СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано как средство коррекции, адаптации и социальной реабилитации»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы: обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ по классу фортепиано для использования другими музыкальными школами.

Просмотр содержимого документа
«"Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано как средство коррекции, адаптации и социальной реабилитации»»

  Подготовил: Педагог дополнительного образования По классу фортепиано для детей с ОВЗ Геде Алекс Зигфридович

Подготовил:

Педагог дополнительного образования

По классу фортепиано для детей с ОВЗ

Геде Алекс Зигфридович

 Цель:  Социализировать и адаптировать обучающихся с ОВЗ средствами музыки, раскрыть творческий потенциал личности обучающихся, помочь выразить себя в музыке, ощутить радость творчества в игре на фортепиано и музыкально-шумовых инструментах, развить фантазию, интерес и любознательность.

Цель:

Социализировать и адаптировать обучающихся с ОВЗ средствами музыки, раскрыть творческий потенциал личности обучающихся, помочь выразить себя в музыке, ощутить радость творчества в игре на фортепиано и музыкально-шумовых инструментах, развить фантазию, интерес и любознательность.

Задачи образовательные:    - приобретение детьми знаний, умений и навыков основ игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения;  -  приобретение детьми умений и навыков ансамблевого музицирования;  -  приобретение детьми основ музыкальных и общекультурных теоретических знаний.  - приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Задачи образовательные:

  • - приобретение детьми знаний, умений и навыков основ игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения;
  • -  приобретение детьми умений и навыков ансамблевого музицирования;
  • -  приобретение детьми основ музыкальных и общекультурных теоретических знаний.
  • - приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Задачи развивающие:    - развитие навыков сознательной регуляции собственного поведения в обществе;  - развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы;  - развитие навыков игры на фортепиано и игры в ансамбле;  - развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обществе;  - развитие общей культуры учащихся.

Задачи развивающие:

  • - развитие навыков сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
  • - развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
  • - развитие навыков игры на фортепиано и игры в ансамбле;
  • - развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обществе;
  • - развитие общей культуры учащихся.

Задачи воспитательные:   - формирование у обучающихся нравственных черт характера посредством проживания и осмысления художественных образов;  - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;  - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;  - формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;  - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Задачи воспитательные:

  • - формирование у обучающихся нравственных черт характера посредством проживания и осмысления художественных образов;
  • - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • - формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Форма занятий – совместная практическая работа с родителями.

Форма занятий – совместная практическая работа с родителями.

Детям с ОВЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому с основными формами музыкальной работы используются следующие методы:

Детям с ОВЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому с основными формами музыкальной работы используются следующие методы:

  Методы:    - словесный (объяснение, беседа, рассказ);  - наглядный (показ, демонстрация приёмов исполнения);  - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления;  - объяснительно-иллюстративный используется при работе над сценической культурой учащегося, когда педагог объясняет и демонстрирует этические нормы поведения на сцене.   - репродуктивный (исполнение произведения или его части педагогом и повторение учащимся);  - проблемный (постановка вопроса преподавателем и совместная работа над произведением; разбор, анализ средств музыкальной выразительности);

Методы:

  • - словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • - наглядный (показ, демонстрация приёмов исполнения);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления;

  • - объяснительно-иллюстративный используется при работе над сценической культурой учащегося, когда педагог объясняет и демонстрирует этические нормы поведения на сцене.

  • - репродуктивный (исполнение произведения или его части педагогом и повторение учащимся);
  • - проблемный (постановка вопроса преподавателем и совместная работа над произведением; разбор, анализ средств музыкальной выразительности);

Методы:  - частично-поисковый, эвристический  (самостоятельная работа учащегося по разбору, разучиванию, подбор мелодий на слух);  - игровой метод применяется в работе над развитием образно-эмоциональной сферы;  - метод наблюдения применяется постоянно, как на занятии, так и при подготовке учащегося к публичному выступлению. Педагог акцентирует внимание, как на психологическом настрое учащегося, так и на его внешнем виде;  - метод коллективного творческого дела способствует социальной адаптации учащихся (игра в ансамбле, на концерте), воспитание игрой

Методы:

  • - частично-поисковый, эвристический (самостоятельная работа учащегося по разбору, разучиванию, подбор мелодий на слух);
  • - игровой метод применяется в работе над развитием образно-эмоциональной сферы;
  • - метод наблюдения применяется постоянно, как на занятии, так и при подготовке учащегося к публичному выступлению. Педагог акцентирует внимание, как на психологическом настрое учащегося, так и на его внешнем виде;
  • - метод коллективного творческого дела способствует социальной адаптации учащихся (игра в ансамбле, на концерте), воспитание игрой
 Методы:   - метод упражнения применяется для развития координационного аппарата (руки, ноги, корпус;  - метод поощрения важен с точки зрения поддержания интереса к занятиям, мотивирования к самореализации учащегося.

Методы:

  • - метод упражнения применяется для развития координационного аппарата (руки, ноги, корпус;
  • - метод поощрения важен с точки зрения поддержания интереса к занятиям, мотивирования к самореализации учащегося.
Применяемые технологии:     -здоровьесберегающая; -пальчиковая музыкальная гимнастика; - обучающая; - развлекательная; - самовыражение; - релаксационная; - коммуникативная.

