СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад"Работа над качеством звука"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка-это вид искусства, в  котором  художественные образы воплощаются через звук.

Просмотр содержимого документа
«Доклад"Работа над качеством звука"»







Доклад «Работа над качествои звука в классе аккордеона»



Музыка по природе своей – это искусство звука,
поэтому забота о звуке должна являться первоочередной задачей.
Я.И .Мильштейн

Человек живет в мире звуков.Звуки-это то,что слышит ухо.Мы слышим голоса людей,пение птиц, звуки музыкальных инструментов и т. д.На музыкальных инструментах человек и производит музыкальные звуки .

Музыка- это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются через звук. А ,что такое звуки? Звуки –это вибрации ,колебания волны определенной частоты.Звуки распространяются в воздухе волнообразно. Волны заставляют вибрировать наши слуховые перепонки и мы таким образом, улавливаем звук или импульс.

Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента. Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе. Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов. Тесно связана с  меховедением, филировкой звука.Выразительный звук – основа художественного исполнения музыкального произведения. Работа над звуком идёт на протяжении всего творческого пути исполнителя. От простейших упражнений и до сложных пьес Для того, чтобы научить слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла.Результатом работы над звуком будет, собственно, красота звука – его выразительность и певучесть .В работе над произведением больше половины времени педагог тратит на работу над звуком .Она – самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. Научить хорошему звуку труднее всего, очень многое, можно сказать большее, зависит от ученика. Развивая слух, мы непосредственно действуем на звук; работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его. Для владения разнообразными качествами звучания ученик должен стремиться к согласованности работы пальцев и рук с требованиями музыкального смысла. Для достижения наилучших результатов владения качествами звука надо использовать все возможности тела, суставы, кисть и всю руку. Все движения должны быть подчинены слуховому контролю. Работа над звуком, это, прежде всего, работа над его качеством – над певучестью Формирование первых навыков звукоизвлечения целесообразно начинать с упражнений, которые ему помогут научиться правильно вести мех. Ученик нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая и закрывая его. При этом педагог контролирует свободу и естественность движения руки ученика. После этого педагог предлагает различные способы ведения меха для передачи характера того или иного упражнения. Можно использовать звуко-динамические упражнения «горка», «ветер», «самолёт» и др. Для начала можно нарисовать приближающийся или удаляющийся самолет. Предложить ребёнку самому придумать упражнение. Это может быть качели,облоко и т. д .

Работа над звуком непрерывно связана с процессом интонирования . Как и в человеческой речи, смысл передается с той или иной интонацией (вопросительной, восклицательной, повествовательной.)

Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нотный материал нужно связывать со словом, используя доступные ребенку тексты. На одном только звуке – сколько градаций звучания! Радостно и грустно, певуче и остро, таинственно и призывно – так разнообразно по настроению и окраске может звучать аккордеон и у учащихся музыкальной школы. Уже первое упражнение, сыгранное учащимся, должно быть красивым по звуку .

Есть сборники, в которых материал состоит из легких пьес, детских песенок, народных попевок. Например, Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне», Г. Бойцова «Юный аккордеонист» ,Лушников « Школа игры на аккордеоне» В этих сборниках много детских песенок ,которые можно вместе с учеником пропеть,простучать ритм и сыграть. Звук — основное средство выразительности.      Работа над  качеством звука и динамикой занимает важное место в занятиях на музыкальном инструменте. Звук на аккордеоне извлекаться при нажиме на клавиши с одновременным, предыдущем,  или последующим движением меха. На характер звука влияют: тембр, сила и способ звукоизвлечения Особое внимание следует обратить на отработку внезапных переходов от одного нюанса к другому. Этот исполнительский навык, ученики усваивают с большим трудом, поэтому в начале нужно помочь ученику определить начальную и конечную силу звучания и время для нарастания и ослабления.  В начальном периоде обучения формируются навыки грамотного прочтения и качественного воплощения основных приемов звукоизвлечения: non legato, staccato, Legato. Важно приучать ученика всегда слушать три фазы звука: «начало» (несколько ударно-активных колебаний), «середину» — равномерно «уходящую», и конец звука (либо наступление тишины, либо следующий цикл). Воспитывать слуховую психологию: «вести» звук, увеличивать его силу (воображением), «переливать» в следующий, и т.д.

 На занятиях целесообразно работать над упражнениями, написанными в медленном темпе, постепенно переходя к освоению всей палитры нюансов от пианиссимо до фортиссимо

Ещё один важный вопрос возникает в связи с работой над звуком – это вопрос стиля. Правда, это больше касается взрослой музыки.

Говоря о звучании аккордеона, нужно сказать, что все люди по-разному слышат и воспринимают музыку. Вот почему так интересно слушать больших исполнителей, они все очень разные. Но кроме различного подхода к интерпритации  произведений, у музыкантов существуют и предпочтения в манере игры. Есть музыканты, которые певучей игре предпочитают игру более отчётливую.



Напомним общие принципы звукоизвлечения на аккордеоне:
- общая свобода тела,
- ощущение веса свободной руки,
- свобода первого пальца,
- эластичная и активная кисть,
- ощущение цепкости кончиков пальцев.





. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука. Позже, работая с учеником уже над мелодией в целом, обязательно нужно пояснить, что мелодия-это язык, который близок и понятен Звук меняется за счёт различного ведения меха.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приёмы и другие. Начнём с элементарного приёма образования звука на аккордеоне: приведение клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее- рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец, мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания. Известно, что при обучении игре на аккордеоне, важнейшие особенности звукоизвлечения связаны с движением меха, поэтому целесообразнее начинать формирование двигательных навык. Овладение звуком есть самая главная задача аккордеониста. Звук – это сама материя музыки. Работая над звуком, мы совершенствуем саму музыку. Работа над звуком начинается с самых первых шагов. Даже когда ученик играет начальные постановочные упражнения, следует научить его дослушивать затухающий звук, быть внимательным не только в момент взятия звука, но и тогда, когда звук уже взят и звучит струна. Это очень важно для воспитания ощущения горизонтального движения, умения вести фразу (т.е. объединять звуки по смыслу в музыкальные фразы).