СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми через подготовку к участию в олимпиаде по изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный  проект реализуется через подготовку к участию в олимпиаде по изобразительному искусству», целью которого является самостоятельное изучение тематики олимпиад учащимися и как результат подготовки, завоевание призовых мест на муниципальном и региональном уровне, что придаст им уверенность, положительно повлияет на их отношение к изучаемому предмету в целом.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми через подготовку к участию в олимпиаде по изобразительному искусству»

Проект

«Работа с одаренными детьми через подготовку к участию в олимпиаде

по изобразительному искусству»

Пояснительная записка

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, особенно – подготовительный этап. Необходимо сформулировать этапы работы, темы и задания, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

Одним из важных приоритетных направлений в школе является работа с одаренными детьми. Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.

Актуальность

Одним из основных направлений в работе учителя изобразительного искусства с одаренными детьми – это участие в конкурсах разных уровней и олимпиадное движение.

Ежегодно учащиеся принимают активное участие в олимпиаде по изобразительному искусству. Именно поэтому c 2008 учебного года работа с одаренными детьми осуществляется с помощью краткосрочного проекта «Работа с одаренными детьми через подготовку к участию в олимпиаде по изобразительному искусству». Это связано с необходимостью показать через участие в олимпиаде общеучебную грамотность.

Проблема проекта

Привлечение большего количества детей к самостоятельной подготовке к олимпиаде по изобразительному искусству, а так же результативность участия на муниципальном и региональном уровне.

Гипотеза

Для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно готовиться к олимпиаде, деятельность учителя должна быть направлена на привлечение учащихся к самостоятельному подбору литературы, зрительного ряда, давать поисковые задания.

Цель проекта

Предполагается, что в результате участия в проекте, будут достигнуты следующие результаты – самостоятельное изучение тематики олимпиады и как результат подготовки, завоевание призовых мест на муниципальном и региональном уровне.

Задачи проекта

Образовательные:

1.Провести первое систематическое ознакомление учащихся с проектной деятельностью.

2.Познакомить с планом выполнения проекта.

3.Научить самостоятельной подготовке к участию в олимпиаде по изобразительному искусству.

4.Выявить способности и умения учащихся работать самостоятельно и в команде, умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации, выделять главную мысль;

Воспитывающие:

-Воспитывать любовь и уважение к творчеству различных художников.

-Воспитывать эстетический и художественный вкус.

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Развивающие:

-Развивать наблюдательность, память, образное мышление, умение анализировать.

-Развивать творческую активность, воображение и эстетический вкус.

- Развивать интерес к предмету, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим.

Введение

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и пойму.

Школа будущего - школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать все новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение объединяет себе разные педагогические технологии - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.

Краткосрочный проект «Работа с одаренными детьми реализуется через подготовку к участию в олимпиаде по изобразительному искусству», целью которого является самостоятельное изучение тематики олимпиад учащимися и как результат подготовки, завоевание призовых мест на муниципальном и региональном уровне, придаст им уверенность, положительно повлияет на их отношение к изучаемому предмету в целом.

Проектная работа направлена на одаренных детей 7,8,9-х классов.

Время работы над проектом: с декабря по март.

Форма работы: внеурочная.

Режим работы: 7 учебных часов.

Информационно-техническое обеспечение: учащиеся используют домашний и школьный компьютеры с доступом в Интернет, сканер, учебную и учебно-методическую литературу.


Работа над проектом


Работа над проектом состоит из 7 этапов.

1этап: Выявление одарённых и талантливых детей

На первом этапе учитель знакомится с темой олимпиады. Подбирает необходимый материал. Выбирает учащихся 7,8,9-х классов для участия в проекте. Назначает встречу.

2 этап Организационный. (Целеполагание)

На этом этапе учитель знакомит учащихся с темой олимпиады, ее целями и задачами. О порядке организации и проведения Олимпиады. Учащиеся задают интересующие вопросы, касающиеся организации мероприятия. Учитель организует исследовательскую деятельность, предлагая подобрать литературу, подходящую к теме олимпиады, обсуждает со школьниками возможные источники информации (библиотечный фонд, Интернет ресурсы и другое).

3 этап Поисково- исследовательский

Учащиеся демонстрируют литературу. Учитель организует процесс обмена информации. Ученики обмениваются источниками между участниками олимпиады. Информация собирается и обсуждается в группе детей. Учитель подводит итог, дополняет. Учащимся предлагается подготовить совместными усилиями презентацию по данной теме. Для этого необходимо подобрать иллюстративный материал (репродукции художников, которые связаны с темой олимпиады)

4 этап Анализ и обобщение полученной информации

Учащиеся демонстрируют подготовленную совместными усилиями презентацию по теме олимпиады, где представлены репродукции художников. Анализируют информацию. Обобщают всю подготовленную информацию – литературу и репродукции. Учитель подводит итог совместно с учениками. Поисковое домашнее задание - продумать варианты олимпиадной работы. Выбор темы.

5 этап Оформление работы

Учащиеся демонстрируют варианты своей олимпиадной работы (эскизы), тему. Учащиеся совместно с учителем анализируют каждый эскиз, высказывают свое мнение по выбору лучшего эскиза для каждого участника. Поисковое домашнее задание. Подготовка текста защиты и иллюстративного материала в печатном виде, выполнение наброска на заявленном формате.

6 этап Оформление работы

На этом этапе участники представляют набросок на заявленном формате, а так же зачитывают текст и показывают иллюстративный материала в печатном виде. Задание к следующей встрече - окончательное завершение работы. Подготовка к репетиции защиты олимпиадной работы.

7 этап Рефлексия

Это заключительный этап, где происходит репетиция защиты олимпиадного задания учащимися. Участники проекта делятся мнениями. Группа олимпиадников оценивает работу каждого участника. Учитель оценивает работу в целом и подводит общий итог.

Заключение

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Учебный проект можно назвать творческим потому, что он требует от учащихся творческого подхода. В процессе работы дети получают удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность.

Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Участие в краткосрочном проекте позволяет обучающимся добиться высоких результатов на олимпиаде по изобразительному искусству на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях (заключительном этапе).

Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Литература


1.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе 2100. жур. «Начальная школа до и после» № 5 2004 г.;

2.Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс/Под рук. Б.М.Неменского – М.: Мин. обр., 2008 – 130 с.

3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. –М.: Аркти, 2005.

4.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

/ Н.Ю. Пахомова - М.: АРКТИ, 2005.

5. Е.С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

6.Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения.,

7. журнал «Начальная школа до и после» № 9 2007 г.;

8.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе

















План выполнения проекта на год


Время

Этап

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Поисковое домашнее задание

Декабрь

2 неделя декабря

Выявление одарённых и талантливых детей

1.Выявить одарённых и талантливых детей из 7,8,9 классов

2.Привлечение учащихся к участию в олимпиаде по изо.


Знакомство с темой олимпиады. Подбор необходимого материала. Выбор учащихся для участия в проекте.

Ручка, тетрадь.

3 неделя декабря

Организационный.

(Целеполагание)

1.Познакомить учащихся с темой олимпиады, ее целями и задачами.

2.Организовать исследовательскую деятельность.

3.Помочь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности

Обсуждение темы олимпиады. Вопрос-ответ.

Познакомить учащихся с темой олимпиады, ее целями и задачами. Ответы на вопросы учащихся.

Подобрать литературу подходящей к теме олимпиады

Январь

2 неделя января

Поисково- исследовательский

1.Контроль над обязательным участием детей данной категории учащихся в олимпиаде.

2.Развитие познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников в процессе подготовки материала в группе.

3.Сформировать умения обмена необходимой информацией


Демонстрация литературы, обмен источниками между участниками олимпиады

Организовать процесс обмена информации ученик-ученик. Дополнение источниками информации от учителя к ученику.

Знакомство с художниками, которые связаны с темой олимпиады, подбор иллюстративного материала. Подготовка совместной презентации.

4 неделя января

Анализ и обобщение полученной информации

1.Сформировать умения анализировать и обобщать информацию

2. Развить творческую активность

3.Развитие познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников в процессе подготовки материала в группе.

4.Развивать умения взаимопомощи, сотрудничества в группе в решении общих задач.

Показ подготовленной презентации, иллюстрационного материала, обмен источниками между участниками олимпиады .

Продумать варианты олимпиадной работы. Выбор темы.

Февраль

2неделя февраля

Оформление работы

1.Развить творческую активность и воображение

2. .Развивать умения анализировать


Демонстрация вариантов изображения, выбор изображения, продумывание темы

Помощь в выборе изображения

Подготовка текста защиты и иллюстративного материала, выполнение наброска на заявленном формате

4 неделя февраля

Оформление работы

1.Развить творческую активность и воображение

2. .Развивать умения анализировать


Демонстрация темы олимпиадной работы, преставление текста защиты, выполнение наброска на заявленном формате.

Анализ работы учащихся, рекомендации .Совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и учителя.

Окончательное завершение работы .Подготовка к репетиции защиты олимпиадной работы

Март

1 неделя марта

Рефлексия

1.Сформировать умение уверенно держать себя во время выступления;

2.Сформировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Развивать умения анализировать

Репетиция защиты олимпиадного задания.

Участники проекта делятся мнениями. Группа олимпиадников оценивает работу каждого участника.


Учитель оценивает работу в целом и подводит общий итог. Анализ работы учащихся, рекомендации.