СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс.»

Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс

Разделы: Астрономия

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звездная азбука» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707).

4. Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Бездонность и необъятность звездного неба необъяснимым образом притягивает к себе взгляды людей, завораживает, гипнотизирует, наполняет душу тихой и нежной радостью, ощущением единства со всей Вселенной. И если даже взрослое воображение порой рисует удивительные картины, то что же говорить о детях, фантазерах и выдумщиках, которые летают во сне и мечтают о космических путешествиях и встречах с инопланетным разумом…

Если ребенок дорос до возраста «почемучек» и спрашивает о том, почему звезды светятся, кто придумал лето, далеко ли до солнца и что такое комета, необходимо в доступной форме познакомить его с азами астрономии, помочь понять устройство окружающего мира, поддержать познавательный интерес.

Наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. Поэтому возникает необходимость  давать учащимся начальные знания по астрономии в начальной школе.

Цель программы «Звездная азбука»

  • Образовательные:

    • расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроках окружающего мира;

    • получить дополнительные знания из области астрономии;

    • повысить эрудицию и расширить кругозор.

  • Воспитательная:

    • воспитывать самостоятельность и ответственность;

    • воспитывать нетерпимое отношение к невежественным суждениям об окружающем мире;

    • воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу.

  • Развивающая:

    • развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;

    • развивать навыки самостоятельной работы;

    • развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;

    • развивать умение работать в коллективе, слушать и объективно оценивать суждение товарища;

    • развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.

Реализация курса «Звездная азбука» предполагает решение следующих задач обучения:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельности;

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Выделенная цель программы «Звездная азбука» не противоречит Положению о программе курса внеурочной деятельности педагога, реализующего федеральные государственные стандарты в МКОУ СОШ № 3, в котором заявляется, что цель программы курса внеурочной деятельности – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.

Задачи программы «Звездная азбука»

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

    • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

    • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

    • формирование социально адекватных способов поведения.

  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

    • воспитание целеустремленности и настойчивости;

    • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

    • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

    • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  • Формирование умения решать творческие задачи.

  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Выделенные задачи совпадают с задачами программы внеурочной деятельности из Положения о программе курса внеурочной деятельности педагога, реализующего федеральные государственные общеобразовательные стандарты в МКОУ СОШ № 3.

Содержание программы

Программа «Звездная азбука» рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Количество часов – по 34 в год в 1-4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал, предлагаемый для изучения в каждом классе, разбит на 4 модуля:

  1. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем.

  2. Планета Земля.

  3. Звездное небо.

  4. Солнечная Система.

С каждым годом обучения содержание модулей усложняется и расширяется, углубляется и конкретизируется, что соответствует концентрическому принципу построения учебной программы.

Содержание предлагаемой программы внеурочной деятельности тесно связано с курсом начальной школы «Окружающий мир», разработанным на основе ведущих идей уважения к миру, его целостности и многообразия, что обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности. Курс астрономии расширяет следующие темы «Окружающего мира»: «Что у нас над головой?», «На что похожа наша планета?», «Когда наступит лето?», «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему Луна бывает разной?», «Зачем люди осваивают космос?».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

1) Обучающийся в процессе изучения модуля «Вселенная в прошлом, настоящем и будущем» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о Вселенной в прошлом: какой представляли себе Вселенную древние народы; о Вселенной в настоящем: актуальные проблемы, касающиеся космического пространства; о Вселенной в будущем: расширение Вселенной; знания из истории космонавтики; о технических устройствах, работающих в космосе (космические корабли, искусственные спутники Земли).

Умения рассказать о древних представлениях Вселенной; выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, поделки.

2) Обучающийся в процессе изучения модуля «Планета Земля» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о внутреннем строении нашей планеты и её спутника Луны, о смене времен года, дня и ночи, о днях равноденствия и солнцестояния, знания о сумерках, белах ночах и темных днях, закатах и рассветах.

Умения продемонстрировать с помощью моделей и объяснить смену дня и ночи, времен года. Умение объяснять с точки зрения науки необычные явления на небе (радуга, гало, мираж, северное сияние). Умение выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, собственной поделки.

3) Обучающийся в процессе изучения модуля «Звездное небо» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о строении и эволюции звезд, о видах звезд, о сезонной смене созвездий, зодиакальных созвездиях, незаходящих созвездиях.

