СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития мотивированных и одаренных детей.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика пятиклассников на выявление способных учеников к информатике.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития мотивированных и одаренных детей.»



«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они

стали знаменитыми».

(Американский исследователь А. Блум)



Введение.

Создание условий для развития одаренных детей является одной из приоритетных задач развития современного общества. Выступая на заседании Госсовета по науке, технологиям и образованию в Истре (22 апреля 2010 года), где обсуждалась роль культуры, образования в развитии творческих способностей детей и молодежи, президент Медведев Д.А.особое внимание уделил внешкольному образованию: «Мы должны подготовить систему поиска одаренных, талантливых детей, оформить это в нормативные рамки. Это сложно, но возможно».

Эти задачи смогут выполнить высокопрофессиональные и компетентные педагоги, потому что диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством эффективного обучения и развития одаренного ребенка (Рабочая концепция одаренности).

На мой взгляд, выявлять и развивать одаренности детей, должна прежде всего школа, так как именно в ней ребенок проводит основной промежуток своей жизни.

Детство - пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека. Ребенок являет собой веер траекторий развития. И никому не дано предугадать, какая встреча, какое взаимодействие со средой будет для него решающим.(Народный учитель России Е. Ямбург.)

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть/А.Г. Старцева, заведующая Центральным филиалом ГЦРО)

Системой работы с одаренными детьми в образовании является совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка, педагога и группы, педагога и родителей.



Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.


Задачи:

на этапе поступления в 5 класс выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в 5 классе;

определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через познавательную, исследовательскую деятельность;

учитывать индивидуальность каждого учащегося, вырабатывать его индивидуальную траекторию развития, раскрытие творческого потенциала.



Пояснительная записка

Данный план работы основан на программе «Программа развития мотивированных и одарённых детей», реализуемой на базе МБОУ «СШ №36 им. генерала А.М. Городнянского».

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям:

  • школа должна давать современное образование;

  • это школа, где учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в другие общеобразовательные школы и СУЗы;

  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.


Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает:

-художественной (музыкально-художественной),

-психомоторной (спортивная),

-академической (способность учиться),

-интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),

-творческой (не шаблонное мышление).

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.


Актуальность проблемы

Для меня, учителя информатики очень важно знать потенциал моих учеников. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность. Занятие информатикой 1 раз в неделю и трудно разглядеть одаренность сразу. Поэтому решила прибегнуть к диагностике обученности, обучаемости, мотивированности к обучению.

      • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

      • работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

      • выставка творческих работ (проектов) одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;

      • организация элективных курсов, работа кружков по предметам;

      • проведение ежегодных Недель Науки; социальных акций; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;


В основу плана положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.



Этапы реализации


Реализация плана «Программа развития мотивированных и одаренных детей» рассчитана на 5 лет: с 2013 по 2018 годы.

Первый этапдиагностико-организационный – предполагается реализовать в 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах. Он включает в себя:

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

  • изучение контингента пятиклассников с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

  • создание групп мотивированных учеников.

Второй этапорганизационно-практический, этап реализации (2014-2018 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

  • психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации плана, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

мониторинг познавательной активности; творческой активности; аналитических умений и навыков.


Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие во всероссийской олимпиаде школьников;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • Создание детских портфолио.


Критериальная база

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность плана определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно:

  • сформированное понятийное мышление,

  • устойчиво высокая творческая продуктивность,

  • стабильная лидерская позиция.




План реализации на 2013-2018 годы



п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

1

Анкетирование учащихся.

Проведение диагностики на выявление академической и интеллектуальной одаренности. (Краткий ориентировочный (отборочный) тест (КОТ) (В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика). Рисуночный тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса. )




Конец сентября – начало октября

2013- 2014

2014-2015

Психолог + учитель предметник





2

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2014-2018

Классные руководители + учитель предметник

3

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

В течение всего периода.

Учитель предметник

4

Организация и проведение олимпиад по информатике различного уровня;

подготовка к различным конкурсам, фестивалям, участие в социальных акциях;

организация проектной деятельности;

вовлечение в научно-исследовательскую деятельность.

