СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности баскетбол для 6-8 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по баскетболу для  учащихся 6 - 8 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности баскетбол для 6-8 классов»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа №75 имени И.А. Красюка»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 1

от 28.08.2017

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического совета

Протокол № 1

от 29.08.2017

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2017

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ «Школа №75»

___________С.А.Гервасьева

Приказ № 441 от 30.08.2017










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

баскетбол

для 6-8 классов






Составила: Казакова Н.В.

Первая квалификационная категория











Тольятти

2017-2018 уч. г.

I. Пояснительная записка


В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

Программа по баскетболу для учащихся 6 - 8 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

  • Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011).


Цели и задачи


Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.


Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.


Задачи программы:


обучающие

  • Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;

воспитательные

  • содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

  • воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;

развивающие

  • способствовать укреплению опорно–двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости;

  • развивать координационные способности и силу воли.


Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 11-13 лет.

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.


Формирование универсальных учебных действий


УУД

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знания о физической культуре

Личностные, коммуникативные

• рассматривать физическую культуру как явление культуры;

• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

• определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками;

• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Личностные. коммуникативные, регулятивные

• использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств.

Физическое совершенствование

Личностные

• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

• выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности;

• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.




II. Учебно-тематический план курса «Баскетбол»


Тематическое планирование 6 класс


Тема

Кол-во

часов

1

Теоретические сведения (беседа, рассказ)

4


а) Формирование группы

1


б) Техника безопасности на занятиях баскетболом

1


в) Самоконтроль в процессе занятий спортом.

1


г) Гигиенические знания и навыки

1

2

Общая и специальная физическая подготовка

14

3

Техника и тактика игры

14

4

Педагогический контроль уровня двигательной подготовленности учащихся

2


а) контрольные испытания

1


б) соревнования, праздник

1

Итого:

34



Тематическое планирование 7 класс


Тема

Кол-во

часов

1

Теоретические сведения (беседа, рассказ)

4


а) Формирование группы

1


б) Техника безопасности на занятиях баскетболом

1


в) Физическая культура и спорт в России

1


г) Общая характеристика спортивной тренировки.

1

2

Общая и специальная физическая подготовка

14

3

Техника и тактика игры

14

4

Педагогический контроль уровня двигательной подготовленности учащихся

2


а) контрольные испытания

1


б) соревнования, праздник

1

Итого:

34



Тематическое планирование 8 класс


Тема

Кол-во

часов

1

Теоретические сведения (беседа, рассказ)

4


а) Формирование группы

1


б) Техника безопасности на занятиях баскетболом

1


в) Физическая культура и спорт в России

1


г) Общая характеристика спортивной тренировки.

1

2

Общая и специальная физическая подготовка

14

3

Техника и тактика игры

14

4

Педагогический контроль уровня двигательной подготовленности учащихся

2


а) контрольные испытания

1


б) соревнования, праздник

1

Итого:

34



Календарно-тематическое планирование 6 класс


Название темы

Кол-во

часов

1

Изучение ловли мяча двумя руками на месте.

1

2

Изучение остановки прыжком.

1

3

Изучение передвижения в защитной стойке.

1

4

Изучение ловли мяча на высоте головы.

1

5

Изучение передачи двумя руками от груди и ловли мяча двумя руками в движении.

1

6

Изучение ловли мяча, летящего в стороне.

1

7

Изучение ловли мяча двумя руками в прыжке.

1

8

Изучение остановок после ведения.

1

9

Изучение держания игрока с мячом.

1

10

Изучение ловли мяча на бегу с последующей остановкой.

1

11

Изучение передачи одной рукой от плеча с прыжком.

1

12

Изучение передачи двумя руками снизу.

1

13

Изучение броска одной рукой с места.

1

14

Изучение ловли низко летящего мяча.

1

15

Изучение передачи одной рукой от плеча с поворотом.

1

16

Изучение отвлекающего действия на передачу двумя руками.

1

17

Изучение броска одной рукой от плеча в прыжке с поворотом.

1

18

Изучение броска левой рукой от плеча в прыжке с поворотом.

1

19

Ознакомление с нормативами по технике игры.

1

20

Изучение передачи мяча над головой на месте.

1

21

Изучение ловли катящегося мяча на месте.

1

22

Изучение ловли катящегося мяча в движении.

1

23

Изучение броска снизу двумя руками.

1

24

Изучение отвлекающего действия на обход противника без мяча.

1

25

Изучение держания игрока, ведущего мяч.

1

26

Тренировка в нормативах техники.

1

27

Изучение броска двумя руками от головы с места.

1

28

Изучение отвлекающего действия на бросок двумя руками от груди.

1

29

Изучение броска двумя руками от головы в прыжке.