Умения работать с атласом звездного неба, умение ориентироваться по звездам, находить на небосводе ярчайшие созвездия. Умение выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, собственной поделки.

4) Обучающийся в процессе изучения модуля «Солнечная Система» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о месте Солнечной Системы в Млечном Пути, о больших и малых телах Солнечной Системы, о планетах земной группы и планетах гигантах, о карликовых планетах.

Умение рассказать о больших и малых телах Солнечной системы, осуществлять поиск информации по основным астрономическим явлениям, наблюдаемым с Земли в текущем году: затмения солнечные и лунные, метеорные потоки, видимость некоторых планет и комет. Умения выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, собственной поделки.

В процессе освоения обучающимися программы формируются такие качества личности как самоуважение, доброжелательность и чуткость, способность к организации деятельности, целеустремленность и настойчивость, самостоятельность, целеустремленность в работе, творческое отношение к делу, внимательность, усидчивость, пунктуальность, эрудиция.

Формы учета знаний и умений

1. Проведение диагностического занятия в игровой форме после изучения каждого модуля, с целью определения уровня астрономических знаний детей.
2. Подготовка детьми своих результатов работы в виде портфолио в конце учебного года, изготовление различных моделей на занятиях, которые далее, к концу учебного года перерастают в проект, присуждение звания «Юного астронома года».
3. В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
4. При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск способа их преодоления.

Формы проведения занятий

Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях, Луны, планет, звезд, использовании астрономических приборов, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений, изготовлении лэпбуков (особая форма организации учебного материала по определенной теме в виде буклета с плотной картонной основой содержащего внутри кармашки с обучающим материалом, либо вклеенные книжки, развертки), изготовлении поделок, рисунков, разработке собственных проектов.

Используются следующие формы уроков: беседа, урок-игра,  практические наблюдения, подготовка и представление творческих проектов. Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 688 с.

  2. Перельман, Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 284, [4] с.: ил. – (Занимательная наука).

  3. Многие учебные материалы и модели учащиеся выполняют непосредственно на занятиях и используют их далее в учебном процессе.

Учебно-тематическое планирование

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Приложение 2

Литература

  1. Перельман, Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 284, [4] с.: ил. – (Занимательная наука).

  2. Николов, Н., Харалампиев, В. Звездочеты древности / Н. Николов, В. Харалампиев. – М.: Мир, 1991. – 286с.

  3. Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 688 с.

  4. Порцевский, К.А. Моя первая книга о Космосе / К.А. Порцевский. – М.: Росмен, 2005. – 96 с.

  5. http://kosmokid.ru









Приложение 1. Учебно-тематическое планирование



Класс

Модуль

Кол-во часов

Теория

Практика

1 класс

Вселенная в прошлом

7

5

2

Планета Земля

8

6

2

Звездное небо

8

6

2

Солнечная система

9

8

1

Защита проекта

1



Резерв

1



Итого

34

25

7

2 класс

Вселенная в настоящем

8

5

3

Планета Земля

8

6

2

Звездное небо

8

4

4

Солнечная система

8

5

3

Защита проекта

1



Резерв

1



Итого

34

20

12

3 класс

Вселенная в настоящем

7

4

3

Планета Земля

6

4

2

Звездное небо

9

6

3

Солнечная система

10

1

9

Защита проекта

1



Резерв

1



Итого

34

15

17

4 класс

Вселенная в будущем

8

4

4

Планета Земля

7

7

-

Звездное небо

10

8

2

Солнечная система

7

6

1

Защита проекта

1



Резерв

1



Итого

34

24

7

















Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа)



Тема

Краткое содержание урока

Оборудование

Кол-во часов

Дата

Теор

Практ

План

Факт

1 модуль. Вселенная в прошлом (7 ч)

1/1

Мифы о Вселенной

Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних индусов».

Презентация 1.1, портрет Фалеса, цветная бумага, картон, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры, ластик, пример поделки, магнит, шаблоны

1




2/2

Древняя обсерватория

Краткая история возникновения Стоунхенджа, его астрономическое назначение. Выполнение модели Стоунхенджа из пластилина

Презентация 1.2, пластилин, доска для пластилина, картон зеленого цвета, примерная поделка, трафарет, фонарик, плотная картонка-основа


1



3,4/3,4

Звездная наука Египтян. Изготовление солнечных часов

Теоретические сведения об астрономических знаниях древних Египтян. Изготовление солнечных часов

Шаблоны циферблата и гномона, картон, клей, ножницы, компас

1

1



5/5

Аристотель и Коперник

Аристотель – человек, остановивший Землю и Николай Коперник – «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Биографические сведения об Аристотеле и Копернике. Модели Солнечной Системы обоих ученых

Презентация 1.5, портреты Аристотеля и Коперника, магниты, кроссворд

1




6/6

Как наблюдают небо?

