Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
1 «В» класс
Учитель: Мишукова Юлия Михайловна
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК начальных классов ______________ | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ____________ _____________ (дата) | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» ____________ |
Новодвинск
2020 – 2021 учебный год
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде; духовно-нравственном развитии и воспитание личности.
Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Окружающий природный мир» в первом классе рассчитан на 1 ч. в неделю, 33 ч. в год (33 учебные недели).
I (9 недель) | II (7 недель) | III (9 недель) | VI (8 недель) | Год (33 недели) |
9 | 7 | 9 | 8 | 33 |
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Окружающий природный мир" включает:
компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»);
натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
Разрезные карточки: «Мир животных», «Домашние животные», «Дикие животные России», «Животные жарких стран», «Животные холодных широт», «Мир человека», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Одежда и обувь», «Игрушки», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Электроприборы», «Мир растений», «Фрукты», «Овощи», «Садовые цветы», «Ягоды»;
Демонстрационные карточки: «Дикие животные», «Птицы России», «Домашние животные», «Птицы домашние и декоративные», «Овощи», «Насекомые», «Ягоды», «Цветы», «Фрукты», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
Наборы кукол би – ба – бо: «Теремок», «Репка», «3 поросенка», «Курочка Ряба», «Колобок»;
Наборы кукол для пальчикового театра: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»;
Бубны, инструменты для занятий детским музыкальным творчеством;
«Дары Фребеля»;
В наборе: разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков; перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар; кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам; множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки; разноцветные палочки шести размеров; цветные кольца и полукольца; деревянные цветные "таблеточки"; деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы); мозаика;
дидактические материалы М. Монтессори.
Календарно-тематическое планирование
Окружающий природный мир
33 часа, 1 час в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата/ план | Дата/ факт |
I четверть – 9 часов |
1 | Человек и природа. | 1 | Формирование элементарных представлений об объектах и явлениях окружающей природы. | | |
2 | «Осень, в гости просим!» | 1 | Беседа об осенних изменениях в природе; работа с иллюстрациями. Отбор картинок с изображением осени (совместно с учителем). | | |
3 | Одежда и обувь человека осенью. | 1 | Выбор нужного предмета, картинки из представленных с учётом сезонных изменений природы (одеть куклу или себя на прогулку). | | |
4 | «Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. | 1 | Расширение представлений о растительном мире; выделение существенных признаков. Формирование умения наблюдать за действиями педагога. | | |
5 | «Что нам осень принесла?» Ягоды. Грибы. | 1 | Расширение представлений о растительном мире; выделение существенных признаков. Формирование умения наблюдать за действиями педагога. | | |
6 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации). | 1 | Расширение представлений о растениях; поиск и показ части растений (лист). Рассматривание листьев, раскрашивание. | | |
7 | Явления природы: дождь, листопад (составление гербария). | 1 | Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; беседа о необходимости бережного отношения к природе. | | |
8 | Занятия и труд людей осенью. | 1 | Расширение представлений о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия. | | |
9 | Обобщающий урок "В гости к осени". | 1 | Наблюдение и поиск примеров осенних явлений в природе, узнавание изученных природных объектов. | | |
II четверть – 7 часов |
10 | Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | Расширение представлений о лесе; о правилах поведения в лесу. Развитие восприятия и внимания при рассматривании иллюстраций. | | |
11 | В мире животных. | 1 | Узнавание и выделение объекта среди 2-3х совместно с учителем. Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций. | | |
12 | Сравнение зверей и птиц. | 1 | Формирование умения сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение. Рассматривание картинок в книге, изображений на мониторе. | | |
13 | "Здравствуй, зимушка-зима!". Одежда и обувь человека зимой. | 1 | Формирование умения замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; умения работать с иллюстрациями. Расширение представлений о зимней одежде, ее назначении. Рассматривание картинок, изображений на мониторе. Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; узнавание изученных природных объектов. | | |
14 | Зимние явления природы (снег, метель, лед). | 1 | Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; узнавание изученных природных объектов | | |
15 | Что делают растения зимой? Ёлка. Животные и птицы зимой. | 1 | Уточнение представлений о растениях; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). Выделение объекта (ёлки) среди 2-3х совместно с учителем. Расширение представлений о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Узнавание изученных объектов. | | |
16 | Новый год. Изготовление украшений на ёлку. | 2 | Уточнение представлений о праздниках и традициях. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия. | | |
III четверть – 9 часов |
17 | Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 1 | Уточнение представлений о домашних животных. Беседа о безопасном поведении с ними. Узнавание, называние и определение изученных животных. | | |
18 | Комнатные растения. Уход. | 1 | Формирование умения распознавать комнатные растения, правильно за ними ухаживать. | | |
19 | Природа и рукотворный мир. | 1 | Сравнение и классификация с использованием знаково - символических средств (пиктограммы) в различении объектов природы и рукотворного мира. | | |
20 | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 1 | Расширение представлений о воздухе и воде. Беседа о том, что чистые воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. | | |
21 | Явления природы: солнце, ветер. | 1 | Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи. Формирование умения узнавать и изображать имитационно изученные природные объекты. | | |
22 | Весна - оживает все кругом! Одежда и обувь весной. | 1 | Наблюдение весенних изменений в природе. Работа с иллюстрациями. Расширение представлений о весенней одежде, ее назначении. Рассматривание картинок, изображений на мониторе. Узнавание и выделение предметов одежды среди 2-3х предложенных (совместно с учителем). | | |
23 | Растения весной. Части растений (лист, ветви). | 1 | Расширение представлений о растениях; поиск и показ частей растения (лист, ветки). Формирование умения работать с пиктограммами по теме «растения». | | |
24 | Животные и птицы весной. | 1 | Расширение представлений о животных, их образе жизни и повадках весной. Различение живых объектов природы (звери) на пиктограммах. | | |
25 | В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые). | 1 | Расширение представлений о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Формирование умения отличать насекомых от животных (узнавание). | | |
IV четверть – 8 часов |
26 | Труд людей весной. | 1 | Расширение представлений о занятиях людей весной; установление взаимосвязей. Формирование умения рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия. | | |
27 | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Обобщение знаний по теме. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия. | | |
28 | Части суток. День-ночь. | 1 | Формирование элементарных представлений о частях суток. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления. | | |
29 | Закрепление по теме "Животные. | 1 | Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия. | | |
30 | Закрепление по теме "Птицы". | 1 | Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия. | | |
31 | Закрепление по теме "Растения". | 1 | Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия. | | |
32 | Закрепление по теме "Явления природы". | 1 | Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия. | | |
33 | Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?" | 1 | Формирование умения наблюдать и замечать весенние изменения в природе. Работа с иллюстрациями. Обобщение и закрепление знаний и представлений учащихся о смене времен года; формирование умения устанавливать взаимосвязи, умения рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия. | | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке, на яркой игрушке, на движущейся игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики, на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении, на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию, инструкцию по инструкционным картам, инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами: ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |
1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016