Пояснительная записка
Программа «Страна Рисования» воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики. Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Современные методики в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Темы заданий для младших школьников главным образом строятся по принципу: начинать обучение предлагается с развития у детей умения наблюдать за окружающим миром, что происходит вокруг, что из увиденного можно изобразить. Это помогает развивать эмоциональную отзывчивость школьников в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание учащихся необходимо направлять на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передавать свои впечатления в рисунках или в работах декоративного искусства и пластики. Таким образом, ребята учатся воплощать свои наблюдения, творческие идеи или замыслы.
Выполнять творческие работы рекомендуется разными художественными материалами и инструментами, для этого, учителю следует предлагать детям попробовать работать красками (гуашь, акварель), карандашами, пастелью, пластилином и другими материалами. Особенно интересно детям выполнять творческие работы с использованием природных материалов (засушенные листья, цветы, шишки и пр.) или других предметов.
Освоение материала происходит в процессе творческой деятельности детей. Работа в области изобразительного искусства будет осуществляться через игру.
В области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
Основная цель: постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих само реализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности - развитие творческих способностей учащихся, умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности; формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин - изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, а также использования в учебном процессе различных видов информации - фольклора, музыки, мультфильмов, фрагментов фильмов, материалов Интернета; учащимися начальных знаний о разнообразии видов и
жанров искусств; освоение языка искусства, средств художественной выразительности, изучение основ композиции, многообразия природных и искусственных форм; знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы. Формирование и развитие двигательных и психических механизмов, влияющих на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Задачи:
- помочь ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции и чувства;
- формировать художественно - творческую активность ребенка;
- духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка;
- развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;
- развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;
- учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное;
- учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;
- воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.
Конечная цель: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Обучение строится на следующих принципах:
- единство и постепенность погружения в мир искусства;
- сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях живописи;
- доступность и простота изучаемого.
Средства обучения: главное, не вести работу одними и теми же материалами, а постоянно менять их, развивая умения работать всеми, используя разнообразные техники; иллюстрации картин художников, скульптур зданий архитектуры; музыкальный ряд.
Методы работы: беседа, пересказ; наблюдения, объяснение с демонстрацией; предварительное разъяснение.
Общие направления обучения:
наблюдения за окружающим миром, средства выразительности.
Наблюдение за разнообразием форм живой природы. Любование выразительными образами природы. Выразительность природных форм. Каждый предмет запоминается по своим характерным особенностям - цвету, форме. Представление о пластике и выразительности изображений через знакомство с возможностями художественных материалов.
Окружающий мир и фантазия художника. Сходство и различия существующих и сказочных растений, животных и птиц. Форма растений (цветов, деревьев), их характерные особенности. Выражение впечатления в рисунках увиденного. Использование изображения сказочных растений (цветов) как украшения. Характерные особенности фантастических растений - яркие цвета, необычная форма. Обсуждение сходства и различий натуральных и сказочных растений. Знакомство с изображением животных.
Цвет и краски. Знакомство с цветами, красками (гуашью), кистями, палитрой. Связь радуги с семью цветами, названия цветов и красок, назначение палитры, форма и размер кисти и их применение. Техника работы красками. Работа гуашью по цветной бумаге.
Цвет как одно из изобразительных средств искусства. Изображение живой или неживой природы запоминающимся предметным цветом. Передача с помощью цвета настроения или отношения к различным ситуациям, эмоциональное состояние природы в разные времена года. Светлые и темные цвета. Высветление красок с помощью белил, затемнения - сажей. Выразительные особенности высветления и затемнения. Передача различных состояний в природе (утренний, нежный или вечерний, мрачный пейзаж). Теплые и холодные цвета. Ассоциация холодного цвета с морозом, снегом, грустью и пр., а теплого - с солнцем, радостью, огнем, жизнью и др. Обсуждение иллюстраций к сказке. Изображение добрых или злых героев (теплыми и светлыми красками или холодными и темными).
Графика. Форма и выразительный характер прямых, волнистых и ломаных линий. Рисование параллельных горизонтальных, вертикальных, наклонных линий. Формы линий, передающие спокойствие, волнение, движение (ассоциации). Графические работы выполняются часто черным цветом. Выполнение графических работ разными материалами (карандаши, пастель, тушь, восковые мелки). Специфические особенности материалов и знакомство с техниками работы.
Контур как выразительное изображение предмета одной линией. Силуэт предмета как выразительное пятно, по которому можно узнать предмет изображения.
Скульптура как объемное художественное произведение.
Знакомство со скульптурными работами из различных материалов. Лепка из пластилина объемных форм (геометрические тела), сказочных животных. Лепка из пластилина через отсечение лишнего материала или наращивание.
Бумажная пластика на примере ленточных изделий. Приемы работы с бумагой - складывание, закручивание, надрезание. Оригами - выполнение простых изделий из бумаги (птицы, цветы). Складывание бумаги пополам, по диагонали.
Декоративно-прикладное искусство. Полезные предметы и их украшение. Декор - украшение посуды, мебели, одежды и пр. Характерная особенность декоративных работ - изменение изображения объектов (формы или контура, перевод объемного изображения в плоскостное и пр.). Общее представление об узоре и орнаменте (как украшении предметов), их различии (орнамент и узор с ритмически упорядоченными элементами). Демонстрация орнаментов на изделиях. Каждый узор имеет свою композицию. Расположение изображения на листе бумаги с устойчивым впечатлением общей картины. Изображение не должно быть слишком крупным или мелким.
Содержание
Система задач в области художественной выразительности.
«Страна Рисования».