Техника безопасности по наблюдению Солнца и других космических объектов, назначение светофильтров. Инструменты для наблюдения звездного неба: глаз, подзорная труба, бинокль, телескопы

Презентация, памятки по технике безопасности, календарь астрономических событий на 2014 год, жетоны, карточки для схемы

1




7/7

Обобщающий урок – игра «Знатоки»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 1.7, методический материал к уроку

1




2 модуль. Планета Земля (8 ч)

1/8

Почему небо голубое?

Земная атмосфера днем и ночью. Фронтальный опыт с цветным капроном, объясняющий глубину цвета неба

Презентация 1.8. кусочки голубого капрона

1




2/9

Планета Земля – голубой шар

Основные сведения о строении нашей планеты. Знакомство с глобусом.

Презентация 1.9.


1



3/10

Создадим планету сами!

Выполнение модели Земли из пластилина с учетом внутреннего строения, вырезание сектора земного шара

Пластилин, доска для пластилина, стекер, поделка для примера


1



4/11

Почему днем светло, а ночью – темно?

Объяснение механизма смены дня и ночи. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца.

Модель Земли с предыдущего занятия, фонарь

1




5/12

Почему летом тепло, а зимой холодно?

Объяснение механизма смены времен года. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца.

Модель Земли фонарь

1




6/13

Спутница Земли

Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания

Пластилиновая модель Луны, картинки с месяцем с правильным и неправильным изображением, альбом, карандаши.

1




7/14

Лунный календарь

Роль лунного календаря в нашей жизни, сфера его использования. Закрепление понятий новолуние, полнолуние, четверть Луны, фаза Луны. Лунный календарь на текущий месяц, сравнение фаз Луны с рисунками домашнего задания

Методический материал для закрепления материала. Лунный календарь

1




8/15

Урок-игра «Почемучки»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 1.15. методический материал к уроку

1




3 модуль. Звездное небо (8 ч)

1/16

Поговорим о звездах

Из чего состоит звезда? Ближайшая к Земле звезда – Солнце.

Презентация 1.16

1




2/17

«Черная дорожка посыпана горошком»

Звездное небо. Сколько звезд на небе? Создание модели лунно-звездного неба из черного картона. Куда пропадают звезды днем? Опыт с моделью звездного неба и фонариком

Методический материал к уроку, черный картон, старые стержни от ручек или шило, ножницы, карманный фонарик


1



3/18

Что такое созвездие?

Определение созвездия. Наглядная демонстрация факта о различной удаленности звезд, входящих в одно созвездие – создание учащимися модели созвездия Кассиопеи

Презентация 1.18. Плотный картон, 5 пуговиц (2 больших, 2 средних, 1 маленькая), нитки, ножницы, клей, линейка

1




4/19

Созвездия северного полушария

Демонстрация северного и южного полушария. Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать, жители Северной Америки и мы – жители Евразии. Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта

Карта звездного неба северного полушария.

1




5/20

Созвездия южного полушария

Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать жители Австралии, Африки, Южные Американцы. Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта

Карта звездного неба южного полушария

1




6/21

Млечный Путь

Упорядоченное расположение звезд в космическом пространстве. Скопления звезд. Условия видимости Млечного пути, легенды разных народов о Нашей Галактике. Подписать заготовку для итогового проекта с учетом галактического адреса. Вращение Нашей Галактики.

Презентация 1.21.

1




7/22

Изготовление поделки «Наша Галактика»

Создание модели спиралевидной галактики из картона с вращательным механизмом

Черный картон, клей, ножницы, манка. Шаблон спиралевидной галактики, нить или веревочка, игла.


1



8/23

Урок-игра – «Звездный час»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 1.23. методический материал к уроку

1




4 модуль. Солнечная Система (9 ч)

1/24

Самая близкая звезда

Что такое Солнце? Почему к Солнцу не летают космические аппараты? Солнечный свет и жизнь на Земле. Размеры Солнца по сравнению с Землей. Техника безопасности при наблюдении Солнца.

