Русский фольклор. Полевые исследования. XXIII Л., 1985.
5. Белецкая Е. М. Собирание казачьего фольклора в Чечено-Ингушетии // Русский фольклор. Полевые исследования. XXIII . Л., 1985.
6. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. В редакции В. Г. Захарченко. Т. 1. Краснодар, 1992, Т. 2. Краснодар, 1995.
7. Бобрышова Л. Ф. Современная жизнь традиционного фольклора терских казаков (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций в Курском районе Ставропольского края) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год. Дикаревские чтения (6). Краснодар, 2000.
8. Бондарь Н. И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.
9. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 2. Забайкалье, Новосибирск, 1967.
10. Великая Н. Н. Этногония гребенских казаков // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год. Дикаревские чтения (6). Краснодар, 2000.
11. Глинкин А. В., Лазарев А. И. Песни оренбургских казаков: Старые и новые записи. Челябинск, 1996.
12. Ивашнева Л. Л. Реально-историческое и фантастическое начало в жанрах несказанной прозы Астраханского края (по материалам фольклорной практики 1978-1997 гг. ) // Астраханский край: история и современность (к 280-летию образования Астраханской губернии). Астрахань, 1997.
13. Казачьи сказки. В пересказе В. Когитина. Волгоград, 1992.
14. Коваленко А. И. Казачьи песни на Амуре // Дальний Восток. 1994. № 1.
15. Когитин В. В. Русские люди Волжского Понизовья. Волгоград, 1993.
16. Коротин Е. И. Фольклор яицких казаков: Песни, народная проза, детский фольклор. Алма-Ата, 1982.
17. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар, 2001.
18. Липинская В. А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае ХVIII - нач. ХХ века. М., 1996.
19. Листопадов А. М. Песни донских казаков. М., 1949-1954. Т. 1-5.
20. Мартыненко Л. Б., Уварова И. В. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Краснодар, 1993.
21. Матвеев О. В. «Дэ диды, прадиды служилы…» «Служилое» начало в этногенетических представлениях кубанских казаков // Из истории дворянских родов Кубани. Краснодар, 2000.
22. Матвеев О. В. Категория пространства в устной истории кубанского казачества // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северо-Западного Кавказа за 2000 год. Дикаревские чтения (7). Краснодар, 2001.
23. Матвеев О. В. Враги, союзники, соседи: Этническая картина мира в исторических представлениях кубанских казаков. Краснодар, 2002.
24. Матвеев О. В. «Рапрощайся, ты, Шамиль…» (Пленение имама в устной истории кубанских казаков) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год. Дикаревские чтения (6). Краснодар, 2000.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.
2. Глинкин А. В., Лазарев А. И. Песни оренбургских казаков: Старые и новые записи. Челябинск, 1996.
3. Казачьи сказки. В пересказе В. Когитина. Волгоград, 1992.
4. Коваленко А. И. Казачьи песни на Амуре // Дальний Восток. 1994. № 1.
5. Коротин Е. И. Фольклор яицких казаков: Песни, народная проза, детский фольклор. Алма-Ата, 1982.
6. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар, 2001.
7. Листопадов А. М. Песни донских казаков. М., 1949-1954. Т. 1-5.
8. Мартыненко Л. Б., Уварова И. В. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Краснодар, 1993.
9. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.
10. Хоровод- круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006
1.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
Учебно-тематическое планирование
5 КЛАСС.
№ темы | Название темы | Теория | Практика |
Количество часов |
1-2. | Вводное занятие. «Мир фольклора. Специфика детского фольклора » | 1 | 1 |
3-5. | Потешки. | 1 | 2 |
6-8. | Прибаутки. | 1 | 2 |
9-11. | Небылицы. | 1 | 2 |
12-14. | Дразнилки. | 1 | 2 |
15-17. | Считалки. | 1 | 2 |
18-20. | Молчанки | 1 | 2 |
21-25. | Частушки | 1 | 4 |
26-30. | Казачьи детские игры | 1 | 4 |
31-34. | Итоговое занятие – посиделки «Делу – время, потехе – час». | 1 | 3 |
Итого: 34 часа | 10 | 24 |
№ п/п | Наименование раздела программы, темы | Кол-во часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных) |
«Детский казачий музыкальный фольклор» |
1-2. | Вводное занятие. «Мир фольклора. Специфика детского фольклора » | 2 | Знакомство с содержанием и тематикой занятий самостоятельного творчества, развития индивидуальности. |
3-5. | Потешки. | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание потешек. |
6-8. | Прибаутки. | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание прибауток. |
9-11. | Небылицы. | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание небылиц. |
12-14. | Дразнилки. | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание дразнилок. |
15-17. | Считалки. | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. |
18-20. | Молчанки | 3 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание молчанок. |
21-25. | Частушки | 5 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Разучивание частушек. |
26-30. | Казачьи детские игры | 5 | Знакомство и разучивание детских игр казаков. |
31-34. | Итоговое занятие – посиделки «Делу – время, потехе – час». | 4 | Праздник. Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
Итого: | 34 | |
6 КЛАСС.
