СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Учение с увлечением!» « Маршрут к успеху»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана с целью работы с даренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Учение с увлечением!» « Маршрут к успеху»»








  1. Пояснительная записка

    1. Актуальность выбранного направления.

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным.

Одна из форм работы с одарёнными детьми - это предметные олимпиады, которые способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний.

В своей работе с одаренными детьми, направленной на развитие учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций школьников мы используем платформу Учи.ру.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации Программы внеурочной деятельности по направлению «Учение с увлечением!» - «Маршрут к успеху», которая создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Рабочая программа по направлению: «Учение с увлечением!». Составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
Программа предназначена для 2 класса. Срок реализации 1 год, 1 час в неделю, общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Программа «Учение с увлечением» является интегративной, объединяющей знания,

входящие в предметные области русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

  • развивать творческое мышление, воображение;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • формировать практические умения поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения;

  • формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;

  • формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формировать пространственные представления и пространственное воображение;

  • привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы.

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

- готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

У ученика могут быть сформированы:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной

деятельности.

Регулятивные учебные действия

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,

направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Ученик получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения.

Познавательные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей.

Коммуникативные учебные действия

Ученик научится:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик получит возможность научиться:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты

Математика

Большинство учеников научатся: устно складывать и вычитать: однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные числа с переходом в другой разряд в пределах 100;

Ученик научится:

–читать, записывать и сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать трёхзначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд; узнавать многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники и т. д.);

– заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; заменять умножение

сложением одинаковых слагаемых; умножать на 0 и на 1 любое натуральное число;

– читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание;

–выявлять признак разбиения двузначных и трёхзначных чисел на группы;

–тому же правилу;

– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.

–применять переместительное и сочетательное свойства сложения для сравнения выражений и для вычисления их значений.

-решать арифметические задачи на сложение и вычитание различными способами.

– анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными;

– решать задачи на сложение и вычитание по данным, записанным в таблице;

– составлять последовательность величин по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

– устанавливать правило, по которому составлен ряд величин;

–определять длины предметов на глаз.

Русский язык.

Ученик научится:

-понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

-воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

-понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

-начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

-овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

-применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

- первоначальные умения проверять написанное;

-овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Окружающий мир

Ученик научится:

-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

-наблюдать за погодой и описывать её;

-уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

-различать изученные группы растений и животных;

-приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

-оценивать правильность поведения людей в природе;

-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

-назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся; родной город;

-различать государственную символику России;

-называть государственные праздники;

-называть основные свойства воздуха воды;

-выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

-называть правила сохранения и укрепления своего здоровья;

-соблюдать основные правила поведения в окружающей среде.

-устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-осуществлять уход за растениями и животными;

-выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране;

-удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


Основные направления деятельности:

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;

  • подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах

«Русский медвежонок», «Кенгуру», Учи.ru, Вундеркинд.

Для реализации данной программы предполагаются следующие формы работы:

  • занятия;

  • олимпиады;

  • конкурсы;

  • соревнования.

Формы организации учеников на занятиях: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Виды контроля знаний: математические конкурсы, олимпиады.

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы обучающихся.

Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся. Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности обучающихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям:

  • Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;

  • Уровень воспитанности;

  • Уровень творческих способностей;

  • Отношение к трудовой деятельности.

Критерии оценки:

Для первичного, используется в качестве критерия способность ребенка выполнить задания самого легкого уровня (ответить на легкие вопросы). Необходимо определить способность как средний уровень подготовки.

Если ребенок не сможет выполнить задания или правильно ответить на вопросы теста, уровень его подготовки низкий. Если ребенок с легкостью выполняет подготовленные задания (отвечает на вопросы) и если он справился, уровень его подготовки высокий.

В промежуточной диагностики — контроль по вопросам всех тем раздела.

Итоговая диагностика - контроль по всем темам, изученным за год. За основу берется средний уровень результативности. Если обучающийся не знает даже основной уровень, то уровень освоения им программы — низкий, если может ответить не на простые — средний и если отвечает на сложные вопросы по теории, то уровень освоения им программы - высокий. Система оценки на каждом этапе диагностики ориентирована на систему трех уровней. Проставляются баллы цифровой системой (высокий, средний, низкий).
































  1. Содержание программы «Учение с увлечением!»


п/

п

Наиме- нование

разделов

Характеристика деятельности обучающегося

1

«Увле- катель-

ный рус- ский язык»

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этиче- ские нормы общения и сотрудничества).

Развитие умения выделять главную мысль на основе анализа текста. Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсужде- ния.

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опи- раясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, ка- кой поступок совершить.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и спосо- бам решения новой задачи.

Формирование умения делать выводы на основе простых обобщений. Формирование умения осознанно и произвольно строить речевое выска- зывание.

Формирование у детей мотивации к обучению. Формирование умения решать творческие задачи.

Формирование умения поиска, анализа и интерпретации информации.

2

«Увле- катель- ное

чтение»

Развитие познавательных навыков учащихся.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Развитие умения выделять главную мысль на основе анализа текста. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве. Развитие познавательных навыков учащихся.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Развитие умения выделять главную мысль на основе анализа текста. Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учеб- ном сотрудничестве.