Презентация 1.24. Модель Солнца и Земли для сравнения размеров

1




2/25

Планеты Солнечной Системы

Что такое планета. Можно ли увидеть планеты с Земли? Планеты Солнечной Системы.

Презентация 1.25.

1




3/26

Изготовление поделки «Парад планет»

Создание модели Солнечной Системы из пластилина на заготовках. Выстраивание планет в парад. Условия возникновения парада планет

Пластилин, стекер, доска для лепки, заготовки для модели Солнечной Системы


1



4/27

Астероиды

Знакомство с астероидами как малыми телами Солнечной Системы. Пояс астероидов. Изготовление пояса астероидов на поделке «Парад планет». Изготовление модели астероида

Презентация 1.27, гуашь, кисточка, камешек

1




5/28

Кометы

Знакомство с кометами и облаком Оорта. Зарисовка кометы на поделке «Парад планет»

Презентация 1.28

1




6/29

Падают ли звезды?

Что такое метеоры? Когда можно наблюдать звездопад?

Презентация 1.29

1




7/30

Метеориты

Что такое метеорит? В чем отличие метеорита от метеора. Падение метеоритов на Землю и другие планеты. Челябинский метеорит

Презентация 1.30

1




8/31

Туманности

Что такое туманность? Как она образуется?

Презентация 1.31

1




9/32

Урок-игра «Прогулка по Солнечной Системе»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 1.32. методический материал к уроку

1




33

Защита проекта. Темы: «Модель Земли», «Луна и фазы Луны», «Созвездие Кассиопея», «Галактика Млечный Путь», «Модель Солнечной Системы», «Астероид»



34

Резерв





Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)



п/п

Тема

Краткое содержание урока

Оборудование

Количество часов

Теория

Практика

1 модуль. Вселенная в настоящем (8 ч)

1/1

Календари

Для чего нам календарь. Роль астрономии в зарождении календаря. Виды календарей. Великие астрономические даты. Изготовление вечного календаря.

Григорианский, лунный, садоводческий календари. Заготовки для вечного календаря, диск в коробочке, клей момент кристалл, ножницы.


1

2/2

Дорога в космос

История космодрома Байконур. Создание модели космического корабля Восток (для мальчиков), создание закладки «Восток» (для девочек)

Презентация 2.2. Картон, цветная бумага, ножницы, клей, лента или шнурок, трафареты, примеры поделок.


1

3/3

Животные-космонавты

Роль собак в развитии космонавтики. Какие еще животные побывали в космосе

Презентация 2.3. Альбом, фломастеры или карандаши

1


4/4

Человек в гостях у Космоса

Полет Юрия Гагарина и Алексея Леонова.

Презентация 2.4, видеофильмы «Юрий Гагарин – хроника первого полета», «Космонавт Алексей Леонов»

1


5/5

Астрономия и астрология

В чем разница между астрономией и астрологией. «Родословная» астрологии, статистика против астрологии

Презентация 3.5

1


6/6

«Гороскоп-калейдоскоп»

Создание поделки «Гороскоп-калейдоскоп»

Картон, фломастеры или карандаши, ножницы, циркуль, 2 бусины, шаблоны, поделка для примера


1

7/7

Телескопы

Какие бывают телескопы. Что можно увидеть в телескоп. Телескоп Хаббл. Просмотр видеоролика «Вселенная телескопа Хаббл». Изготовление поделки «Телескоп»

Презентация 2.7, листы с лабиринтами для актуализации знаний, втулки от одноразовых полотенец, или белый картон, клейкая лента, шило, картинки созвездий

1


8/8

Урок-игра «Дорожка к орбите»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 2.8, методический материал к уроку

1


2 модуль. Планета Земля (8 ч)

1/9

Семицветная коса подпирает небеса

Редкие и необычные явления на небе: радуга, гало, миражи, венцы, покрытие звезд Луной.

