СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программма кружка ДЮП

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программма кружка ДЮП»

Отдел образования Администрации Семикаракорского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»




Рекомендована

педагогическим советом

протокол № 1 от 22.05.2023 г.

« Утверждаю»

Приказ № 75 от 23.05.2023 г.

Директор МБОУ

Ново-Золотовская СОШ

________________ Жировов Е.В.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально- педагогической направленности

«Дружина юного пожарного»




Уровень реализации программы: ознакомительный

Вид программы: модифицированная

Тип программы: разноуровневая

Возрастная категория: от 12 до 16 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

Состав группы: до 20 человек

Форма обучения: очная

ID-номер программы в Навигаторе____________

Программа реализуется на бюджетной основе Разработчик:

педагог дополнительного образования

Мычка Марина Владимировна




Семикаракорский район

ст. Новозолотовская


2023 год




П/П

раздел

страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.1

Направленность и вид программы

3

1.1.2

Новизна, актуальность и целесообразность программы

3

1.1.3

Отличительные особенности программы

4

1.1.4

Адресат программы

4

1.1.5

Уровень программы, объем и сроки реализации

4

1.1.6

Форма обучения

4

1.1.7

Особенности организации образовательного процесса

4

1.1.8

Режим занятий

4

1.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

1.2.1

Цель программы

4

1.2.2

Основные задачи программы

5

1.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5

1.3.1

Учебный план

5

1.3.2

Содержание учебного плана

9

1.4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

10

2.2.

Формы подведения итогов и оценочные материалы

13

2.3.

Оценочные материалы

13

2.4.

Методическое обеспечение программы.

14

2.5.

Условия реализации программы

14

2.5.1

Кадровое обеспечение

14

2.5.2

Материально-техническое обеспечение

14

2.5.3

Информационное обеспечение

14

2.6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

14

2.6.1

Нормативно-правовые документы

16

2.6.2

Информационные источники для педагога

16

2.6.3

Информационные источники для детей и родителей

16

2.7

ПРИЛОЖЕНИЕ

17-36




РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Нормативно-правовая база

  • Приказ Мин просвещения России от 09.11.2018 № 196. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

  • «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса».(СанПин2.2.4.172-14)


      1. Направленность и вид программы


Направленность программы -социально – педагогическая.

Направление программы – изучение и пропаганда правил пожарной безопасности.

Вид программы – модифицированная, приспособленная к возможностям школы. Уровень ознакомительный.

      1. Новизна, актуальность и целесообразность программы


Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение «Дружина юных пожарных».

«Дружина юных пожарных»- детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.


      1. Отличительные особенности программы

В том, что обучающиеся получают не только необходимые знания и навыки по обеспечению пожарной безопасности, но воспитывают в себе необходимые качества законопослушного гражданина. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения при возникновении возгораний. У большинства из нас нет культуры безопасности при пожарах. Следовательно, воспитание утерянной культуры безопасного поведения, умения вести себя правильно для того, чтобы избежать пожароопасности, защитить себя во время возникновения пожара является актуальным и значимым в наши дни. Ведь привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей.

1.1.4 Адресат программы

Возраст обучающихся 12-16 лет.

      1. Уровень программы, объем и сроки реализации

Уровень программы ознакомительный. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, в объеме 38 часов. Продолжительность занятия 40 мин.

1.1.6 Формы проведения занятий

Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д.


  1. Групповые

  2. Индивидуальные

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

  • словесные – рассказы, беседы, круглые столы и т. д.;

  • наглядные - показ иллюстрационного материала (плакатов, схем, мультимедийных пособий и т.д.);

  • практические - выполнение практических заданий, участие в тренингах и игровых формах проверки знаний по ПБ, решение задач, кроссвордов, тестов;

  • исследовательские - работа с книгой и иными источниками информации по тематике программы.

1.1.8 Режим занятий

Среда с 15.20-16.00

1.2 Цель и задачи программы

1.2.1 Цель программы: обучение обучающихся мерам пожарной безопасности, умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, помощи в профессиональной ориентации, пропаганде пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

1.2.2Основные задачи программы:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- обучение основам знаний, помогающих выжить в чрезвычайных ситуациях;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции подростков в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развитие познавательного интереса обучающихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3.1 Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестациидиагностики, контроля

всего

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1

Раздел 1 «.ДЮП: цели и задачи. Начальная диагностика.»