В течение всего периода.


5

Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

В течение всего периода.

Учитель предметник

6

Диагностика результатов работы.

2015-2018

Учитель предметник



ПРИЛОЖЕНИЕ


Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.


Вопросы:

  1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

  8. Интересуется общением со сверстниками.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

  74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры-драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.


Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80




КРАТКИЙ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ (КРАТКИЙ ОТБОРОЧНЫЙ ТЕСТ, ТЕСТ КОТ В.Н.БУЗИНА, Э.Ф.ВАНДЕРЛИКА)

Шкалы: мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость), восприятие (скорость, точность, отвлекаемость), внимание (распределение, переключаемость), речь (употребление языка, грамотность), воображение (пространственное)

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Определение интегрального показателя общих способностей.

Инструкция к тесту

Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.

Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

"Быстрый" является противоположным по смыслу слову: 
1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скрытный, 4 – легкий, 5 – медленный.

Правильный ответ: 5

Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?

Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.

Минер-минор. Эти два слова являются: 
1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению.

Правильный ответ: 3.

Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.

После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.

Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.

Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.

Начали!

ТЕСТ

1. Одиннадцатый месяц года – это: 
1 – октябрь, 2 – май, 3 – ноябрь, 4 – февраль.

2. "Суровый" является противоположным по значению слову: 
1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 
1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный.

4. Ответьте Да или Нет. 
Сокращение "н.э." означает: "нашей эры" (новой эры)?

5. Какое из следующих слов отлично от других: 
1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить.

6. Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову: 
1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как обоняние и нос: 
1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp M.C. Sharp M.C. 
Filder E.H. Filder E.N. 
Connor M.G. Conner M.G. 
Woesner O.W. Woerner O.W. 
Soderquist P.E. Soderquist B.E.

9. "Ясный" является противоположным по смыслу слову: 
1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

11. Слова "стук" и "сток" имеют: 
1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины.

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

5296 5296 
66986 69686 
834426 834426 
7354256 7354256 
61197172 61197172 
83238224 83238234

14. "Близкий" является противоположным слову: 
1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – иной.

15. Какое число является наименьшим: 
6  0,7  9  36  0,31  5 ?

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.

одни ухода они гостей после наконец остались

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

         

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?  

19. "Восходить" и "возродить" имеют: 
1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.

Мхом обороты камень набирает заросший.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их: 
1. Держать нос по ветру. 
2. Пустой мешок не стоит. 
3. Трое докторов не лучше одного. 
4. Не все то золото, что блестит. 
5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 
73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 
1 – июне, 2 – марте, 3 – мае, 4 – ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии. 
Все передовые люди занимают крупные посты. 
Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше. 
Маша моложе Жени. 
Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов?

28. Расстилать и растянуть. Эти слова: 
1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат:

         

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей. 
Маша поздоровалась с Дашей. 
Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:

         

33. На платье требуется 2 1/3м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного. 
Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Увеличивать и расширять. Эти слова: 
1 – сходны, – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц: 
1 – схож, 2 – противоположен, 2 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями. 
Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению: 
1 – схожи, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили: 
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6.

41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются: 
1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными. ни противоположными.

42. Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. 
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить се сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место: 
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?

46. Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 долларов, К. – 3500 долларов, П. – 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл: 
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин. 
3. Лес рубят, цепки летят. 
4. Не все то золото, что блестит. 
5. Не по виду суди, а по делам гляди?

48. Значение следующих фраз: 
1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят щепки летят. 
Большое дело не бывает без потерь.

49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

         

50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?


ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

№ Задания

Ключ

№ Задания

Ключ

№ Задания

Ключ

№ Задания

Ключ

1.

3

14.

3

27.

1

40.

1/8

2.

3

15.

0,31

28.

1

41.

3

3.

2

16.

НИ

29.

2-13

42.

14

4.

ДА

17.

4

30.

3

43.

1

5.

4

18.

4

31.

1600

44.

800

6.

2

19.

3

32.

1,2,4

45.

1/10

7.

4

20.

Н

33.

18

46.

280

8.

