Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов: Руководитель МО ____________О. В. Степанченко Протокол № ____ от «___»____________2016г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «Веселовская СОШ» __________О. А. Жильцова от «___»_____________2016г. | Утверждаю: Директор МКОУ «Веселовская СОШ» _____________В.С.Ладыжев от «___»___________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивно – оздоровительное направление)
КРУЖКА «НЕПОСЕДЫ» «Подвижные игры на основе ОФП»
Срок реализации – 4 года
Учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Шевченко Людмила Васильевна
2016 год
Пояснительная записка
Программа кружка «Подвижные игры на основе ОФП» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни. Программа разработана на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры.
Программа направлена на активизацию двигательной активности младших школьников во внеурочное время, воспитание культуры игрового общения, ценного отношения к подвижным играм, как наследию и к проявлению здорового образа жизни, умение вовлечь в занятия спортом своё ближайшее окружение (семью, друзей), способствовать развитию коммуникативных умений. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.
Программа составлена с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей и включает в себя игры и упражнения развивающей и оздоровительной направленности, знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Место кружка в плане школы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры на основе ОФП» предназначена для учащихся 1-4 классов. С учётом реализации её учителем физической культуры, занимающегося вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет и рассчитана на проведение 2 часов в неделю: 1 класс - 66 часов в год, 2-4 классы - 68 часов в год. Срок реализации данной программы – 4 года
Целью рабочей программы является совершенствование двигательных умений и навыков младших школьников посредством подвижных и спортивных игр
Задачи
обучающие:
научить детей играть активно и самостоятельно;
познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;
обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
развивающие:
вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
проявлять инициативу;
развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
увеличивать функциональные возможности организма.
воспитывающие:
формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Особенности программы
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения учащихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь.
Учебно – тематический план
№п/п | Название раздела | 1 класс кол-во часов | 2 класс кол-во часов | 3 класс кол-во часов | 4 класс кол-во часов |
1 | Игры на развитие быстроты движений | 12 | 12 | 12 | 12 |
2 | Игры на развитие внимательности | 12 | 12 | 12 | 12 |
3 | Игры на развитие координации | 6 | 6 | 6 | 6 |
4 | Зимние игры | 12 | 12 | 12 | 12 |
5 | Игры на развитие силы и ловкости | 8 | 8 | 8 | 8 |
6 | Спортивные игры | 8 | 10 | 12 | 12 |
7 | Игры на развитие выносливости | 8 | 8 | 6 | 6 |
8 | Итого | 66 | 68 | 68 | 68 |
Планируемые результаты
Игры являются средством формирования у учащихся универсальных учебных действий.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
Формы учета знаний и умений планируемых результатов освоения программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры на основе ОФП», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил игры; второй — поведенческий, позволяющий закрепить полученные знания на практике, укрепить своё здоровье.
Форма подведения итогов реализации программы – соревнования, викторины.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению к концу учебного года учащиеся должны иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
об играх разных народов;
о соблюдении правил игры
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
соблюдать правила игры
Оценка планируемых результатов
Текущая проверка возможна при проведении каждой игры. По итогам изучения каждого раздела проводится итоговое занятие в форме эстафеты, игры, соревнований. Это позволяет увидеть, насколько ученики научились играть, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в естественных видах движений.
Оцениваются:
знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе;
умение целесообразно и согласованно действовать в игре;
умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок. Условно их разделяют на: мелкие и существенные.
К мелким можно отнести ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий; пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими, нарушение второстепенных правил игры.
Существенными ошибками можно считать нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры; несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя; незнание или нарушение основных правил.
По окончании курса проводится итоговая аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания по изученным подвижным играм, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой. Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, внутришкольных мероприятий с включением подвижных игр, где организаторами будут сами учащиеся.
Содержание программы
1. Введение. Знакомство с программой занятий кружка «Подвижные игры на основе ОФП». Основы знаний о народных подвижных играх. Знакомство с историей народной подвижной игры: понятия правил игры, выработка правил игры. Инструктаж по технике безопасности, беседа «Открываем дверь в страну игр», беседа «Законы страны Игр», «Правильная осанка, её значение для здоровья», «Закаливание и его значение для организма», «Значение правильного дыхания для здоровья», «Здоровый образ жизни и его значение», «Значение занятий на лыжах для здоровья», «Режим дня, его значение».
2. Игры на развитие быстроты движений. Разновидности бега. Разновидности ходьбы. Преодоление малых препятствий. Подвижные игры. Эстафеты.