1.1

Тема. Обязанности и права члена кружка

1

1

-

-

Беседа, рассказ.


2

Раздел 2 «Историческая справка о развитии пожарной охраны в России»

2.1

Тема. История создания пожарной охраны в России. Подвиги пожарных. Будущее пожарной охраны

1

1

-

-

Беседа, ИКТ

викторина

3

Раздел 3. «Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.»

3.1

Тема. Огонь. Физико-химические основы горения. Треугольник огня.

3

2

-

-

Беседа, рассказ.


3.2

Тема. Источники воспламенения. Виды строительных материалов.

3

2

1

-

Практическая работа

Решение ситуативных задач

3.3

Тема. Виды горючих веществ

2

2

-

-

Беседа, рассказ.

викторина

4

Раздел 4. «Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде.»

4.1

Тема. Небрежность. Электричество. Печное отопление. Молнии и статическое электричество.

2

2

-

-

Беседа, рассказ.

кроссворд

4.2

Тема. Правила поведения при пожаре (общие). Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях

3

2

1

-

Практическая работа

Решение ситуативных задач

4.3

Тема. Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Правила поведения при пожаре на даче.

2

1

1

-

Практическая работа

Тренировочное занятие

4.4

Тема. Правила поведения при лесных пожарах. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда.

2

1

1

-

Практическая работа

Решение ситуативных задач

5

Раздел 5. «Противопожарный режим в детском учреждении.»

5.1

Тема. Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских

4

2

1

-

Беседа, рассказ.




Турнир знатоков

5.2

Тема. Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий.

1

1

-

-

Беседа, рассказ.

тестирование

6

Раздел 6. «Пожарная техника и костюм пожарного»

6.1

Тема. Прикладной спорт юных пожарных. Учебно-тренировочные занятия.

1

-

1

-

Практическая работа


6.2

Тема. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Марки и назначение пожарных автомобилей. Снаряжение пожарных. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране

8

3

4

1

Экскур-сия


7

Раздел 7. «Профилактика пожаров»

7.1

Тема. Первичные средства тушения пожаров. Виды огнетушителей. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений. Виды костров. Знаки безопасности. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС

2

1

1

-

Беседа, рассказ.


соревнование


Тема. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы.

4

2

2

1

Практическая работа

Визуальный контроль,

Решение ситуативных задач


Итого часов

38

23

13

2






1.3.2 Содержание программы

Теория

1.Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.

2. История создания пожарной охраны в России. Подвиги пожарных. Будущее пожарной охраны.

3. Огонь. Физико-химические основы горения. Треугольник огня. Источники воспламенения. Виды строительных материалов. Виды горючих веществ. Причины пожаров в быту.

4.Небрежность. Электричество. Печное отопление. Молнии и статическое электричество. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда.

5.Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских.

6. Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий. Учебно-тренировочные занятия. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Марки и назначение пожарных автомобилей. Снаряжение пожарных. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Первичные средства тушения пожаров. Виды огнетушителей. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений. Виды костров. Знаки безопасности. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС.

7. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы.

8. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать.

Практика

Правила поведения при пожаре (общие). Правила поведения при пожаре в квартире.

Эвакуация при пожаре.

Правила поведения при пожаре на даче. Правила поведения при лесных пожарах.

Учебно-тренировочные занятия.

Прикладной спорт юных пожарных.

Оказание первой помощи пострадавшим.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • предметные результаты - повышение уровня теоретических знаний и умений в области пожарной безопасности, умение оказывать первую медицинскую помощь;

  •  метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);освоенный обучающимися в ходе изучения программы детского объединения «ДЮП» опыт деятельности в области пожарной безопасности, его преобразование и применение в  системе основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся детского объединения, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности;


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Календарный учебный график



п/п

Месяц

Чис-ло

Время

прове

дения

занятия


Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведе-ния

Форма

контроля

1

сентябрь

06

15.20-16.00

Беседа.

