СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом с использованием приемов ТРКМ на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение приемов технологии ТРКМ развивают системное мышление, учат систематизировать материал, способность творчески перерабатывать информацию.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом с использованием приемов ТРКМ на уроках английского языка»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Золотаревская средняя школа имени Героя России Маденова Игоря» Палласовского района Волгоградской области











Работа с текстом с использованием приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках английского языка








Работу выполнила

Джумагалиева Какима Дюсунгалиевна

учитель английского языка

МКОУ«Золотаревская сш

имени Героя России Маденова Игоря»

Палласовского района

Волгоградской области



















Золотари

2025

Использование приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках английского языка

В связи с введением новых образовательных стандартов передо мной, как и перед всеми педагогами страны, встает задача изменить свой подход к преподаванию. Новое время требует от меня как педагога иных методов преподавания, иных профессиональных умений, иной педагогической культуры. Сегодня мне, как педагогу, необходимо быть не впереди, не «над» учеником, а рядом, вместе, не в качестве ментора-наставника, а в роли партнера. От меня как учителя требуется не простая передача совокупности знаний обучающимся, а организация совместной деятельности по самостоятельному открытию знаний учащимися.

Актуальные вопросы, которые стоят передо мной сегодня это (2 слайд)

  • Как учить детей без принуждения?

  • Как помочь им раскрыть свои возможности?

  • Как сделать предмет интересным для всех?

  • Как дать стимул к творчеству?

  • Чему я хочу научить своих учеников?



Очень много в педагогике и методике в настоящее время современных образовательных технологий в основе которых лежит деятельностный подход. Изучив различные источники, в том числе Интернет я остановилась на изучении технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Это одна из образовательных технологий, которая помогает найти ответы на актуальные вопросы преподавания, отвечает требованиям ФГОС и способствует формированию УУД.

Технология развития критического мышления способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной Целью данной технологии является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. (3 слайд)

Сегодня школа должна готовить выпускника, который будет конкурентоспособным в мире бурно развивающихся технологий. Он должен быстро ориентироваться в информационном пространстве, уметь воспринимать, перерабатывать, присваивать информацию, отстаивать свою точку зрения логическими доводами, т.е. иметь развитое критическое мышление. И, конечно, сегодня как никогда ему необходимо владеть иностранными языками.

Приемы и методы технологии критического мышления позволяют добиваться таких образовательных результатов или универсальных учебных действий как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим выражать свои мысли (устно и письменно); умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Это главные результаты ФГОС.

Что дает технология критического мышления (4 слайд)

Ученику

 - повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - умение критически (аналитически) мыслить;

 - умение ответственно относиться к собственному образованию;

 - умение работать в сотрудничестве с другими;

 - повышение качества образования учеников;

 - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Учителю

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

 - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

 - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

 - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология развития критического мышления предполагает три этапа урока: (5 слайд)

  1. вызов (evocation) - Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, мотивация ученика к учебной деятельности.

  2. осмысление содержания (realization of meaning) - получение новой информации, соотнесение с уже имеющимися знаниями, корректировка учеником поставленных целей обучения.

  3. рефлексия (reflection)- Целостное осмысление, обобщение полученной информации, размышление, рождение нового знания, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На первом этапе- вызова происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы.


На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.

На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Данная технология предполагает индивидуальную работу, работу в парах и группах (6 слайд)




Основные приемы и методы данной технологии, которые я использую на своих уроках английского языка: (Приемы и методы Технологии РКМ) (7 слайд)

1.«Кластер» 2. «Acrostic poem» (или «Круги по воде») 3. KWL-chart («Знаем/ хотим узнать/ узнали») 4. «5W» / Who? What? When? Where? Why? 5. (Jigsaw) «Зигзаг» 6.«Синквейн»

  1. «Кластер» («гроздь») - служит для стимулирования мыслительной деятельности. Это графический приём систематизации материала. Мысли  «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке. Слова, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Прием кластера может применяться на любом из этапов.

На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний. (8 слайд)


  1. (9 слайд) Прием «Acrostic poem» (или «Круги по воде») - этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.

S-studying

c-cooperating

h-helping

o-outgoing

o-open

l-leading

F-friendly

a-active

m-merry

i-ideal

l-loving

y-Yes!

I-intelligent

l-lucky

d-darling

a-active

r-responsible


Для организации работы с текстом я использую следующие приемы:

(10 слайд)

3.KWL-chart («Знаем/ хотим узнать/ узнали») - учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: KWL (Know/Want to know/Learnt) «Знаем /хотим узнать /узнали». Такая же таблица находится и на доске. В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по теме (после обсуждения темы). В колонку « Хотим узнать» заносятся идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку «Узнали» учащиеся записывают всё, что они узнали из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен идеями со всей группой. Итоги  заносятся в колонку.

Работа с текстом «Conflicts» 9 кл. (“Enjoy English” Биболетова М.З. и др.)

know

Want to know

learnt

Сonflicts happen between people and countries

-Why conflicts happen




-how to resolve conflicts

Natural thing

People are different

Lead to bad relations, wars, violence

Try to prevent conflicts

Respect other ideas, opinions,



(11 слайд)
4. «5W» / Who? What? When? Where? Why? - таблица с данными заполняется по ходу работы с текстом на стадии осмысления.

Работа с текстом «The ballpoint pen » 10 класс «Enjoy English» Биболетовой М.З. и др.

Who?

What?

When?

Where?

Why?

The Hungarian Brothers Lazlo (a chemist) and Georg ( a newspaper editor) Biro

Invented the first non-leaking ballpoint pen

Patented the invention

Opened the first ballpoint manufacturing plant in Argentina

In 1935

In Hungary

A new type of ink had to developed



5. «Зигзаг» («Ажурная пила») (12 слайд)

Прием используется при работе с текстом .Ученики делятся на группы из 4 – 6 человек. Каждая группа получает небольшой по объёму материал. Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе. Все слушают друг друга, задают вопросы. Затем отчитывается вся команда (или один ученик). Заинтересована вся команда, так как это отражается на итоговой оценке. 

Класс делится на четвёрки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникли новые группы. Затем предлагается каждому взять порядковый номер. После этого кратко обсуждается тема, ставится задача. Каждый ученик берёт часть темы, обрабатывает с тем, чтобы затем объяснить своим партнёрам по группе. В результате ученики смогут понять её в целом. Весь материал делится на четыре части. Первые номера отвечают за первую часть, вторые – за вторую и т.
• Этот прием можно использовать и при изучении грамматического материала.

(13 слайд)

6. Прием «Синквейн» – это один из самых интересных приемов на стадии рефлексии. Это стихотворение, которое состоит из пяти строк. («cinq» с французского языка переводится -пять)

1 строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 

2 строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейн может быть предложен как индивидуальное задание, так и для работы в паре, группе. Синквейн способствует творческому развитию личности и формирует способность синтезировать материал.

Примеры синквейнов, составленных учениками 5,9,11 классов:

Family

Close, caring

Loves, helps, supports

I am proud of it

Happiness


Friend

Kind, sociable

Plays football, swims, keeps fit

We get on well with each other

It’s cool!

Friends

True, real

Support, understand, never betray

Life is cool with them

Everything

Family

Loving, happy

Ready to listen, cheer up, never hurt

I am very lucky

Love

Conflicts

Serious, natural

Happen, confuse, lead to bad relations

It is impossible to prevent all conflicts

It’s problem

Wars

Cruel, inhuman

Destroy, kill, bring death

Let’s prevent wars in future

Tragedy

Invention

Useful, hot

Saves a lot of time, brightens, makes life easy

life is exciting with it

Gadget


Mobile phone

Fantastic, modern

Suits everyone, entertains, brightens my life

I can’t live without it

It’s cool!


(14 слайд) Технология развития критического мышления на уроках английского языка помогает формировать в детях

  •  самостоятельность

  • коммуникативность

  • толерантность

  • мобильность

  • умение адаптироваться к сложившейся ситуации

  • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

  • способность к творческой деятельности


Приемы технологии развития критического мышления развивают системное мышление, учат детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учат ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивают навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Применение на уроках английского языка приемов данной технологии дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Современные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Не все приемы и методы технологии критического мышления изучены и применяются мной, но поставлена задача освоения и применения новых интересных элементов данной технологии, чтобы сделать урок деятельностным, отвечающим современным требованиям стандарта.

На уроке английского языка (15 слайд)

Внеклассная работа по английскому языку (16 слайд)

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах (17 слайд)

Участие в вебинарах, конкурсах (18 слайд)

 Литература:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – С.248

2. Лебедев, О.Е. Комптентностный подход в образовании/О.Е. Лебедев

//Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

3.ПетричукИ.И. Технология развития критического мышления при обучении английскому языку в контексте компетентностного подхода. Новосибирск – 2009.

4. Стил, Дж.Л.Основы критического мышления./ Дж.Л., Стил, К.С

Мередит., Ч. Темпл, С. Уолтер;- М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество»,

Интернет-ресурсы:

5. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru 

6.Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 

7.Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70