СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Лексическое богатство русского языка» для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование предназначено для внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по русскому языку для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Лексическое богатство русского языка» для 6 класса»


Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62» г. Прокопьевска












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности по русскому языку

«Лексическое богатство русского языка»


Ступень обучения: 5 класс

Количество часов: 34

Направление ВУД: общеинтеллектуальное









Автор-составитель: Шубникова Е.А.,

учитель русского языка

МБОУ «Школа №62»







Прокопьевск 2013

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3

2. Общая характеристика учебного курса ……………………………….. 3

3. Место учебного курса в учебном плане ………………………………. 4

4. Планируемые результаты ………………………………………………. 4

5. Содержание курса ………………………………………………………. 5

6. Учебно-тематический план …………………………………………….. 6

7. Описание материально-технического обеспечения …………………... 7









































2

Пояснительная записка

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия кружка позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.

Цель: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, способствовать развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  • обогащение словаря,

  • развитие устной и письменной речи;

  • работа над содержательной стороной слова;

  • активизация познавательных интересов;

  • развитие творческих способностей и мышления.


Общая характеристика учебного курса

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.

Богатство русского языка(6 часов)

Значение русского языка в жизни человека. Красота и богатство русского

языка. Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите и др. Праздник «День Вежливости». Чудесные превращения (Игры со словами).

3

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

Слово и его значение (4 часа)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Викторина «Угадай значение слова».

Слова-близнецы (2 часа)

Омонимы, омоформы, омофоны. Различение омонимов, омоформов и многозначных слов. Викторина «Слова-близнецы».

Слова-друзья (3часа)

Синонимы. Роль синонимов в устном народном творчестве. КВН «Слова-друзья».

Слова-противники (2 часа)

Антонимы. Игра «Слова-противники».

Происхождение слов (3 часа)

Происхождение слов (этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Исконно-русские и заимствованные слова. Викторина «Пришли и прижились».

Устаревшие и новые слова (3 часа)

Устаревшие слова. Конкурс «Непонятные слова». Неологизмы.

Фразеология (3 часа)

Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Праздник слов

Общеупотребительные слова и необщеупотребительные слова (4 часа)

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Игра «Умники и умницы».

Типы словарей (1 час)

Типы лингвистических словарей русского языка.

Повторение (3 часа)

Повторение и систематизация знаний по лексике и фразеологии, сведений о роли языка в жизни общества. Итоговая викторина «Что кроется в слове?»


Место учебного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Лексическое богатство русского языка» для обучающихся 5 класса реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской. Программа рассчитана на 34 часа.


Планируемые результаты

Личностные:

  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

  • уважительное отношение к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию

  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  • адекватное восприятие и понимание информации;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

    4

  • свободно пользоваться словарями различных типов;

  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

  • способность правильно излагать свои мысли;

  • соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении;

Предметные:

  • представление о роли русского языка;

  • освоение базовых понятий лексики;

  • проведение лексического анализа слова;

  • осознание эстетической функции родного языка.


Содержание курса


№ п.п.

Тема

Кол-во часов

1

Значение, красота и богатство русского языка.

6

2

Слово и его значение.

4

3

Слова-близнецы.

2

4

Слова-друзья.

3

5

Слова-противники.

2

6

Происхождение слов.

3

7

Устаревшие и новые слова.

3

8

Фразеология.

3

9

Общеупотребительные слова и необщеупотребительные слова.

4

10

Типы словарей.

1

11

Повторение.

3















5

Учебно-тематический план


Дата

п.п.

Тема

Кол-во часов

УУД

1

1

Вводное занятие. Значение русского языка.

1

Р П К


2

Красота и богатство русского языка.

1

Р П К


3

«Волшебные слова».

1

Л Р П К


4

Праздник «День Вежливости».

1

Л Р П К


5

Чудесные превращения. Игры со словами.

1

Р П К


6

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

1

П К


7

Слово и его лексическое значение.

1

Р П К


8

Однозначные и многозначные слова.

1

Р П К


9

Прямое и переносное значение слова.

1

Р П К


10

Викторина «Угадай значение слова».

1

Л Р П К


11

Омонимы.

1

Р П К


12

Викторина «Слова-близнецы».

1

Л Р П К


13

Синонимы.

1

Р П К


14

Слова-друзья в УНТ.

1

Р П К


15

КВН «Слова-друзья».

1

Л Р П К


16

Антонимы.

1

Р П К


17

Игра «Слова-противники».

1

Л Р П К


18

Происхождение слов. Жизнь слова.

1

Р П К


19

Исконно-русские и заимствованные слова.

1

Р П К


20

Викторина «Пришли и прижились»

1

Л Р П К


21

Устаревшие слова.

1

Р П К


22

Конкурс «Непонятные слова».

1

П К


23

Неологизмы.

1

Р П К


24

Фразеологические обороты.

1

Р П К


25

Крылатые слова и выражения.

1

Р П К


26

Праздник слов.

1

Л Р П К


27

Общеупотребительные слова.

1

Р П К


28

Профессионализмы.

1

Р П К


29

Диалектизмы.

1

Р П К


30

Игра «Умники и умницы».

1

Л Р П К


31

Типы лингвистических словарей русского языка.

1

Р П К


32

Повторение и обобщение изученного.

1

Л Р П К


33

Итоговая викторина «Что кроется в слове?»

1

Л Р П К


34-35

Итоговое занятие.

2

Л Р П К


Описание материально-технического обеспечения

Печатные пособия

1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

2. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.

4. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

6. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.: Просвещение, 1987.

7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.

10. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

11. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.

12. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.















7