1

Положение о ДЮП, выбор актива.

кабинет


2

сентябрь

13

15.20-16.00

Беседа.

1

Цели и задачи пожарной охраны.

кабинет

наблюдение, тест

3

сентябрь

20

15.20-16.00

Конференция

1

Причины пожаров в жилом доме.

кабинет

выпуск стенгазеты,

4

сентябрь

27

15.20-16.00

Конкурс

1

Участие в конкурсе «Огонь не игра»

кабинет

рисунки

5

октябрь

04

15.20-16.00

Беседа

1

Спички - детям не игрушка.

кабинет

тест

6

октябрь

11

15.20-16.00

Практическая работа

1

Действия при возникновении пожара.

кабинет

наблюдение, тест

7

октябрь

18

15.20-16.00

Беседа

1

Противопожарная безопасность в школе.

кабинет

наблюдение, тест

8

октябрь

25

15.20-16.00

Практическая работа

1

Эвакуация при пожаре из здания школы.

кабинет

наблюдение, тест

9-10

ноябрь

01/ 08

15.20-16.00

Беседа

2

Меры безопасности при эвакуации.

кабинет

наблюдение,

11

ноябрь

15

15.20-16.00

Конференция

1

Причины пожаров в жилом доме.

кабинет

викторина

12

ноябрь

22

15.20-16.00

Конкурс

1

Участие в конкурсе «Служба спасения 01».

кабинет

выпуск стенгазеты,

13

ноябрь

29

15.20-16.00

Конкурс

1

Участие в конкурсе «Служба спасения 01».

кабинет

выпуск стенгазеты,

14

декабрь

06

15.20-16.00

Беседа

1

Первичные средства пожаротушения.

кабинет

тест

15

декабрь

13

15.20-16.00

Деловая игра

1

Первичные средства пожаротушения.

кабинет

Решение ситуативных задач

16

декабрь

20

15.20-16.00

Конференция

1

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

кабинет

Решение ситуативных задач

17

декабрь

27

15.20-16.00

Конкурс

1

Выступление агитбригады «Огонек».

кабинет

Выступление агитбригады

18

январь

10

15.20-16.00

Конференция

1

Меры пожарной безопасности при проведении праздников.

кабинет

Решение ситуативных задач

19

январь

17

15.20-16.00

Конференция

1

Меры пожарной безопасности при проведении общешкольных мероприятий

кабинет

Решение ситуативных задач

20

январь

24

15.20-16.00

Беседа

1

Виды и назначение огнетушителей.

кабинет

тест

21

январь

31

15.20-16.00

Беседа

1

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

кабинет

наблюдение, тест

22

февраль

07

15.20-16.00

Практическая работа

1

Травмы, полученные при пожаре.

кабинет

Решение ситуативных задач


февраль

14

15.20-16.00

Беседа

1

ПМП при ожогах

кабинет

тест

24

февраль

21

15.20-16.00

Конкурс

1

Викторина «Знаешь ли ты?»

кабинет

наблюдение, тест

25

февраль

28

15.20-16.00

Экскурсия

1

Экскурсия в пожарную часть.

ПЧ

викторина

26

март

06

15.20-16.00

Круглый стол

1

Катастрофические пожары на территории РФ.

кабинет

наблюдение,

27

март

13

15.20-16.00

Беседа

1

Техника для тушения пожаров.

кабинет

наблюдение, тест

28-29

март

20

15.20-16.00

Экскурсия

2

Устройство пожарных автомобилей.

ПЧ

викторина

30

март

27

15.20-16.00

Беседа

1

Знаки пожарной безопасности.

кабинет

тест

31

апрель

03

15.20-16.00

Беседа

1

Виды пожарного оборудования.

кабинет

тест

32

апрель

10

15.20-16.00

Беседа

1

Боевая одежда пожарного.

кабинет

наблюдение, тест

33

апрель

17

15.20-16.00

Беседа

1

Пожарно-прикладной вид спорта.

кабинет

наблюдение,

34

апрель

24

15.20-16.00

Игра

1

Практическое занятие по ППС

стадион

наблюдение,

35

май

08

15.20-16.00

Игра

1

Соревновательная деятельность.