3. Игры на развитие внимательности: разновидности прыжков, многоскоки. Метание малого мяча в горизонтальную цель, в вертикальную цель, на дальность. Метание набивного мяча. Подвижные игры. Эстафеты.
4. Игры на развитие координации, основанные на элементах: гимнастики, акробатики, лёгкой атлетике, спортивных игр: Подвижные игры, эстафеты с мячами, флажками, гимнастическими скакалками, обручами, на гимнастической стенке, на гимнастических скамейках, «Веселые старты».
5.Зимние виды игр. Русские народные подвижные игры с элементами лыжной подготовки: Катание на лыжах, санках с ледяных горок, передвижение на лыжах различными ходами и способами, с палками и без палок, подъём «лесенкой», подъём наискось, эстафеты на лыжах, эстафеты на санках, снежки, метание снежков в цель.
6. Игры на развитие силы и ловкости. Перелезание через гимнастические предметы, вис на согнутых руках, подтягивание в висе лёжа, игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч», прыжки в высоту, подвижные игры и эстафеты.
7. Спортивные игры – Пионербол, мини – баскетбол, мини – футбол; ловля и передача мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча правой и левой рукой, эстафеты с ловлей и передачей мяча на месте и в движении, эстафеты с ведением мяча правой, левой рукой в движении, эстафеты с броском мяча в цель, комбинированные эстафеты
8. Игры на развитие выносливости. Разновидности бега, челночный бег, силовые упражнения, эстафеты с прыжками, эстафеты в беге, эстафеты с передачей эстафетной палочки, эстафеты по кругу, эстафеты в колоннах, эстафеты в шеренгах, Весёлые старты
1 класс Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся игры развивающие скорость, внимание, выносливость: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса» и их различные варианты. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов
2 класс Во второй раздел входят народные игры развивающие ловкость, внимание, скорость: «Встречный бой», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», "Ловись рыбка", «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. (1-2 год обучения) Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов
3класс Игры в которых нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Горелки», «Городок-бегунок», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и другие. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов
4 класс В этом разделе применяются игры развивающие силу, быстроту: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты (3-4 год обучения). Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов
Группировка подвижных игр
С элементами общеразвивающих упражнений.
С бегом на ловкость.
С бегом на скорость.
С прыжками на месте и с места.
С прыжками в высоту.
С прыжками длину с разбега.
С метанием на дальность.
С лазанием и перелазанием.
Игры подготовительные к волейболу.
Игры подготовительные к баскетболу.
Игры на местности.
Материально-техническое обеспечение
Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф –комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1 | Основная литература для учителя | |
1.1 | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2 | ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009. | Д |
1.3 | Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. ./В.И.Лях.-М.: Просвещение , 2012 | Ф |
1.4 | Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. нач. шк./В.И.Лях.-М.: Просвещение , 2007 | Д |
2 | Дополнительная литература для учителя | |
2.1 | О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. | Д |
2.2 | Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г. | Д |
2.3 | Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2007г. | Д |
2.4 | Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2008 | Д |
3 | Дополнительная литература для учащихся | |
3.1 | Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. нач. шк./В.И.Лях.-М.: Просвещение , 2007 | Ф |
4 | Учебно-практическое оборудование | |
4.1 | Бревно гимнастическое напольное | П |
4.2 | Козел гимнастический | П |
4.3 | Канат для лазанья | П |
4.4 | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
4.5 | Стенка гимнастическая | П |
4.6 | Скамейка гимнастическая | П |
4.7 | Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
4.8 | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
4.9 | Палка гимнастическая | К |
4.10 | Скакалка детская | К |
4.11 | Мат гимнастический | П |
4.12 | Гимнастический подкидной мостик | Д |
4.13 | Кегли | К |
4.14 | Обруч детский | Д |
4.15 | Рулетка измерительная | К |
4.16 | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям | Д |
4.17 | Лыжи детские (с креплениями и палками) | П |
4.18 | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
4.19 | Сетка волейбольная | Д |
4.20 | Аптечка | Д |
Список литературы
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. [Текст] / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы».
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы: проект. [Текст] / – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы [Текст] /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др.- Учитель 2007-173с. Справочник учителя физической культуры [Текст] /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. [Текст] / Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, В.Э. Цандыков. – М.: Баласс, 2012.-128с.
Физическая культура: учебное пособие. [Текст] /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы. [Текст] / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с
12