Применяемые технологии:

-здоровьесберегающая;

-пальчиковая музыкальная гимнастика;

- обучающая;

- развлекательная;

- самовыражение;

- релаксационная;

- коммуникативная.

Игры за столом  Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры». направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Автор игры О.Емельянова

Игры за столом

Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры». направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Автор игры О.Емельянова

Пальчиковый театр  Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

Пальчиковый театр

Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

Музыкотерапия  Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных возможных способов познания мира. Этот метод должен обязательно включатся в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Музыкотерапия

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных возможных способов познания мира. Этот метод должен обязательно включатся в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Система К.Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии музыкальных способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:   - Пальчиковые игры;  - Музыкально- двигательные упражнения;  - Поэтическое музицирование; - Игра на инструменте; - Импровизация.

Система К.Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии музыкальных способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

- Пальчиковые игры;

- Музыкально- двигательные упражнения;

- Поэтическое музицирование;

- Игра на инструменте;

- Импровизация.

Педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Результаты:    Обучающийся освоит основы музыкальной грамоты, овладеет музыкально-эстетическими, музыкально-теоретическими и музыкально-практическими видами деятельности, будет уметь артистично исполнять произведения на фортепиано и на музыкально-шумовых инструментах под музыкальное сопровождение, пользуясь художественными сравнениями, передавать характер и художественный образ произведения .

Результаты:

Обучающийся освоит основы музыкальной грамоты, овладеет музыкально-эстетическими, музыкально-теоретическими и музыкально-практическими видами деятельности, будет уметь артистично исполнять произведения на фортепиано и на музыкально-шумовых инструментах под музыкальное сопровождение, пользуясь художественными сравнениями, передавать характер и художественный образ произведения .

Результаты:   Непосредственная работа на клавиатуре с нотным текстом и на музыкально-шумовых инструментах способствует развитию музыкального мышления, тренировке мелкой моторики, улучшению зрительно-моторной и пространственной координации, увеличению объема всех видов памяти. Комплексные занятия музыкой воздействуют на биоритмы организма: интеллектуальный, физический, эмоциональный. Все это постепенно ведет к улучшению и развитию учащегося, что в целом улучшает качество его жизни.

Результаты:

  • Непосредственная работа на клавиатуре с нотным текстом и на музыкально-шумовых инструментах способствует развитию музыкального мышления, тренировке мелкой моторики, улучшению зрительно-моторной и пространственной координации, увеличению объема всех видов памяти.
  • Комплексные занятия музыкой воздействуют на биоритмы организма: интеллектуальный, физический, эмоциональный. Все это постепенно ведет к улучшению и развитию учащегося, что в целом улучшает качество его жизни.
Результаты в области исполнительской подготовки:  - навык исполнения музыкальных произведений на фортепиано (сольное исполнение, исполнение в ансамбле);  -  умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;  -  умение самостоятельно разбирать и разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;  -  навык публичных выступлений;  -  навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально - просветительской деятельности.

Результаты

  • в области исполнительской подготовки:
  • - навык исполнения музыкальных произведений на фортепиано (сольное исполнение, исполнение в ансамбле);
  • -  умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • -  умение самостоятельно разбирать и разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • -  навык публичных выступлений;
  • -  навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально - просветительской деятельности.
Результаты в области историко-теоретической подготовки:  - наличие первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;  -  знание лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);  -   знание основ музыкальной грамоты;  -  знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве  -   знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Результаты

  • в области историко-теоретической подготовки:
  • - наличие первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
  • -  знание лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
  • -   знание основ музыкальной грамоты;
  • -  знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве
  • -   знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Совместная деятельность с психологами

Совместная деятельность с психологами

Система оценивания смайлами      Замечательно («отлично»)  знания, умения, навыки, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения    Молодец («хорошо»)  наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в знаниях     Не плохо («удовлетворительно»)  неуверенное владение знаниями, умениями, навыками

Система оценивания смайлами

  •    Замечательно («отлично»)

знания, умения, навыки, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения

  •    Молодец («хорошо»)

наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в знаниях

  •     Не плохо («удовлетворительно»)

неуверенное владение знаниями, умениями, навыками

Карта развития учащегося   Дошкольное учреждение, школа ___________________________________ Год обучения ____________________________________________________ Фамилия, имя учащегося _________________________________________ Дата рождения, возраст __________________________________________ Дата обследования: Диагностика: Первичная ______________________________________________________ Промежуточная __________________________________________________ Итоговая ________________________________________________________  

Карта развития учащегося

  • Дошкольное учреждение, школа ___________________________________
  • Год обучения ____________________________________________________
  • Фамилия, имя учащегося _________________________________________
  • Дата рождения, возраст __________________________________________
  • Дата обследования:
  • Диагностика:
  • Первичная ______________________________________________________
  • Промежуточная __________________________________________________
  • Итоговая ________________________________________________________
  •  
Развитие музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей

Моторика

Моторика

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !