СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Топонимика"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Топонимика" для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Топонимика"»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Топонимика» для 7 класса составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемых результатов основного общего образования.


  1. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты

Личностными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Реализация внеурочной деятельности по географии «Топонимика» способствует достижению следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание культуры своего народа, своей местности, культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, ценностям России;

  • освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств её осуществления;

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

  • умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами моделирования, объяснения, решения проблем;

  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать своё мнение и координировать его с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий и основных видов деятельности обучающихся


Содержание курса внеурочной деятельности

Форма организации занятия

Основные виды

учебной деятельности

Введение (3 ч)

Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии.

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч).

Знакомство с новыми понятиями.

Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами

1. Топонимика и русский язык (2 ч)

Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч).

Поиск новой информации. Подготовка сообщений. Составление карты «Зона преобладания суффиксов -ск и -горск на территории России.

2. Топонимика и физико-географическая карта (3 ч)

Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа).

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч).


Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы

Отчёт групп по темам. Составление презентаций.

3.Топонимика и история географических открытий (3 ч)

Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч).

Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира».

4. Топонимика на политической карте мира (4 ч)

Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.


Лекция с элементами беседы (2 ч).

Практическая работа(2 ч).


Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».

Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира».

Отчёт групп по темам. Написание эссе по теме.

5. Топонимия России (5 ч)

О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.


Лекция с элементами беседы (2 ч).

Практическая работа (2 ч).

тов на карте России».

Семинар (1 ч). Составление карты «Имена землепроходцев на карте России».

Составление карты «Изменение названий географических объектов на карте России».

Подготовка сообщений «Изменение названий географических объек

6. Урбанимика (2 ч)

Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.

Лекция с элементами беседы (1 ч). Самостоятельная работа (1 ч).

Знакомство с новыми понятиями. Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.

7. Топонимия Орловской области (2 ч)

Формирование географических названий на карте Орловской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Орловской области.

Влияние географического положения и колонизации на топонимы Орловской области.

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч).

Составление карты.

8. Ойконимия Орловской области (3 ч)

Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Орловской области.

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч).

Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Орловской области. Создание карты.

9. Годонимы г. Ливны (3 ч)

Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Рассмотреть названия улиц г. Ливны, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч). Семинар (1 ч).

Подготовка сообщений обучающихся по теме.

«История возникновения названий улиц города Ливны».


10. Ономастика (2 ч)

Ономастика – наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах.

Лекция (1 ч).

Семинар (1 ч).


Подготовка сообщений обучающихся по теме.

«Что в имени твоём...».

11. Работа над творческими проектами (2 ч)

Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практическая работа (2 ч).


Творческий отчёт обучающихся.

12. Итоговое занятие (1 ч)

Подведение итогов учебного года.


Итоговое занятие (1 ч).

Представление и защита самостоятельных (индивидуальных и/или коллективных работ) обучающихся.



  1. Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Название темы занятия

Кол - во час.

Дата по плану

Дата по факту

Причины коррекции

1

Что изучает топонимика.

1




2

Выбор тем для творческих проектов.

1




3

Обсуждение плана работы над проектами.

1




4

Значение русского языка в расшифровке географических названий.



1




5

Факторы, влияющие на историю формирования топонимов.

1




6

Происхождение названий природных объектов.

1




7

Изучение гидронимов (водные объекты)

1




8

Изучение оронимов (формы рельефа).

1




9

Топонимика и история географических открытий.

1




10

Имена русских первопроходцев на карте мира.

1




11

Имена иностранных путешественников на карте мира.

1




12-13

Историческое формирование названий стран мира.

2




14-15

Изменение названий под влиянием политических процессов.

2




16

О чём говорят названия на карте России.

2




17-18

Изменение названий во времени.

1




19-20

История изучения России в именах первопроходцев на карте.

2




21

История возникновения названий городов

1




22

Переименование городов в советский период.

1




23

Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Орловской области.

1




24

Влияние географического положения и колонизации на топонимы Орловской области.

1




25

Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия».

1




26-27

Знакомство с ойконимией Орловской области.

2




28-29

История названий улиц г. Ливны

2




30

Название улицы на которой я живу.

1




31

Развитие ономастики.

1




32

Использование имён собственных в географических объектах.

1




33-34

Работа над творческими проектами


2




35

Подведение итогов работы за год


1








  1. Формы подведения итогов:

тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе); индивидуальное моделирование и конструирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Проектная деятельность; ролевая игра; проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезная практика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований, подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сети Интернет.





13