1

30

Приобретение соревновательного навыка.

1

31

Изучение обводки.

1

32

Перехватывание встречного мяча.

1

33

Приобретение соревновательного навыка.

1

34

Учебная игра.

1



Календарно-тематическое планирование 7 класс


Название темы

Кол-во

часов

1

Изучение передачи мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

1

2

Изучение броска одной рукой от плеча из под щита.

1

3

Изучение ведения мячом.

1

4

Изучение броска снизу двумя руками.

1

5

Изучение броска одной рукой от плеча из-под щита в движении.

1

6

Изучение держание игрока без мяча.

1

7

Изучение передачи мяча двумя руками от груди в движении в парах.

1

8

Изучение передачи одной рукой снизу.

1

9

Изучение поворотов вперед и назад.

1

10

Изучение ведения мяча со снижением.

1

11

Изучение броска одной рукой от плеча в движении после ведения.

1

12

Изучение передачи мяча в тройках в движении.

1

13

Изучение передачи одной рукой от плеча в прыжке.

1

14

Изучение передачи одной рукой от плеча в прыжке после ведения.

1

15

Изучение броска одной рукой от плеча.

1

16

Изучение бросков после поворотов с места.

1

17

Изучение нападения 2х1и действия защитника против двух нападающих.

1

18

Изучение быстрого прорыва.

1

19

Ознакомление с нормативами по технике игры.

1

20

Изучение броска правой и левой рукой в прыжке с поворотом.

1

21

Изучение вырывания мяча.

1

22

Изучение бросков снизу в движении.

1

23

Дальнейшее изучение броска снизу двумя руками.

1

24

Изучение передачи мяча двумя руками с отскоком от площадки.

1

25

Изучение отвлекающего действия на проход с ведением.

1

26

Игровая практика.

1

27

Дальнейшее изучение отвлекающего действия на передачу двумя руками.

1

28

Изучение отвлекающего действия на бросок двумя руками от груди.

1

29

Изучение вышагивания для ухода от противника.

1

30

Приобретение соревновательного навыка.

1

31

Изучение обводки.

1

32

Перехватывание встречного мяча.

1

33

Приобретение соревновательного навыка.

1

34

Учебная игра.

1



Календарно-тематическое планирование 8 класс


Название темы

Кол-во

часов

1

Техника передвижений при нападении.

1

2

Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.

1

3

Техника передвижения приставными шагами.

1

4

Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча.

1

5

Индивидуальные действия при нападении.

1

6

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча.

1

7

Взаимодействие двух игроков - заслон в движении.

1

8

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.

1

9

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

1

10

Командные действия в нападении.

1

11

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

1

12

Ведение мяча с поворотом кругом.

1

13

Броски мяча из различных точек в условиях сопротивления.

1

14

Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч.

1

15

Противодействие взаимодействию двух игроков – заслону в движении.

1

16

Бросок мяча в движении с одного шага.

1

17

Основы техники и тактики игры

1

18

Взаимодействие двух игроков – подстраховка.

1

19

Совершенствование техники передачи мяча.

1

20

Совершенствование различных технических приемов в учебной игре.

1

21

Действия одного защитника против двух нападающих.

1

22

Ведение мяча с изменением направления движения.

1

23

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра.

1

24

Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.

1

25

Ведение мяча с переводом на другую руку.

1

26

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

1

27

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

1

28

Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

1

29

Взаимодействие двух игроков – подстраховка.

1

30

Передвижения в защитной стойке. Техника овладения мячом.

1

31

Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».

1

32

Чередование изученных тактических действий.

1

33

Техника броска мяча изученными способами.

1

34

Учебная игра.

1


III. Содержание программы внеурочной деятельности


Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 6–8 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.



IV. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.


Формы организации работы с детьми:

  • Групповые учебно-тренировочные занятия;

  • Групповые и индивидуальные теоретические занятия;

  • Восстановительные мероприятия;

  • Участие в матчевых встречах;

  • Участие в соревнованиях;

  • Зачеты, тестирования.


Принципы организации обучения

  • Принцип доступности и индивидуализации;

  • Принцип постепенности;

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип сознательности и активности;

  • Принцип наглядности.


Средства обучения

  • Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);

  • Специфические средства (физические упражнения).


Основные методы организации учебно-воспитательного процесса


  • Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор;

  • Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования;

  • Практический метод;

  • Игровой метод;

  • Соревновательный метод.


V. Список литературы


  1. «Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский, М., ИЦ «Академия,2007»

  2. «Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,2010

  3. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2011

  4. «Физическая культура», В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П.Клусов М.: Просвещение, 2008.

  5. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2009

  6. «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2007»

  7. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008

  8. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум»,2007