Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Топонимика» для 7 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов основного общего образования.
Личностными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Реализация внеурочной деятельности по географии «Топонимика» способствует достижению следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание культуры своего народа, своей местности, культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, ценностям России;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами моделирования, объяснения, решения проблем;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать своё мнение и координировать его с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Содержание курса внеурочной деятельности | Форма организации занятия | Основные виды учебной деятельности |
Введение (3 ч) Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии. | Лекция с элементами беседы (1 ч). Практическая работа (2 ч). | Знакомство с новыми понятиями. Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами |
1. Топонимика и русский язык (2 ч) Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества. | Лекция с элементами беседы (1 ч). Практическая работа (1 ч). | Поиск новой информации. Подготовка сообщений. Составление карты «Зона преобладания суффиксов -ск и -горск на территории России. |
2. Топонимика и физико-географическая карта (3 ч) Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа). | Лекция с элементами беседы (1 ч). Практическая работа (2 ч). | Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы Отчёт групп по темам. Составление презентаций. |
3.Топонимика и история географических открытий (3 ч) Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей. | Лекция с элементами беседы (1 ч). Практическая работа (2 ч). | Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира». |
4. Топонимика на политической карте мира (4 ч) Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов. | Лекция с элементами беседы (2 ч). Практическая работа(2 ч). | Составление карты «Колониальное прошлое стран мира». Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира». Отчёт групп по темам. Написание эссе по теме. |
5. Топонимия России (5 ч) О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте. | Лекция с элементами беседы (2 ч). Практическая работа (2 ч). тов на карте России». | Семинар (1 ч). Составление карты «Имена землепроходцев на карте России». Составление карты «Изменение названий географических объектов на карте России». Подготовка сообщений «Изменение названий географических объек |
6. Урбанимика (2 ч) Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование. | Лекция с элементами беседы (1 ч). Самостоятельная работа (1 ч). | Знакомство с новыми понятиями. Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой. |
7. Топонимия Орловской области (2 ч) Формирование географических названий на карте Орловской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Орловской области. Влияние географического положения и колонизации на топонимы Орловской области. | Лекция с элементами беседы (1 ч). Практическая работа (1 ч). | Составление карты. |
8. Ойконимия Орловской области (3 ч) Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Орловской области. | Лекция с элементами беседы (1 ч). Практическая работа (2 ч). | Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Орловской области. Создание карты. |
9. Годонимы г. Ливны (3 ч) Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Рассмотреть названия улиц г. Ливны, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами. | Лекция с элементами беседы (1 ч). Практическая работа (1 ч). Семинар (1 ч). | Подготовка сообщений обучающихся по теме. «История возникновения названий улиц города Ливны». |
10. Ономастика (2 ч) Ономастика – наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах. | Лекция (1 ч). Семинар (1 ч). | Подготовка сообщений обучающихся по теме. «Что в имени твоём...». |
11. Работа над творческими проектами (2 ч) Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. | Практическая работа (2 ч). | Творческий отчёт обучающихся. |
12. Итоговое занятие (1 ч) Подведение итогов учебного года. | Итоговое занятие (1 ч). | Представление и защита самостоятельных (индивидуальных и/или коллективных работ) обучающихся. |
№ п/п | Название темы занятия | Кол - во час. | Дата по плану | Дата по факту | Причины коррекции |
1 | Что изучает топонимика. | 1 | | | |
2 | Выбор тем для творческих проектов. | 1 | | | |
3 | Обсуждение плана работы над проектами. | 1 | | | |
4 | Значение русского языка в расшифровке географических названий. | 1 | | | |
5 | Факторы, влияющие на историю формирования топонимов. | 1 | | | |
6 | Происхождение названий природных объектов. | 1 | | | |
7 | Изучение гидронимов (водные объекты) | 1 | | | |
8 | Изучение оронимов (формы рельефа). | 1 | | | |
9 | Топонимика и история географических открытий. | 1 | | | |
10 | Имена русских первопроходцев на карте мира. | 1 | | | |
11 | Имена иностранных путешественников на карте мира. | 1 | | | |
12-13 | Историческое формирование названий стран мира. | 2 | | | |
14-15 | Изменение названий под влиянием политических процессов. | 2 | | | |
16 | О чём говорят названия на карте России. | 2 | | | |
17-18 | Изменение названий во времени. | 1 | | | |
19-20 | История изучения России в именах первопроходцев на карте. | 2 | | | |
21 | История возникновения названий городов | 1 | | | |
22 | Переименование городов в советский период. | 1 | | | |
23 | Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Орловской области. | 1 | | | |
24 | Влияние географического положения и колонизации на топонимы Орловской области. | 1 | | | |
25 | Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия». | 1 | | | |
26-27 | Знакомство с ойконимией Орловской области. | 2 | | | |
28-29 | История названий улиц г. Ливны | 2 | | | |
30 | Название улицы на которой я живу. | 1 | | | |
31 | Развитие ономастики. | 1 | | | |
32 | Использование имён собственных в географических объектах. | 1 | | | |
33-34 | Работа над творческими проектами | 2 | | | |
35 | Подведение итогов работы за год | 1 | | | |
тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе); индивидуальное моделирование и конструирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Проектная деятельность; ролевая игра; проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезная практика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований, подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сети Интернет.