«Работа с несплошными текстами на уроках математики»
Тихонова Галина Ивановна
учитель математики
МОУ» С(к)ОШ № 24»
г. Магнитогорска
Актуальность
- Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в современной школе в условиях реализации ФГОС.
- Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа, синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.
Цель : формирование умений работать с информацией, представленной в форме несплошного текста .
Задачи:
1.Выявить интересы учащихся и уровень развития УУД.
2.Подобрать систему упражнений на основе несплошных текстов.
3.Осуществить мониторинг развития умений работать с информацией.
«Несплошные» тексты- это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.
Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
Входные билеты,
афиши, объявления, рекламные постеры
Графики, диаграммы
схемы, таблицы,
масштаб, списки
Географические карты; планы местности, помещений
Несплошные тексты
Обложки журналов, меню
Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста
Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)
- Задания с выбором ответа(требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)
- Задания с кратким ответом(требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте)
- Задания с развернутым ответом(надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения.
Упражнение «Кубик Блума»
Упражнение «Киноафиша»
Умение переводить информацию в другие
текстовые формы.(Создать сплошной текст на
основе несплошного текста)
Задача:
У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?
Умение менять вид несплошного текста: перевод таблицы в схему
Задание
В каких городах находятся эти центры и комплексы?
Соедини стрелками.
Получается схема:
Город
Место проведения
Москва
Самара
Время
ТРК «Горки»
Киров
Дни
ТРЦ «Космопорт»
14-00
Уржум
ТРЦ «Джем Молл»
16-00
6
7
ТРЦ «Гранд Плаза»
15-00
13-00
8
9
Москва ТРЦ «Гранд Плаза»
Самара ТРК «Горки»
Киров ТРЦ «Космопорт»
Уржум ТРЦ «Джем Молл»
Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст
Ответьте на вопросы по диаграмме:
Алгоритм построения диаграмм:
1.Заполнить таблицу данных.
2.Выделить ее.
3. Подвести указатель мышки к
кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
4.Выбрать тип диаграммы.
5.Задать различные параметры.
6.Оформить по своему вкусу .
Задача
В классе 30 учеников:
12 мальчиков и
18 девочек.
Начертим круг, соответствующий общему числу учеников.
360⁰ : 30 =12⁰ соответствует 1 ученику.
12⁰ * 12 = 144⁰ - угол, соответствующий количеству мальчиков
360⁰ - 144⁰ =216⁰ - - угол, соответствующий количеству девочек
216⁰
Мальчики
144⁰
Девочки
Масштаб
Определите по карте расстояние от опушки леса
(точка А) до точки пересечения дороги с рекой .
Масштаб карты 1 : 100 000
Таблица
Задача Длина отрезка на карте 15 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 10 000 .
Решение:
Составление таблиц
Решить комбинаторные задачи можно с помощью таблиц. Они, как и дерево возможных вариантов, наглядно представляют решение таких задач.
.
Задача Сколько нечетных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9?
Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - первые цифры искомых чисел, вверху первая строка - вторые цифры.
Ответ: 28.
1
1
3
3
11
4
7
13
31
9
17
33
41
6
7
37
19
43
61
39
47
8
63
71
49
9
81
67
73
91
77
83
69
87
79
93
89
97
99
Схемы
Графики
Спасибо за внимание