№ темы | Название темы. | Теория | Практика |
Количество часов |
1-2. | Вводное занятие «У наших ворот всегда хоровод» | 1 | 1 |
3-7. | Театр народной песни. | 1 | 4 |
8-18. | Русские народные песни. | 1 | 10 |
19-26. | Народное пение. | 1 | 7 |
27-32. | Игра на русских музыкальных инструментах. | 1 | 5 |
33-34. | Итоговое занятие – посиделки «Красна песня ладом». | 1 | 1 |
Итого: 34 часа | 6 | 28 |
№ п/п | Наименование раздела программы, темы | Кол-во часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных) |
Театр народных казачьих песен. «Выразим себя в фольклоре» |
1-2. | Вводное занятие «У наших ворот всегда хоровод» | 2 | Знакомство с содержанием и тематикой занятий самостоятельного творчества, развития индивидуальности. |
3-7. | Театр народной песни. | 5 | Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация. |
8-18. | Русские народные песни. | 11 | Знакомство и разучивание русских народных песен. |
19-26. | Народное пение. | 8 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. |
27-32. | Игра на русских музыкальных инструментах. | 6 | Музыкально-пластические движения, игра на музыкальных инструментах. |
33-34. | Итоговое занятие – посиделки «Красна песня ладом». | 2 | Праздник. Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация |
Итого: | 34 | |
7 КЛАСС.
№ темы | Название темы. | Теория | Практика |
Количество часов |
1-2. | Вводное занятие: «Весной косы точили, летом травы косили, осенью на возочке возили». | 1 | 1 |
3-8. | Трудовые песни. | 1 | 5 |
9-13. | Заклички. | 1 | 4 |
14-18. | Колядки. | 1 | 4 |
19-24. | Масленичные песни. | 1 | 5 |
25-32. | Хороводы. | 1 | 7 |
33-34. | Итоговое занятие – посиделки «В хороводе были мы». | 1 | 1 |
Итого: 34 часа | 7 | 27 |
№ п/п | Наименование раздела программы, темы | Кол-во часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных) |
Календарные обряды казаков. «Казачьи календарные обрядовые песни» |
1-2. | Вводное занятие: «Весной косы точили, летом травы косили, осенью на возочке возили». | 2 | Знакомство с содержанием и тематикой занятий самостоятельного творчества, развития индивидуальности. |
3-8. | Трудовые песни. | 6 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание трудовых песен казаков. |
9-13. | Заклички. | 5 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание закличек. |
14-18. | Колядки. | 5 | Знакомство и разучивание песен, колядок казаков. |
19-24. | Масленичные песни. | 6 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Знакомство и разучивание масленичных песен казаков. |
25-32. | Хороводы. | 8 | Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Музыкально-пластические движения, исполнение хороводов, драматизация. |
33-34. | Итоговое занятие – посиделки «В хороводе были мы». | 2 | Праздник. Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация. |
Итого: | 34 | |
8 КЛАСС.
№ темы | Название темы. | Теория | Практика |
Количество часов |
1-2. | Введение. Поэтика казачьего фольклора | 1 | 1 |
3-8. | Строевые военные казачьи песни | 1 | 5 |
9-14. | Лирические казачьи песни | 1 | 5 |
15-20. | Исторические казачьи песни - былины | 1 | 5 |
21-26. | Плясовые казачьи песни | 1 | 5 |
27-30. | Колыбельные песни. | 1 | 3 |
31-34. | Итоговое занятие – Казачья свадьба | 1 | 3 |
Итого: 34 часа | 6 | 28 |
№ п/п | Наименование раздела программы, темы | Кол-во часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных) |
Жанровое многообразие казачьего музыкального фольклора. «Казачьи народные песни» |
1-2. | Введение. Поэтика казачьего фольклора | 2 | Знакомство с содержанием и тематикой занятий самостоятельного творчества, развития индивидуальности. |
3-8. | Строевые военные казачьи песни | 6 | Знакомство и разучивание строевых песен казаков. |
9-14. | Лирические казачьи песни | 6 | Знакомство и разучивание лирических песен казаков. |
15-20. | Исторические казачьи песни - былины | 6 | Знакомство и разучивание исторических песен-былин казаков. |
21-26. | Плясовые казачьи песни | 6 | Знакомство и разучивание плясовых песен казаков. |
27-30. | Колыбельные песни. | 4 | Знакомство и разучивание колыбельных песен казаков. |
31-34. | Итоговое занятие – Казачья свадьба | 4 | Праздник. Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация. |
Итого: | 34 | |
14