Развитие познавательных навыков учащихся.

Формирование умения слушать и читать на основе поставленной цели и задачи.

Формирование умения отбирать необходимые знания из большого объ- ёма информации.

Формирование умения выполнять различные роли в группе (лидера, ис- полнителя, критика).

Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.



Развитие умения творчески применять знания в новых условиях, прово- дить опытную работу.

Формирование умения планировать свое действие в соответствии с по- ставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутрен- нем плане.

3

«Увле-

Формирование самооценки.


катель-

Формирование умения вносить коррекцию в развитие собственных ум-


ная ма-

ственных действий.


тема-

Формирование умения планировать свое действие в соответствии с по-


тика»

ставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутрен-



нем плане.



Формирование умения делать выводы на основе простых обобщений.



Формирование умения осуществлять итоговый контроль по результату.



Развитие умения задавать вопросы, подбирать вопросы по теме.



Формирование умения самостоятельно конструировать свои знания.



Формирование умения осваивать материал на основе внутреннего плана



действий.



Формирование умения выполнять различные роли в группе.



Развитие познавательных навыков учащихся.



Развитие умения творчески применять знания в новых условиях, прово-



дить опытную работу.



Формирование умения координировать свои усилия с усилиями других.



Развитие критического и творческого мышления.



Развитие умения выделять главную мысль на основе анализа текста.



Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учеб-



ном сотрудничестве.



Формирование умения выделять существенное в рассказе, разделив его



на логически законченные части.



Развитие критического и творческого мышления.



Формирование умения работать с несколькими книгами сразу, пытаясь



выбрать материал с определённой целевой установкой.

4

«Увле-

Развитие мотивации к творческой деятельности.


катель-

Формирование умения делать выводы на основе простых обобщений.


ный

Формирование умения координировать свои усилия с усилиями других.


окружа-

Формирование умения допускать возможность существования у людей


ющий

различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,


мир»

и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.



Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.



Развитие мотивации к творческой деятельности.



Формирование умения отбирать необходимые знания из большого объ-



ёма информации.



Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль



по результату.



Формирование умения самостоятельно конструировать свои знания.



Развитие умения выделять главную мысль на основе анализа текста.



Формирование умения допускать возможность существования у людей



различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,



и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.


4.Индивидуальный образовательный маршрут

Название раздела

Кол-во

ч по разделу

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

«Увлека- тельный русский язык»

9

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с образовательным порталом на базе интерактивной платформы Учи.ру.

1


К тайнам звуков букв.

1


Олимпиада по русскому языку «Заврики» на платформе Учи.ру. Пробный и основной тур.

1


Срез знаний по русскому языку на платформе Учи.ру

1


Выполнение интерактивных заданий исходя из своего индивидуального образовательного маршрута.

1


Шарады. Ребусы. Составление анаграмм.

1


Участие в марафоне «Волшебная осень»

1


Тренировочные упражнения. Решение олимпиадных заданий.

1


Итоговое занятие "Увлекательный русский язык".

1


«Увлека- тельная матема- тика»

9

Узнавание предметов по заданным признакам

1


Олимпиада по математике «Заврики» на Учи.ру. Пробный и основной тур.

1


Анаграммы и шифры. Логические задачи.

1


Тренировочные упражнения. Решение олимпиадных заданий.

1


Числовые горизонтали. Хитрые подсчѐты.

1


Участие в марафоне «Новогодняя сказка»

1


Испытание в городе геометрических превращений. Сказки зимы

1


Выполнение интерактивных заданий исходя из своего индивидуального образовательного маршрута.

1


Итоговое занятие "Увлекательная математика"

1


«Увлека- тельное чтение»

8

В компьютерном мире. Онлайн-викторины по произведениям русских писателей.

1


Участие в марафоне «Зимнее приключение»

1


«Путешествие в Угадайку. Праздник загадок».

1


Тренировочные упражнения. Решение олимпиадных заданий.

1


Искусство речи. Сочинение по данному началу.

1


Выполнение интерактивных заданий исходя из своего индивидуального образовательного маршрута.

1


Работа над словом. Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1


Итоговое занятие "Увлекательное чтение"

1


«Увлека- тельный окружающий мир»

8

В компьютерном мире. Онлайн-игра на основе викторины «Космос»

1


Загадки под водой и под землей.

1


Выполнение интерактивных заданий исходя из своего индивидуального образовательного маршрута.

1


Секреты животного мира.Мини проект: «Крокодилы».

1


Тренировочные упражнения. Решение олимпиадных заданий.

1


Удивительный мир растений.Мини проект: «Лекарственные растения».

1


Игра на платформе Учи.ру «Город цветов»

1


Итоговое занятие "Увлекательный окружающий мир"

1


Итого:

34


34



5. Список литературы.

1. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. Программа планирование конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.

2. Борзова В.А., Борзов А.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. – Самара: Самарский дом печати, 2010. – 140с.

3. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.

4. Касперская О. В. Система работы с одарёнными детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.

5. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей., - М.: Омега – Л., 2008. – 368с

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического

конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

5. https://uchi.ru



6.Приложение: