Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе
Одаренность - одна из основных составляющих внутреннего мира
человека. Своеобразны не только проявления одаренности, но и пути ее
становления. Талант, как правило, нуждается в поддержке.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в
течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той
жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот -
развивается. И в связи с этим перед родителями и взрослыми, которые
окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это
творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого
нужно всячески способствовать развитию творческих способностей - а это
длинный и сложный путь. Необходимо расширять сферу деятельности ребенка, создавать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального образования. Главными помощниками здесь становятся родители, которые приводят детей к профессиональным педагогам, где ребёнок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Естественно, одаренный ребенок имеет прежде всего природные данные, однако, чтобы его талант проявился, необходимо множество факторов, но главная задача ложится на преподавателей, ведь это большая ответственность выявить, развить, направить ребенка на результат, сформировать как личность. Сочетание всех качеств одаренного ребенка, ответственных родителей, профессионального преподавателя дает возможность открывать новые таланты.
Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видно не вооруженным глазом, является хореография. Используя метод наблюдения, педагог может увидеть и распознавать способности ребенка к данному виду творческой деятельности. Так же существуют критерии, по которым проходит выявление одаренных детей. Это - наличие музыкального слуха, гибкость корпуса, эластичность стопы, танцевальный шаг, артистичность, работоспособность.
Однако одаренный ребенок, по мимо физических способностей, должен обладать широким спектром психологических качеств, например, таких как самодисциплина, самокритичность, выносливость, трудолюбие, терпение, решительность, целеустремленность, смелость. Совокупность всех этих качеств в сочетании с хорошими физическими данными дает возможность учащемуся работать над собой и добиваться значительных результатов. Исходя из этого нужно понимать, что с первого занятия выявить такого ребенка невозможно, зачастую видно только природные данные, которые могут не иметь значения при отсутствии морально-волевых качеств и определенного психологического состояния, которое создается как внутри семьи, так и со стороны преподавателя на уроках, поэтому говорить об одаренности ребенка можно не ранее чем через два года после начала обучения, когда возможно системное проявление всех вышеуказанных критериев.
Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Работа с одаренными детьми заключается в том, что она направлена не столько на разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию танцевального и театрального искусства (ребенок должен быть артистичным с яркими эмоциями).
Таким учащимся предоставляют возможность осваивать сюжетно-тематические произведения и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, современную, народную. В процессе проучивания композиций (танцев – постановочной работы) учащиеся приучаются к сотрудничеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. В ходе постановочной работы учащиеся осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передавать музыку и содержание образа движения.
Занятия хореографией развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. Занимающийся имеет возможность раскрыть свои музыкальные, танцевальные, эмоциональные способности, принимая участие в различных концертах и мероприятиях, конкурсах и фестивалях, показывая свои достижения на открытых занятиях.
Искусство хореографии имеет многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит потребность человека выразить свои эмоции средствами пластики. Танец затрагивает моменты, связанные с воспитанием тела, души и развитием творческих способностей. Задача педагога дополнительного образования, помочь детям проявить и развить эти самые творческие способности.