СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с обучающимися, демонстрирующими низкие результаты обучения, как фактор повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Работа с обучающимися, демонстрирующими низкие результаты обучения, как фактор повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы»»

Работа с обучающимися, демонстрирующими низкие результаты обучения, как фактор повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы Из опыта работы Крючковой Г.А. – учителя русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Работа с обучающимися, демонстрирующими низкие результаты обучения, как фактор повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы Крючковой Г.А. – учителя русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Награда всякому труду в самом труде, в деятельности. А. Герцен

Награда всякому труду

в самом труде, в деятельности.

А. Герцен

Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения.
  • Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения.
Психологи выделяют три основные причины неуспеваемости:            физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья);        психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);           социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

Психологи выделяют три основные причины неуспеваемости:

          физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья);

       психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);

          социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися  Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения .

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися

  • Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения .
Правила в работе со слабоуспевающими учащимися Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. Путём правильной тактики опросов и поощрений («отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ, ВПР и т. д.

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися

  • Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  • Путём правильной тактики опросов и поощрений («отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ, ВПР и т. д.
Правила в работе со слабоуспевающими учащимися Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися

  • Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  • Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  • Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Из опыта работы Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся. Задачи: 1)  создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; 2) отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; 3) реализация разноуровнего обучения; 4) изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации; 5) формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

Из опыта работы

Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

1) создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;

2) отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;

3) реализация разноуровнего обучения;

4) изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;

5) формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

Деятельность учителя-предметника  со слабоуспевающими учащимися 1. Провожу диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. 2. Использую на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 3. Готовлю и использую на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал. 3. Регулярно и систематически опрашиваю, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. 4. Комментирую оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем. 5. Провожу повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ. 6. Провожу индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

Деятельность учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися

1. Провожу диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использую на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовлю и использую на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашиваю, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментирую оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

5. Провожу повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ.

6. Провожу индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

ВПР 2020-2021 учебный год (осень) класс предмет кол-во в классе 6 (за 5 класс) кол-во выполнив-ших работу 8 (за 7 класс) Русский язык   Русский язык   количество получив-ших 13 22 5 11 17 4 1 3 3 0 2 4 4 успевае-мость 3 качест-во 9 4 73% 36 % 76,4% 23,5%

ВПР

2020-2021 учебный год (осень)

класс

предмет

кол-во в классе

6 (за 5 класс)

кол-во выполнив-ших работу

8 (за 7 класс)

Русский язык

 

Русский язык

 

количество получив-ших

13

22

5

11

17

4

1

3

3

0

2

4

4

успевае-мость

3

качест-во

9

4

73%

36 %

76,4%

23,5%

2020-2021 учебный год (весна)  класс предмет кол-во в классе 6 кол-во выполнив-ших работу 8 Русский язык   Русский язык   количест-во получив-ших 14 22 5 11 16 4 1 3 3 1 2 7 5 успевае-мость 2 качест-во 7 1 82% 36% 94% 50%

2020-2021 учебный год (весна)

класс

предмет

кол-во в классе

6

кол-во выполнив-ших работу

8

Русский язык

 

Русский язык

 

количест-во получив-ших

14

22

5

11

16

4

1

3

3

1

2

7

5

успевае-мость

2

качест-во

7

1

82%

36%

94%

50%

По результатам ВПР в 6 классе качество знаний остается на прежнем уровне, а в 8 классе отмечается улучшение.  Рекомендации из аналитического анализа по результатам ВПР: 1. Внести в календарно-тематическое планирование изменения с целью повторения программного материала за 5 класс (не менее 2 часов). 2. Включить в освоение нового учебного материала и формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам ВПР были выявлены как проблемные в разрезе каждого конкретного учащегося.  3. Включать в домашние, самостоятельные, контрольные работы задания из ВПР или аналогично построенные задания. 4. Для учащихся, получивших неудовлетворительные отметки по результатам ВПР, провести индивидуальные консультации, на которых организовать работу по формированию УУД (вопросы практического применения знаний, умения выстаивать логические рассуждения на заданную тему, формируя метапредметные УУД)

По результатам ВПР в 6 классе качество знаний остается на прежнем уровне, а в 8 классе отмечается улучшение.

Рекомендации из аналитического анализа по результатам ВПР:

1. Внести в календарно-тематическое планирование изменения с целью повторения программного материала за 5 класс (не менее 2 часов).

2. Включить в освоение нового учебного материала и формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам ВПР были выявлены как проблемные в разрезе каждого конкретного учащегося.

3. Включать в домашние, самостоятельные, контрольные работы задания из ВПР или аналогично построенные задания.

4. Для учащихся, получивших неудовлетворительные отметки по результатам ВПР, провести индивидуальные консультации, на которых организовать работу по формированию УУД (вопросы практического применения знаний, умения выстаивать логические рассуждения на заданную тему, формируя метапредметные УУД)

  Индивидуальный образовательный маршрут 80012, обучающегося 8 класса по результатам ВПР по русскому языку по устранению учебных дефицитов. № п/п Тема затруднений 1 Правильное списывание осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста 2 Кол-во часов Морфологический разбор слов Форма работы 2 3 Дата Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание 1 Синтаксический разбор предложений 4 Правильное списывание Н и НН в словах разных частей речи, обоснование условия выбора написаний Отработка алгоритма, практикум, индивидуальное домашнее задание 20.04.21 21.04.21 1 5 Грамматические нормы русского литературного языка 23.04.21 1 Отработка алгоритма, практикум, индивидуальное домашнее задание Практикум, индивидуальное домашнее задание. 27.04.21 1 29.04.21 11.05.21 Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание 13.05.21

  Индивидуальный образовательный маршрут 80012, обучающегося 8 класса

по результатам ВПР по русскому языку по устранению учебных дефицитов.

п/п

Тема затруднений

1

Правильное списывание осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста

2

Кол-во часов

Морфологический разбор слов

Форма работы

2

3

Дата

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание

1

Синтаксический разбор предложений

4

Правильное списывание Н и НН в словах разных частей речи, обоснование условия выбора написаний

Отработка алгоритма, практикум, индивидуальное домашнее задание

20.04.21

21.04.21

1

5

Грамматические нормы русского литературного языка

23.04.21

1

Отработка алгоритма, практикум, индивидуальное домашнее задание

Практикум, индивидуальное домашнее задание.

27.04.21

1

29.04.21

11.05.21

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание

13.05.21

Продолжение. 6 Анализ текст с точки зрения его основной мысли. Нахождение в тексте требуемой информации. 7 1 Нахождение слова с предложенным значением   8 9 Практикум, индивидуальное домашнее задание. 1 Нахождение в ряду других предложений с обособленным согласованным определением и обособленным обстоятельством, обоснование условия обособления в том числе с помощью графических схем. 18.05.21 Занятие-консультация, индивидуальное домашнее задание 2 Опознание по графической схеме простого предложения, осложненного однородными сказуемыми; нахождение в ряду других предложений предложения с однородными сказуемыми с опорой на графическую схему. 1 20.05.21 Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание 25.05.21 Практикум, индивидуальное домашнее задание 27.05.21

Продолжение.

6

Анализ текст с точки зрения его основной мысли. Нахождение в тексте требуемой информации.

7

1

Нахождение слова с предложенным значением

 

8

9

Практикум, индивидуальное домашнее задание.

1

Нахождение в ряду других предложений с обособленным согласованным определением и обособленным обстоятельством, обоснование условия обособления в том числе с помощью графических схем.

18.05.21

Занятие-консультация, индивидуальное домашнее задание

2

Опознание по графической схеме простого предложения, осложненного однородными сказуемыми; нахождение в ряду других предложений предложения с однородными сказуемыми с опорой на графическую схему.

1

20.05.21

Занятие-консультация, практикум, индивидуальное домашнее задание

25.05.21

Практикум, индивидуальное домашнее задание

27.05.21

Анализируя низкое качество знаний по русскому языку и литературе, выделяю следующие основные причины:  -наличие детей с низкими интеллектуальными способностями;  -снижение творческой активности учащихся;  -низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться;  -самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу, бесконтрольность;  -пропуски учащимися учебных занятий как по уважительной, так и неуважительной причине;  -недостаточность индивидуальной работы с учащимися.

Анализируя низкое качество знаний по русскому языку и литературе, выделяю следующие основные причины:

-наличие детей с низкими интеллектуальными способностями;

-снижение творческой активности учащихся;

-низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться;

-самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу, бесконтрольность;

-пропуски учащимися учебных занятий как по уважительной, так и неуважительной причине;

-недостаточность индивидуальной работы с учащимися.

Система мероприятий по совершенствованию процесса преподавания русского языка и литературы:   1. Использую разнообразные педагогические технологии, формирующие у детей умение подводить итог проделанной работы, ставлю цели, задачи предстоящей работы, даю самооценку происходящему.   2.Изучаю необходимый уровень достижения личностных результатов, разрабатываю типовые задания, нацеленные на личностные и метапредметные результаты.   3. Включаю задания развивающего характера. Использую разнообразные формы проведения совместных мероприятий, способствующих развитию речи учащихся.  

Система мероприятий по совершенствованию процесса преподавания русского языка и литературы:

 

1. Использую разнообразные педагогические технологии, формирующие у детей умение подводить итог проделанной работы, ставлю цели, задачи предстоящей работы, даю самооценку происходящему.

 

2.Изучаю необходимый уровень достижения личностных результатов, разрабатываю типовые задания, нацеленные на личностные и метапредметные результаты.

 

3. Включаю задания развивающего характера. Использую разнообразные формы проведения совместных мероприятий, способствующих развитию речи учащихся.

 

4. Включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.   5. Уделяю первостепенное внимание развитию всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение) в их единстве и взаимосвязи.   6. Больше внимания уделяю анализу текстов различных стилей и типов речей, развивающих монологическую речь учащихся; учу рассуждать на предложенную тему, развиваю умение формировать тезис и приводить аргументы.

4. Включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

 

5. Уделяю первостепенное внимание развитию всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение) в их единстве и взаимосвязи.

 

6. Больше внимания уделяю анализу текстов различных стилей и типов речей, развивающих монологическую речь учащихся; учу рассуждать на предложенную тему, развиваю умение формировать тезис и приводить аргументы.

п/п

1

Меры коррекции и улучшения

Сроки

Выявление группы учащихся с неблагоприятной оценочной ситуацией по русскому языку и литературе

2

Планируемый результат

сентябрь-октябрь 2021-2022 уч.г.

3

Работа с условно переведенными учащимися

Снижение количества неуспевающих.

Сентябрь 2021-2022 учебного года и далее в течение года

Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях и испытывающими трудности в обучении

4

5

Перевод учащихся в следующий класс

В течение учебного года

Организация подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9, 11 классов по русскому языку

Организация родительского лектория по вопросам обучения и государственной (итоговой) аттестации учащихся 9, 11 классов

В течение учебного года

Повышение уровня обученности учащихся, ликвидация пробелов

6

Положительная сдача экзаменов

В течение учебного года

Организация сотрудничества с родителями по вопросам качества образования (родительский комитет, индивидуальная работа с родителями)

7

Повышение уровня просветительской деятельности среди родителей

В течение учебного года

Повышение профессионализма через организацию курсовой подготовки, самообразование

8

Повышение родительской мотивации к контролю за успеваемостью, исправление неудовлетворительных и нежелательных оценок

В течение учебного года

Организация итогового повторения

Повышение качества преподавания русского языка и литературы

май

Прочность усвоения знаний учащимися

   Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты. Бе́рнард де Ма́ндевиль (английский философ, сатирический писатель и экономист,  доктор медицины 17 века)

Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты.

Бе́рнард де Ма́ндевиль

(английский философ,

сатирический писатель и экономист,

доктор медицины 17 века)