1

21.

3,5

34.

3

47.

4.5

9.

5

22.

31

35.

1

48.

1

10.

40

23.

2

36.

1

49.

3

11.

3

24.

1

37.

4,8

50.

17

12.

2,7 (270)

25.

1500 (15)

38.

1

 

 

13.

4

26.

1

39.

20

Интегральный показатель общих умственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач.

Интерпретация результатов теста

Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.

Величина показателя Ип

Уровень общих умственных способностей

13 и меньше

низкий

14-18

ниже среднего

19-24

средний

25-29

выше среднего

30 и больше

высокий

Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.

Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.

Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).

Инертность мышления и переключаемость - это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.

Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.

Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.

Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.

Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.

Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.

Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.

В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении. 


Тест "Нарисуй человека" (Goodenough Draw-A-Man Test) - тест интеллекта, предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления — 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Г. «н. ч.» т. может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На основе данной методики К. Маховер была предложена проективная методика исследования личности (см.«Нарисуй человека» тест).

 

В 1963 г. Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест» (Goodenough—Harris Drawing Test). В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования - качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91-0,98), что позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми. Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности.



Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла «часто» - 3 балла «иногда»- 2 балла «редко»- 1 балл «никогда»- 0 баллов

  1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.

  2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.

  3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.

  4. Многие мне завидуют.

  5. Меня считают безынициативным.

  6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.

  7. Я боюсь выглядеть смешным.

  8. Я считаю себя малосимпатичным.

  9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

  10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.

  11. Я не считаюсь с мнением собеседника.

  12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.

  13. Меня считают эгоистом.

  14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.

  15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

  16. Я чрезмерно скромен.

  17. Я чувствую никчемность своего существования.

  18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.

  19. окружающие ждут от меня многого.

  20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.

  21. Бремя моих способностей меня удручает.

  22. Я склонен к риску и авантюрам.

  23. Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыслями

  24. Я смущаюсь от похвал.

  25. Мое высокомерие меня выручает.

  26. Я раз, что меня не понимают.

  27. Я чувствую себя в безопасности.

  28. Спорить я ни с кем не хочу.

  29. Я чувствую себя скованным.

  30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.

  31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.

  32. Мои любимые увлечения.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.

Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с соклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.

Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.


Тест «Преобладание левого (правого) полушария»

Последние исследования показывают, что правое и левое полушарие человеческого мозга перерабатывают различные типы информации и решают разные типы задач и проблем.

Люди с более развитой правой стороной головного мозга могут стать превосходными писателями и ораторами при условии, что они научатся превращать свои умозрительные картины и сильные внутренние чувства в слова.

Человек с более развитым левым полушарием мозга обычно аккуратен и без лишних вопросов подчиняется авторитетам. Правополушарные лучше обучаются при помощи зрения и усваивают материал в виде таблиц, графиков, слайдов и наглядных примеров (Дорин Верче «Забота о детях индиго» с. 192-193).

1. Где вы предпочитаете садиться в классе, в аудитории, в театре, в кинозале и т.п?

а. с правой стороны

б. с левой стороны

в. посередине

2. Если перед ответом на вопрос приходится задуматься, Вы:

а. посмотрите налево

б. посмотрите направо

в. прямо на собеседника

В большей степени Вы являетесь:

а. экстравертом

б. интровертом

Когда Вы наиболее активны:

а. днем/утором

б. вечером/ночью

в. одинаково

Из данного списка характеристик, умений и навыков, важных для работы, выберите:

четыре, которыми вы обладаете и в которых вы наиболее сильны;

четыре труднодоступных для вас.

