Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к подготовке детей к школе. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования являются достижения нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость использования современных коррекционно-образовательных технологий.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Уровень речевого развития детей дошкольного возраста ежегодно не соответствует норме. По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ нарушения речевого развития наблюдается у 80 % дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения, как гласных, так и согласных звуков, так же сопутствующим нарушением является и пространственное восприятие.
Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, что затрудняет школьную адаптацию детей, отрицательно влияет на формирование личности. Таким образом, актуальность проблемы изучения оптико-пространственных представлений дошкольников с ОНР обусловлена рядом причин педагогического характера, сформированность зрительно-пространственных функций является значимой предпосылкой овладения грамотой. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Целью программы является развитие оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.