СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с иллюстрациями на уроках обществознания как фактор эстетического воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

О важности иллюстративного метода для учителей обществознания, такЖе актуально для учителей истории и МХК. 

Просмотр содержимого документа
«Работа с иллюстрациями на уроках обществознания как фактор эстетического воспитания школьников»

Проскурякова М.А., студентка 1 курса

магистратуры по направлению «Обществознание»

гуманитарно-эстетического факультета

Педагогического института

Иркутского государственного университета


г. Иркутск.

Работа с иллюстрациями на уроках обществознания как фактор эстетического воспитания школьников

Предмет «Обществознание» в школе призван формировать культуру учащегося: политическую, экономическую, социальную и др. Иными словами обществознание является способом воспитания не просто гражданина, а культурного во всех смыслах человека. Стоит заметить, что в понятие «культура» входит также эстетический аспект, являющийся важной частью культуры в целом, так как невозможно быть культурным и не понимать смысл красоты, как предмета эстетики. Воспитание чувства прекрасного на уроках обществознания также реально, как и на уроках Мировой художественной культуры или Изобразительного искусства. Данный факт, кроме того, отражает цели интегративного подхода в современном образовании. Способам воспитания эстетики у школьников и будет посвящена данная работа.

Для того, чтобы понять сущность эстетики, важно, на наш взгляд, обратиться к работам В.С. Соловьева, который рассматривает красоту, как предмет эстетики. Автор раскрывает общий смысл искусства, приводя в защиту своей точки зрения взгляды Платона [1]. Также для исследователя может крайне интересным показаться литература, посвященная психологии искусства [2], и присутствии эстетики в разных сторонах жизни общества [3].

Актуальной является идея новой образовательной парадигмы Шамес Л.Я., состоящей из трех частей: понимание ребенка как носителя особого культурного мира, понимание учителя как носителя педагогического творчества и построение образовательного процесса в школе как модели социо-культурного пространства, где совершается становление личности [4]. Собственно это и должно стать главной целью образования в общем и предмета «Обществознания» в частности: воспитание культурного человека, у которого сформированы чувство прекрасного, вкус и критическое отношение к действительности.

В то же время, если обратиться к нормативно-правовым документам в области образования, то можно обнаружить, что цели предмета «Обществознание» ставятся нелогично и независимо друг от друга, что может повлечь за собой отсутствие целостного воспитания личности в преподавании Обществознания [5]. Иными словами, нормативно-правовая база проблематики эстетического воспитания на уроках обществознания практически не представлена. Более того, остаются не доработанными вопросы культурологического воспитания и их решающая роль в воспитании в принципе.

Так в первую очередь понятие «Культура», являющееся довольно сложным и неоднозначным, мы определяем как человеческий способ жизнедеятельности, духовно-материальную среду обитания, а также непрерывно творимую «вторую природу», создателем и созданием которой является сам человек [6].

Эстетика («чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания [7].

Одними из главных источников формирования эстетического вкуса и культурологического воспитания школьников на уроках обществознания, на наш взгляд, являются изобразительные источники. Это обусловлено самой спецификой предмета обществознания, направленного в отличие, например, от литературы или МХК, на изучение различных сторон жизни общества и социализации индивидов. В то же время, на наш взгляд, эстетическая компонента может присутствовать даже при изучении правовых, экономических, политических и других аспектов жизни современного общества и особое внимание здесь должно быть уделено использованию иллюстраций и других изобразительных источников.

При этом использование иллюстраций и других изобразительных источников важно не только с точки зрения формирования у школьников эстетического вкуса, но и рядом других причин, среди которых наиболее важными мы считаем следующие:

- самоценность наглядных пособий, иллюстрации как средство формирования критического мышления,

- их использование как средства привлечения внимания, способа закрепления знаний через художественный образ,

- важность иллюстраций как средства раскрытия теоретического материала через создание игровой ситуации.

Кроме того, современная обеспеченность техническими средствами как нельзя качественно улучшает работу с наглядными материалами.

Это не значит, что на уроке обществознания может осуществляться полноценная критика и анализ визуального источника, как это, например, происходит на уроках искусства. Тем не менее, учителю обществознания следует овладеть некоторыми приемами такой критики. При этом анализ визуального источника на уроках обществознания должен осуществляться с позиции данного предмета и отвечать теме урока.

Для наглядности возможности приемов работы с иллюстрацией на уроках обществознания, необходимо проанализировать наличие иллюстраций в учебной литературе, поскольку учебник остается одним из главных средств обучения. Так учебные пособия А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, составленные согласно ФГОС, содержат большое количество тематических иллюстраций [8], схем, небольшое количество иллюстраций картин, например, В.В. Верещагина «Апофеоз войны»; [9] также иллюстрации монументов, таких, как «Памятник Минину и Пожарскому» И.П. Мартоса [10]. К сожалению, приходится отметить, что иллюстрации являются невыразительными, если не сказать скучными, и мало передают тему параграфа, в котором находятся.

Очень качественный набор иллюстраций можно увидеть в учебниках обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, которые соответствуют требованиям ФГОС. Такого рода источники имеются в каждом параграфе учебников и выполняют все вышеизложенные функции иллюстративного материала.