стадион

наблюдение,

36

май

15

15.20-16.00

Беседа

1

Противопожарная профилактика.

кабинет

наблюдение, тест

37

май

22

15.20-16.00

Беседа

1

Действия при пожаре в быту.

кабинет

тест

38

май

29

15,20-16.00

Игра

1

Практическое занятие по ППС

стадион

наблюдение

2.2. Формы подведения итогов и оценочные материалы

-игры

- выставки

-турниры

- викторины

-соревнования

- выступления агитбригады.


2.3. Оценочные материалы

Формы аттестации/контроля.

  • Наблюдение, тестирование, упражнение, дидактическая игра, задание по карточкам.

  • Тесты, упражнения на каждое занятие.


2.4. Методическое обеспечение программы.

Методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции.

  • Брошюра «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»,

Ростов –на – Дону, 2000 г.

  • Сборник нормативно – правовых и методических материалов по противопожарной безопасности, Ростов – на – Дону, 2003 г.

  • Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе «Пожарная безопасность»

Дидактический материал

  • Подборка стихов по теме «Пожарная служба»

  • Дидактические игры

  • Тесты

  • Загадки

  • Пословицы и поговорки

  • Частушки

  • Ситуационные задачи

  • Карточки- задания

  • Схемы эвакуации

  • Таблицы «»Первичные средства пожаротушения», «Устройство пожарного автомобиля»


2.5. Условия реализации программы

2.5.1 Кадровое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа обеспечена квалифицированными кадрами, образование которых соответствует профилю ДОП

2.5.2 Материально-техническое обеспечение

Компьютер, интерактивная доска, огнетушитель

2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.6.1 Нормативно-правовые документы

Приказ Мин просвещения России от 09.11.2018 № 196. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

-«Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса».(СанПин2.2.4.172-14)

2.6.2 Информационные источники для педагога

Волонтерское движение школьников по профилактике пожароопасного поведения / под редакцией М.В.Батуриной. – Орск: Издательство ОГТИ, 2009. – 67с.

Т.А. Башкатова, В.А.Зубченко, В.П.Игошин, Н.А.Соловьева, Методические рекомендации по организации ДЮП и изучению правил пожарной безопасности, Оренбург, 2003.

О.В.Павлова, Г.П.Попова, Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов. Волгоград: Учитель, 2006. – 110 с.

Петина М.М., Салдеева М.Н. Методическое пособие о работе с детьми по предупреждению пожаров. Оренбург – 2006г.

Хаванцев В.Н., Чепурненко С.А., Карасев Д.В. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности – Самара 2001.


2.6.3 Информационные источники для детей и родителей

  • Т.Л.Броницкая Школа и пожарная безопасность. Оренбург 2007г.

  • «На сцене – ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ». г. Челябинск

  • «Обучение школьников правилам пожарной безопасности» г.Оренбург. 2006г.

  • «Осторожно огонь». Е.Л.Попок

  • «Пособие для обучения детей правилам пожарной безопасности» г.Москва, 2006г.

  • «Чтобы не было пожара» Е.Л.Попок.

  • Савельев П.С. Пожары-катастрофы. - М.,1994 .

  • Обучение населения мерам пожарной безопасности. Сборник документов.- СПб. 2007.

  • Сборник документов по организации пожарной охраны Всероссийского добровольного пожарного общества.- М.,2007.

  • Е. Громова Полезная находка. Петрозаводск,- 2013.

  • Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н. Дар Прометея: научно-популярное издание по истории пожаров.- СПб., 1997 .



  • Щаблов Н.Н., Дюжева Г.А. Огненный крест: страницы из истории пожарного дела государства Российского.- СПб., 1996 .

  • Щаблов Н.Н. Пылающая Русь: страницы истории пожарного дела государства Российского.- СПб., 1996 .


Интернет источники

1. http://www.filolog41.ukoz.ru

2. http://www.multiurok.ru

3. http://www.videouroki.net

4. http://5psy.ru

5. www.centrdetki.ru


2.7 ПРИЛОЖЕНИЯ









































































































2