Презентация 2.9

1


2/10

Фронтальная исследовательская работа «Кто раскрасил радугу»

Что такое радуга? Условия появления радуги в природе. Получение радуги в лабораторных условиях с помощью мыльных пузырей и компакт-диска, изготовление устройства для запуска мыльных пузырей

Состав для мыльных пузырей, устройство для запуска мыльных пузырей: 2 палки, бинт, болтик, компакт-диски, заготовки для


1

3/11

Спутница Земли

Что такое Луна. Способы определения растущей и стареющей Луны. Движение Луны. Можно ли видеть Луну днем? Наблюдение Луны на уроке при условиях видимости

Лунный глобус


1

4/12

Светлая сторона Луны

Основные объекты лунной поверхности. Изучение карты светлой стороны Луны

Презентация 2.12, лунный глобус

1


5/13

Темная сторона Луны

Изучение карты темной стороны Луны

Презентация 2.13, лунный глобус

1


6/14

Луноходы

Что такое луноходы и для чего они нужны. Поделка «Луноход-1»

Презентация 2.14, цветной картон, бумага, ножницы, клей, фольга, пример поделки

1


7/15

Человек на Луне

История полета космического корабля Аполлон-11. Что чувствует человек на Луне. Лунное небо. Изготовление поделки «Я на Луне»

Презентация 2.15, черный картон, цветная бумага, белая бумага, фольга, своя фотография, клей, ножницы

1


8/16

Обобщающий урок-игра «А знаете ли вы?»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 2.16, методический материал к уроку

1


3 модуль. Звездное небо (8 ч)

1/17

Кто живет на небе?

История возникновения созвездий. Список созвездий, существующих на данный момент

Презентация 2.17

1


2/18

Созвездия южного полушария

Изучение созвездий южного полушария по карте звездного неба

Презентация 2.18, карта звездного неба

1


3/19

Созвездия северного полушария

Изучение созвездий северного полушария по карте звездного неба

Презентация 2.19, карта звездного неба

1


4/20

88 созвездий

Урок-наблюдение. Техника безопасности

Карта звездного неба


1

5/21

Прятки с небесными жителями

Работа с немой картой звездного неба по определению очертаний ярчайших созвездий

Немая карта звездного неба, атлас звездного неба


1

6,7/22

23

Незаходящие созвездия в нашей местности

Изучение созвездий зенита в нашей местности. Вышивание созвездий на ткани

Пяльца, нить черного, желтого цветов, игла, ножницы


2

8/24

Обобщающий урок-игра «Звездный час»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 2.24, методический материал к уроку

1


4 модуль. Солнечная Система (8 ч)

1/25

Поклонение Солнцу на Руси

Даждьбог. Значение Солнца в жизни народа древней Руси. Изготовление поделки «Даждьбог»

Презентация 2.25. цветная бумага, картон, клей, ножницы, нить

1


2/26

Дни равноденствия и солнцестояния

Астрономические признаки дней равноденствия и солнцестояния, зарисовка карты данных явлений с датами

Презентация 2.26. Альбом, карандаши или фломастеры

1


3,4/27,

28

Ультрафиолетовое излучение

Что такое ультрафиолетовое излучение Солнца, опасно ли оно? Озоновый слой Земли. SPF-фактор, как правильно выбирать средства защиты от УФ излучения – солнцезащитные очки, панамы, применение УФ в медицине, экскурсия в медицинский кабинет – демонстрация УФ облучателя, солярии, УФ излучение в космосе

Презентация 2.27. Примеры солнцезащитных средств

1

1

5/29

Состав Солнечной Системы. Карликовые планеты – небесные циркачи

Актуализация знаний об элементах Солнечной Системы. Планеты, кометы, метеоры и метеориты, астероиды. Что такое карликовая планеты. Плутон, Церера, Хаумеа, Макемаке, Эрида. Выполнение модели Плутона из пластилина с вырезанием фрагмента

Презентация 2.29, пластилин, доска, стекер

1


6,7/30,

31

Изготовление лэпбука «Солнечная Система»

Самостоятельное изготовление лэпбука «Солнечная Система»

Презентация 2.30. Лэпбук для примера. Бумага простая и цветная, клей, ножницы, фломастеры.


1

8/32

Обобщающий урок-игра «Солнечные лучики»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 2.32, методический материал к уроку

1


33

Защита проекта. Темы: «Космодром Байконур», «Как космонавты живут на орбите», «Телескопы», «Луноход-1», «Незаходящие созвездия», «Солнечная Система»

34

Резерв



Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)



п/п

Тема

Краткое содержание урока

Оборудование

Количество часов

Теория

Практика

1 модуль. Вселенная в настоящем (7 ч)

1/1

Что такое NASA?

Разгадывание кроссворда, для чего нужна организация NASA

Презентация 3.1

1


2/2

Искусственные спутники на службе у человека

Просмотр фотографий современных ИСЗ, изучение их назначения

Презентация 3.2

1


3/3

Первый искусственный спутник Земли

Внешний вид первого ИСЗ, его назначение, дата запуска. Создание модели первого ИСЗ

Фольга, пластилин, пластиковые трубочки, доска, стекер, картинка с первым ИСЗ


1

4/4

Проблемы загрязнения космического пространства

Что такое космический мусор? Может ли он упасть на Землю? Как очистить околоземное космическое простанство? Диалог на тему «Способы сбора космического мусора», рисование агитационных листовок «Приберемся в космосе», «Очистим орбиту!»

Презентация 3.4, альбомный лист, фломастеры или карандаши

1


5,

6/5,6

Изготовление лэпбука «Как космонавты живут на орбите»

Создание лэпбука о Гагарине и Леонове «Как космонавты живут на орбите»

Лэпбук для примера, бумага простая, цветная, клей, ножницы, фольга, фломастеры.


1

7/7

Обобщающий урок-игра «У порога в космос»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 3.7, методический материал к уроку

1


2 модуль. Планета земля (6 ч)

1/8

Крем от загара для нашей планеты

Что такое озоновый слой и для чего он нужен, чем опасны озоновые дыры, как предотвратить их появление

Презентация 3.8

1


2/9

Путешествие к центру Земли

Изучение внутреннего строения нашей планеты. Выполнение модели Земли из пластилина

Пластилин, доска, канцелярский нож


1

3/10

Загадочная «Пангея»

Разгадывание кроссворда с названием сверхконтинента «Пангея», материки в прошлом и современные континенты, создание пазла «Пангея» (оформление континентов по примеру – раскрашивание, подпись материков), изготовление конверта для пазла

Презентация 3.10. Заготовка для пазла, ножницы, карандаши, фломастеры


1

4/11

Могут ли люди летать?

Земное притяжение, невесомость, просмотр видеороликов о невесомости, ответы на вопросы после просмотра видеороликов, обсуждение

Видеофрагменты о невесомости

1


5/12

Поиграем на Луне

Лунные пейзажи. Какой на Луне климат? Лунное небо. Ощущения человека на Луне

Презентация 3.12

1


6/13

Обобщающий урок-игра «Планета Земля»


Презентация 3.13. методический материал к уроку

1


3 модуль. Звездное небо

1/14

Звезда от рождения до смерти

Знакомство с жизненными этапами звезды

Презентация 3.14

1


2/15

Как живет Солнышко

Жизненные этапы Солнца. Создание панно «Жизнь Солнца»

Черный картон или белый картон и черная краска с кистью, цветная бумага, вата, клей, ножницы, манная крупа


1

3/16

Какого цвета звезды

Объяснение зависимости цвета звезды от температуры. Игра «Горячо-тепло-холодно»

Презентация 3.16, карточки для игры

1


4/17

Переменные, сверхновые и двойные звезды

Что такое переменная звезда? Сверхновая или сверхстарая? Двойные звезды – Алькор и Мицар. Наблюдение. Вышивание Ковша Большой Медведицы с учетом двойной звезды.

Презентация 3.17, Модель двойной звезды, пяльца, темная ткань, желтая и белая нить, ножницы


1

5/18

Звезды карлики и звезды гиганты

Сравнение звезд карликов и гигантов, демонстрация моделей звезд карликов (тяжелый металлический шарик) и гигантов (легкий красный шар)

Презентация 3.18, модели

1


6/19

Атласы звездного неба, каталоги звезд. Готторпский глобус.