Умение видеть вокруг красоту, открывать для себя новое в этом мире.
«Главные краски Королевства».
Проба всех цветов на палитре. Первоначальные навыки работы кистью. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места.
«Знакомство с Черным королем и Белой королевой».
Продолжается работа по овладению кистью и смешиванию цветов, ознакомление с двумя красками: белой и черной. Изменение характера цвета в зависимости от его насыщения белым или черным.
«Королевский сад»
Знакомство с работой тушью. Передача первого и второго планов (то, что ближе - больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше - меньше и расположено выше на листе бумаги). Передача движения.
4.«Школа красок»
Выделение главного крупным планом. Передача движения. Элементы загораживания. Композиционное равновесие листа.
«Соревнование на звание «Королевская честь»
Навыки владения ножницами. Навыки вырезания бумаги способом складывания.
«Оформление клумбы в королевском саду»
Работа всей палитрой красок с добавлением черной и белой краски. Выделение первого плана.
Соревнование за награду Белой королевы «Орден желтого цыпленка»
Навыки владения графическими материалами. Передача движения, частичное загораживание.
«Царство цветных карандашей»
Выражение характера линией, цветом. Декоративное оформление листа.
«Царский дворец»
Решение красочной палитры, подмалевка в теплой и холодной гаммах (с добавлением белой краски).
Соревнование за награду «Золотого солнца»
Умелое использование художественных материалов. Элементарные знания (на уровне этого возраста) приемов в области художественной выразительности.
«Загадки царя карандашей»
Навыки работы цветом. Композиционное равновесие.
12. «Царица Резинка и ее капризы»
Навыки работы с ластиком.
13. «Большой прием в царском дворце цветных карандашей»
Работа над композицией. Передача праздности.
14. Рыбалка « Кто из царей наловит больше рыбы?» (лепка)
Решение объема в пластике способом вытягивания из одного куска пластилина.
Решение образа в пластике.
15. «Сад королевства карандашей»
Выражение характера линией, цветом. Декоративное оформление листа.
16. «Рисуем веселых человечков».
Выражение характера линией и цветом.
17. « Приключения маленького мальчика в Стране красок»
Решение образа в пластилине. Передача характера в пластике. Состояние статики и динамики.
18. «Приключения продолжаются!»
Элементарные навыки конструирования и. вырезания из бумаги.
19. «Приключения маленького мальчика в Стране карандашей» (лепка)
Решение объема в пластике способом вытягивания из одного куска пластилина.
20. «У сказки есть продолжение…»
Выделение главного крупным планом. Передача движения. Элементы загораживания. Композиционное равновесие листа.
21. «Украсим мир вокруг себя»
Выставка детских работ выполненных на занятиях.
По окончании 2 класса учащиеся получат возможность называть:
- художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, пастель, кисть);
- основные цвета;
- несколько произведений известных художников;
иметь представление о
- композиции;
различать:
- теплые и холодные цвета;
- формы линий (прямая, волнистая, ломаная);
- узор от орнамента;
уметь:
- выбирать горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги в зависимости от изображаемого предмета;
- правильно выбирать величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- работать гуашевыми красками и выбирать кисть для работы;
- работать карандашом, проводить линии разной формы;
- работать мелками;
- составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур или стилизованных изображений растений;
- составлять иллюстрации;
- использовать знакомые художественные термины в описании художественных произведений или работ учащихся
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Общее количество часов | В том числе | Дата |
теория | практика | План | Факт |
1 | Страна Рисования | 1 | 1 | - | 05.09 | |
2- 4 | Главные краски Королевства | 3 | 1 | 2 | 12.09, 19.09, 26.09 | |
5 | Знакомство с Черным королем и Белой королевой. | 1 | - | 1 | 03.10 | |
6 - 8 | Королевский сад. | 3 | 1 | 2 | 10.10, 17.10, 24.10 | |
9-10 | Школа красок. | 2 | - | 2 | 07.11, 14.11 | |
11-12 | Соревнование на звание «Королевская честь». | 2 | 1 | 1 | 21.10 28.11 | |
13- 14 | Оформление клумбы в королевском саду. | 2 | - | 2 | 05.12 12.12 | |
15 | Соревнование за награду Белой королевы «Орден желтого цыпленка». | 1 | - | 1 | 19.12 | |
16-18 | Царство цветных карандашей. | 3 | 1 | 2 | 26.12 16.01 23.01 | |
19 | Царский дворец. | 1 | - | 1 | 30.01 | |
20 | Соревнование за награду «Золотого солнца» | 1 | - | 1 | 06.02 | |
21 | Загадки царя карандашей | 1 | 1 | - | 13.02 | |
22 | Царица Резинка и ее капризы. | 1 | - | 1 | 27.02 | |
23-24 | Большой прием в царском дворце цветных карандашей. | 2 | 1 | 1 | 06.03 13.03 | |
25 | Рыбалка. Кто из царей наловит больше рыбы? | 1 | - | 1 | 20.03 | |
26-27 | Рыбалка. Соревнование | 2 | - | 2 | 03.04, 10.04 | |
28-29 | Сад королевства карандашей | 2 | - | 2 | 17.04, 24.04 | |
30-31 | Рисуем веселых человечков | 2 | - | 2 | 02.05, 08.05 | |
32 | Приключение маленького мальчика в Стране красок | 1 | - | 1 | 15.05 | |
33 | Приключения маленького мальчика в Стране карандашей | 1 | - | 1 | 22.05 | |
34 | У сказки есть продолжение | 1 | - | 1 | 29.05 | |
35 | Выставка детских работ «Украсим мир вокруг себя» | 1 | | 1 | | |
8