Просмотр содержимого документа
«"Работа с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья в классефортепиано как средство коррекции,адаптации и социальной реабилитации»»
Подготовил:
Педагог дополнительного образования
По классу фортепиано для детей с ОВЗ
Геде Алекс Зигфридович
Цель:
Социализировать и адаптировать обучающихся с ОВЗ средствами музыки, раскрыть творческий потенциал личности обучающихся, помочь выразить себя в музыке, ощутить радость творчества в игре на фортепиано и музыкально-шумовых инструментах, развить фантазию, интерес и любознательность.
Задачи образовательные:
- - приобретение детьми знаний, умений и навыков основ игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения;
- - приобретение детьми умений и навыков ансамблевого музицирования;
- - приобретение детьми основ музыкальных и общекультурных теоретических знаний.
- - приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Задачи развивающие:
- - развитие навыков сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
- - развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
- - развитие навыков игры на фортепиано и игры в ансамбле;
- - развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обществе;
- - развитие общей культуры учащихся.
Задачи воспитательные:
- - формирование у обучающихся нравственных черт характера посредством проживания и осмысления художественных образов;
- - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- - формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Форма занятий – совместная практическая работа с родителями.
Детям с ОВЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому с основными формами музыкальной работы используются следующие методы:
Методы:
- - словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- - наглядный (показ, демонстрация приёмов исполнения);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления;
- - объяснительно-иллюстративный используется при работе над сценической культурой учащегося, когда педагог объясняет и демонстрирует этические нормы поведения на сцене.
- - репродуктивный (исполнение произведения или его части педагогом и повторение учащимся);
- - проблемный (постановка вопроса преподавателем и совместная работа над произведением; разбор, анализ средств музыкальной выразительности);
Методы:
- - частично-поисковый, эвристический (самостоятельная работа учащегося по разбору, разучиванию, подбор мелодий на слух);
- - игровой метод применяется в работе над развитием образно-эмоциональной сферы;
- - метод наблюдения применяется постоянно, как на занятии, так и при подготовке учащегося к публичному выступлению. Педагог акцентирует внимание, как на психологическом настрое учащегося, так и на его внешнем виде;
- - метод коллективного творческого дела способствует социальной адаптации учащихся (игра в ансамбле, на концерте), воспитание игрой
Методы:
- - метод упражнения применяется для развития координационного аппарата (руки, ноги, корпус;
- - метод поощрения важен с точки зрения поддержания интереса к занятиям, мотивирования к самореализации учащегося.
Применяемые технологии:
-здоровьесберегающая;
-пальчиковая музыкальная гимнастика;
- обучающая;
- развлекательная;
- самовыражение;
- релаксационная;
- коммуникативная.
Игры за столом
Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры». направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Автор игры О.Емельянова
Пальчиковый театр
Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.
Музыкотерапия
Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных возможных способов познания мира. Этот метод должен обязательно включатся в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ в сочетании с другими видами коррекционной работы.
Система К.Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии музыкальных способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:
- Пальчиковые игры;
- Музыкально- двигательные упражнения;
- Поэтическое музицирование;
- Игра на инструменте;
- Импровизация.
Педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Результаты:
Обучающийся освоит основы музыкальной грамоты, овладеет музыкально-эстетическими, музыкально-теоретическими и музыкально-практическими видами деятельности, будет уметь артистично исполнять произведения на фортепиано и на музыкально-шумовых инструментах под музыкальное сопровождение, пользуясь художественными сравнениями, передавать характер и художественный образ произведения .
Результаты:
- Непосредственная работа на клавиатуре с нотным текстом и на музыкально-шумовых инструментах способствует развитию музыкального мышления, тренировке мелкой моторики, улучшению зрительно-моторной и пространственной координации, увеличению объема всех видов памяти.
- Комплексные занятия музыкой воздействуют на биоритмы организма: интеллектуальный, физический, эмоциональный. Все это постепенно ведет к улучшению и развитию учащегося, что в целом улучшает качество его жизни.
Результаты
- в области исполнительской подготовки:
- - навык исполнения музыкальных произведений на фортепиано (сольное исполнение, исполнение в ансамбле);
- - умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- - умение самостоятельно разбирать и разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- - навык публичных выступлений;
- - навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально - просветительской деятельности.
Результаты
- в области историко-теоретической подготовки:
- - наличие первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- - знание лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
- - знание основ музыкальной грамоты;
- - знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве
- - знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Совместная деятельность с психологами
Система оценивания смайлами
знания, умения, навыки, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения
наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в знаниях
- Не плохо («удовлетворительно»)
неуверенное владение знаниями, умениями, навыками
Карта развития учащегося
- Дошкольное учреждение, школа ___________________________________
- Год обучения ____________________________________________________
- Фамилия, имя учащегося _________________________________________
- Дата рождения, возраст __________________________________________
- Дата обследования:
- Диагностика:
- Первичная ______________________________________________________
- Промежуточная __________________________________________________
- Итоговая ________________________________________________________
-
Развитие музыкальных способностей
Моторика
Спасибо за внимание !