Знакомство с каталогами звезд и атласами звездного неба, демонстрация, знакомство с Готторпским глобусом

Презентация 3.19, иллюстрации, атлас звездного неба, каталог звезд

1


7/20

Небесные жители

Актуализация знаний о созвездиях в целом и созвездиях, которые мы можем наблюдать круглый год

Презентация 3.20, иллюстрации,

1


8/21

Прятки с небесными жителями

Работа с немой картой звездного неба

Немая карта звездного неба, атлас звездного неба


1

9/22

Обобщающий урок-игра «Платок в сто горошин на небо заброшен»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 3.23, методический материал к уроку

1


4 модуль. Солнечная Система (10 ч)

1/23

Парад планет. Планеты земной группы и планеты гиганты. Условия видимости некоторых планет

Демонстрация модели Солнечной Системы, построение парада планет, разделение планет на земную группу и группу гигантов, выявление основных различий между этими группами

Презентация 3.23, модель Солнечной Системы

1


2/24

Меркурий – ближайший к Солнцу

Описание Меркурия. Начало работы над поделкой-подвеской «Солнечная Система»

Презентация 3.24. Тесьма, нить, иголка, цветной картон и бумага, клей, ножницы, трафарет Солнца и Меркурия


1

3/25

Венера под облаками

Описание Венеры. Работа над поделкой-подвеской «Солнечная Система»

Презентация 3.25. Цветной картон и бумага, клей, нить, иголка, ножницы, трафарет Венеры


1

4/26

Загадочный Марс

Описание Марса. Работа над поделкой-подвеской «Солнечная Система»

Презентация 3.26. Цветной картон и бумага, клей, нить, иголка, ножницы, трафарет Марса


1

5/27

Гигант Юпитер

Описание Юпитера. Работа над поделкой-подвеской «Солнечная Система»

Презентация 3.27. Цветной картон и бумага, клей, нить, иголка, ножницы, трафарет Юпитера


1

6/28

Сатурн: великолепие колец

Описание Сатурна. Работа над поделкой-подвеской «Солнечная Система»

Презентация 3.28. Цветной картон и бумага, клей, нить, иголка, ножницы, трафарет Сатурна


1

7/29

Уран: вокруг Солнца «лежа на боку»

Описание Урана. Работа над поделкой-подвеской «Солнечная Система»

Презентация 3.29. Цветной картон и бумага, клей, нить, иголка, ножницы, трафарет Урана


1

8/30

Нептун и Тритон – царство холода

Описание Урана и спутника Тритона. Работа над поделкой-подвеской «Солнечная Система»

Презентация 3.30. Цветной картон и бумага, клей, нить, иголка, ножницы, трафарет Нептуна


1

9/31

Затерянный мир: Плутон и Харон

Описание Плутона и спутника Харона. Завершение поделки «Солнечная Система»

Презентация 3.31. Цветной картон и бумага, клей, нить, иголка, ножницы, трафарет Плутона


1

10/32

Обобщающий урок-игра «Солнечная Система»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 3.32, методический материал к уроку


1

33

Защита проекта. Темы: «Искусственные спутники Земли», «Проблемы загрязнения космического пространства», «Жизнь Солнца», «Солнечная Система»

34

Резерв



Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)



п/п

Тема

Краткое содержание урока

Оборудование

Количество часов

Теория

Практика

1 модуль. Вселенная в будущем (8 ч)

1/1

Земля в иллюминаторе

Краткая история космонавтики

Презентация 4.1

1


2/2

Искусственные спутники Земли на службе у человека

Для чего нужны искусственные спутники, создание поделки «Искусственный спутник»

Презентация 4.2, фольга, клей, ножницы, цветная бумага, пластиковые трубочки


1

3/3

Проблемы загрязнения космического пространства

Что такое космический мусор? Может ли он упасть на Землю? Как очистить околоземное космическое простанство? Диалог на тему «Способы сбора космического мусора»,

Презентация 4.3,

1


4/4

Космическая уборка

Рисование агитационных плакатов, «Очистим орбиту!»

альбомный лист, ватман фломастеры или карандаши


1

5/5

В пути за знаниями

Другие системы, похожие на Солнечную. Поиск внеземных цивилизаций и попытки связи с ними. Знакомство с космическими аппаратами, находящимися в пути к телам Солнечной Системы. Создание рисунка «Мой инопланетянин»

Презентация 4.5, альбомный лист, краски, кисти, фломастеры

1


6,7/6,7

Создание лэпбука «Привет с Земли»

Создание лэпбука «Привет с Земли» - что бы я положил в космический корабль, который отправляется искать другие цивилизации

Образец лэпбука. Материал для поделки


2

8/8

Обобщающий урок-игра «Хочу быть космонавтом»


Презентация 4.7, методический материал к уроку

1


2 модуль. Планета Земля (7 ч)

1/9

Белые ночи и темные дни

Где бывают белые ночи и темные дни, объяснение с помощью глобуса и лампы, виды сумерек, терминатор, часовые пояса

Глобус, лампа

1


2/10

Загадка полярного Солнца

Объяснение явления длинных полярных ночей

Глобус, лампа

1


3/11

Система Земля-Луна

Лунно-земные связи, влияние Луны на Землю, приливы и отливы, лунный ландшафт, почему на Луне есть кратеры, а на Земле – нет.