Присущие вам черты отметьте буквой «Х», трудные - буквой «Т»

а) Умение распоряжаться временем ;

б) умение организовывать (проект) работу ;

в) перспективное стратегическое планирование работы ;

г) творческое решение проблем ;

д) умение убеждать других ;

е) инициативность ;

ж) умение руководить ;

концептуализация ;

и) умение осуществить контроль ;

к) наличие потребности/ мотивации ;

л) самодисциплина ;

м) развитие программ )

н) умение уложиться в сроки - оперативность ;

о) рациональность (экономность) ;

п) интегрирование ( объединение) ;

р) умение заинтересовать других ;

с) умение консультировать ;

т) вежливость ;

у) восприимчивость ;

ф)отзывчивость ;

х) предвосхищение ;

ц) надежность ;

проницательность ;

ш) практичность ;

щ) энергичность ;

з) интуиция ;

Из представленного ниже списка выбрать те характеристики, которые наиболее вам присущи:

а) аналитичный ;

б) логичный ;

в) музыкальный ;

г) артистичный ;

д) математик ;

е)«вербалист» ;

ж) новатор ;

з) интуивист ;

и) контролирующий себя ;

к) конкретный ;

л) эмоциональный;

м) схватывающий целое ;

н) доминирующий ;

о) интеллектуальный ;

п) способный к синтезу ;

р) ориентирующийся в пространстве ;

с) ориентированный (в причинно-следственных связях ) ;

т) «читатель» ;

у) «слушатель» ;

ф) умеющий использовать аналогии ;

Выберите четыре предложения, больше всего соответствующих вам:

а) У меня большие лидерские способности ;

б) Я предпочитаю самостоятельную работу ;

в) Я открыт и коммуникабелен(социабилен) ;

г) Я очень люблю искусство ;

д) Я сознетелен и ответственнен ;

е) Я считаю себя очень чувствительным ;

ж) Я люблю участвовать в групповой деятельности ;

з) Я недостаточно организован ;

и) Я достаточно уравновешен ;

к) Я часто бываю сомокритичен ;

л) Я с уважением отношусь к социальным нормам и ценностям

м) Иногда я сомневаюсь в своих интеллектуальных способностях

1. а -

1. б -10, в -5.




2. а -

- 10, б - 1, в - 5.




3. а -

- 2, б - 8.




4. а -

- 2, б - 8, в - 5.




5. а

Х - 2, Т - 7


о

Х - 2, Т - 7

б

Х - 7, Т - 2


п

Х - 7, Т - 2

в

Х - 2, Т - 7


р

Х - 2, Т - 7

г

Х - 8, Т - 2


с

Х - 8, Т - 2

д

Х - 2, Т - 8


т

Х - 1, Т - 8

е

Х - 7, Т - 2


у

Х - 8, Т - 2

ж

Х - 2, Т - 7


ф

Х - 2, Т - 7

з

Х - 7, Т - 3


х

Х - 7, Т - 3

и

Х - 2, Т - 8


ц

Х - 2, Т - 8

к

Х - 7, Т - 2


ч

Х - 8, Т - 3

л

Х - 2, Т - 7


ш

Х - 2, Т - 8

м

Х - 7, Т - 1


щ

Х - 7, Т - 3

н

Х - 1, Т - 8


э

Х - 8, Т - 2

6.

а - 3

л - 7




б - 2

м - 8




в - 9

н - 3




г - 9

о - 3




д - 3

п - 8




е - 4

р - 8




ж - 8

с - 2




з - 3

т - 5




и - 2

у - 8




к - 3

ф - 8




а - 2

ж - 3




б - 8

з - 7




в - 2

н - 3




г - 8

к - 7




д - 2

л - 3




е - 7

м - 7







Ваша оценка:

41-48 - преобладание левого полушария

85-128 - равны оба полушария

129-172 - преобладание правого полушария


Сохранение и развитие одаренности является важнейшей проблемой процесса образования, сегодня это вполне очевидно.

При осуществлении работы с одаренными детьми в педагогическом процессе выстраиваются три основные задачи:

  • способствовать развитию каждой личности;

  • довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

  • способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого уровня и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это слагаемые системного подхода к обучению одаренных детей.

Литература:

1. «Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми»

Авторы - составители: И.Н.Панютина, В.Н.Рагинская, Е.Б.Кислякова, З.Г.Дубровина,

Н.А.Коляда, Н.В.Криушана, Е.В. Бобиченко.

Волгоград: Учитель, 2007,-204с.

2. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей/ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л. Ф. Васильченко, Я. П. Атласова. – СПб.

3. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. – М., 1996.