Так при изучении темы «Загадка человека» (где рассматриваются отличия человека от животного, наследственность, биосоциальная сущность человека), имеются иллюстрированная схема, отражающая отличия человека от животного, а также изображения животных [11]. При изучении темы «Отрочество – особая пора жизни» используются интересные карикатуры [12]. Раскрывая сущность «Свободного времени», авторы используют иллюстрации картин различных художников: К.П. Брюллова, П.А. Федотова, Г.В. Сорока, В.А. Тропинина, К.А. Сомова, Е.П. Антипова. Это лишь малая часть изобразительного материала. Стоит отметить качественное издательство учебной литературы: яркость, красочность изображений позитивно влияет на познавательные навыки обучающихся.

С таким видом наглядности возможны различные варианты типов и видов уроков, уровни заданий, способы усвоения материала. Если рассматривать данные иллюстрации с точки зрения эстетики, то они, несомненно, позитивно влияют на развитие вкуса, критического мышления и анализа изобразительных источников. Такие самостоятельные иллюстрации, которым в учебнике уделено много места, могут использоваться в групповой работе на уроке, а также как средство фронтального приема усвоения информации.

Также нами были проработаны учебники линейки Кравченко А.И., Певцовой Е.А., содержащие богатый иллюстративный материал. Данные иллюстрации представлены, в основном, фотографиями обыденной жизни ребенка, реже – сценами из истории. Стоит отметить, что изображения менее выразительны, нежели в линейке учебников Л.Н. Боголюбова, также менее разнообразны и качественны. Кроме того, данные иллюстрации сложнее использовать как дополнительный источник информации, так как они сравнительно небольшого размера [13].

Тем не менее, в вышеупомянутом учебнике для обучающихся 9 класса, имеется большое количество карикатур и изображений, предназначенных для активизации критического мышления школьников [14]. Карикатуры, на наш взгляд, являются важным фактором формирования эстетического вкуса обучающихся в основной школе и могут активно использоваться на уроках обществознания, если они отвечают его теме. Учитывая актуальность каждого раздела предмета «Обществознания» для жизни ребенка и критическую оценку современности любой карикатурой – они могут использоваться практически на каждом уроке. Такого рода изображения практически не используются в учебных пособиях Л.Н. Боголюбова.

Подводя итог, мы хотим еще раз отметить важную роль эстетического воспитания в процессе социализации школьников. Конечно, в образовательном процессе присутствуют специализированные предметы, призванные формировать чувство прекрасного у подрастающего поколения. Однако, на наш взгляд, в современном образовании необходимо шире использовать интегративные подходы, и, прежде всего, в преподавании таких комплексных предметов как обществознание. И в нашем исследовании мы постарались раскрыть один из основных, но очень важных, способов эстетического воспитания школьников на уроках обществознания, а именно использование изобразительных источников.


Список литературы


  1. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. Издательство: М.: Искусство, 1991. - 701 с.
    Серия История эстетики в памятниках и документах. http://www.runivers.ru/bookreader/book146796/#page/5/mode/1up

  2. Басин Е.Я. Философская эстетика и психология искусства. М.: Гардарики, 2007. – 287 с., Арнхейм Рудольф. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.

  3. Акопджанян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. Творческая сущность эстетического в науке. – Ереван: изд-во АН Арм. СССР, 1978. – 118 с.; Акопджанян Е.С. Эстетическая сила науки. – Ереван: изд-во АН Арм. СССР, 1990. – 224 с.; Моррис Уильям. Искусство и жизнь: избранные статьи, лекции, речи, письма. – М.: Искусство, 1973. – 511 с.

  4. Шамес Л.Я. Концепция культурно-исторического наследия в региональном сообществе современного села: образование и культура в отечественной традиции (проблемы и перспективы». Иркутск., - 2009. С.77-79.

  5. ФГОС Среднего Полного Общего образования. Утвержден приказом Министерства Образования от 17 мая 2012 г. №413. С. 5. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-spoo.doc ; ФГОС Основного Общего Образования. Утвержден приказом Минобороны Р.Ф. ОТ 17 ДЕК. 2010 г№1897.. С.2. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc, ФГОС Среднего Полного Общего образования. Утвержден приказом Министерства Образования от 17 мая 2012 г. №413. С. 5. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-spoo.doc , «Национальная доктрина образования в РФ», одобрена Постановлением Правительства Р.Ф. от 04 октября 2000. №751. // Собр. Законодательства Р.Ф. – 2000. Введение.

  6. Шамес Л.Я. Указ соч. С. 69.

  7. Большой толковый словарь русского языка. - С-Пб., 1998.

  8. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 8 класс. М.: «Дрофа». – 2016. С. 51.

  9. Там же. С. 141.

  10. Там же. С. 148.

  11. Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под. Ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: «Просвещение». 2014 г. - С.10, 14.

  12. Там же. С. 24.

  13. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово». – 2010.

  14. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово». - 2013 г. С. 4, 10, 40, 78, 99, 108, 114, 123, 157, 165.