Лунный глобус или атлас

1


4/12

Лунные затмения

Демонстрация модели Луна – Земля, моделирование лунного затмения, календарь лунных затмений для нашей местности

Глобус и пластилиновая модель Луны, лампа или фонарик

1


5/13

Ультрафиолет

Ультрафиолетовое излучение Солнца, полезен ли загар, почему за стеклом кожа не загорает

Презентация 4.13

1


6/14

Что будет, если Земля перестанет вращаться

Просмотр видеофильма «Когда Земля перестанет вращаться» от National Geographic

Фильм, компьютер, проектор, экран

1


7/15

Обобщающий урок-игра «Планета Земля»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 4.15, методический материал к уроку

1


3 модуль. Звездное небо (10 ч)

1/16

Путешествие по карте

Актуализация знаний о звездах и созвездиях в игровой форме, объяснение явления посезонной смены небесной картины

Карты звездного неба, методический материал к уроку

1


2/17

Кто на небе зимой

Изучение зимних созвездий

Карта зимнего неба, презентация 4.17

1


3/18

Кто на небе весной

Изучение весенних созвездий

Карта весеннего неба, презентация 4.18

1


4/19

Кто на небе летом

Изучение летних созвездий

Карта летнего неба, презентация 4.19

1


5/20

Кто на небе осенью

Изучение осенних созвездий

Карта осеннего неба, презентация 4.20

1


6/21

В прятки с небесными жителями

Работа с немой картой звездного неба

Немая карта звездного неба, атлас звездного неба


1

7/22

Зодиакальный круг и знаки зодиака

Что такое эклиптика, созвездия, находящиеся на эклиптике, 13 знаков зодиака. Почему каждый человек имеет знак зодиака. Демонстрация знаков зодиака народа Майя, индусов, североамериканских индейцев, народов Азии Кто я по знакам зодиака других народов?

Презентация 4.22

1


8/23

Зодиакальные созвездия

История возникновения зодиакальных созвездий, ярчайшие звезды, условия видимости, зарисовка своего созвездия

Презентация 4.23, альбом, карандаши или краски

1


9/24

Мой знак зодиака

Создание поделки «Мой знак зодиака»

Примеры поделок, компакт-диски, пластилин, стекер, доска или клеенка


1

10/25

Обобщающий урок-игра «Знаки зодиака»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 4.25, методический материал к уроку

1


4 модуль. Солнечная Система (7 ч)

1/26

Солнечная Система в Нашей Галактике

Актуализация знаний по теме Млечный Путь и Солнечная Система. Создание коллажа «Млечный путь» с обозначением в нем Солнца

Презентация 4.26, темный картон, клей, манка, темный фломастер


1

2/27

Солнечные затмения

Объяснение явления солнечного затмения с помощью моделей Земли и Солнца

Презентация 4.27, модели Земли и Солнца, лампа

1


3/28

И на Солнце бывают пятна!

Солнечная активность, её виды и влияние на живые организмы

Презентация 4.28, методический материал к уроку

1


4/29

Полярные сияния

Как образуются полярные сияния. Где можно их наблюдать? Зарисовка полярного сияния на северном и южном полюсах

Презентация 4.29, альбом, краски, кисти

1


5,6/30,

31

Кто бы мог выжить на других планетах?

Выяснение особенностей климата и ландшафта планет Солнечной Системы. Зарисовка вымышленных жителей планет Солнечной Системы с учетом особенностей места их обитания

Заготовки с рисунками, альбом, карандаши или фломастеры

1


7/32

Обобщающий урок-игра «Солнечная система»

Закрепление знаний по модулю

Презентация 4.32, методический материал к уроку

1


33

Защита проекта. Темы: «Искусственные спутники Земли», «Космический мусор», «Привет с Земли», «Мой знак зодиака», «Тринадцатый знак зодиака», «Галактика «Млечный Путь»

34

Резерв