МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ
« ЯЗЫК – ЖИВАЯ ДУША НАРОДА»»
Тип проекта - внеаудиторный
Продолжительность проекта - долгосрочный
Автор проекта – Прохорова Валентина Григорьевна, преподаватель русского языка
ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Донецк 2018
Проблема: Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Поэтому каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия.
Актуальность проекта:
21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка.
Этот день отмечается ежегодно, начиная с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО с целью защиты языкового и культурного многообразия.
История праздника началась еще 21 февраля 1952 году в Пакистане. Местные власти жестоко подавили митингующих (в основном это были студенты), которые выражали протест против правительственного запрета на использование в стране своего родного языка - бенгальского.
После провозглашения независимости в 1971 году этот день отмечается в стране как день мучеников и чтят память погибших за родной язык. Именно по предложению этой страны ЮНЕСКО провозгласило 21 февраля Международным днем родного языка.
По данным ЮНЕСКО, в мире существуют около 6000 языков. Почти половина из них находятся под угрозой исчезновения.
По мнению специалистов, это происходит в том случае, когда его перестают по той или иной причине употреблять и изучать более 30% носителей языка. Только в Европе опасность грозит 30 языкам, а 13 из них находятся на грани исчезновения.
Чтобы сберечь родной язык, мы должны бороться за чистоту своего языка, знать и любить родной язык.
Цель проекта:
познакомить студентов с историей возникновения Международного дня родного языка;
рассмотреть проблемы языков на современном этапе;
сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу;
повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;
углубить и расширить кругозор знаний студентов о языке;
формировать умения применять полученные знания на практике.
Задачи проекта:
обучающие:
развивающие:
развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность студентов;
развивать культуру речи студентов на внеаудиторных мероприятиях;
воспитательные:
прививать любовь к родному языку;
формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
научить уважать язык и культуру других народов;
работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.
Идея проекта:
С целью воспитания привития бережного отношения к родному языку, изучения спектра проблем «малых» и исчезающих языков проведести интеллектуальную игру «Брейн-ринг», так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня студентов, развитию эвристических способностей, сплочению группы.
Технические ресурсы:
- мультимедийный комплекс для воспроизведения аудио- и видеофайлов;
- фотоаппарат;
- ноутбук.
Этапы выполнения:
Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения брейн-ринга, определяются студенты, желающие принимать участие в игре, готовится презентация к брейн-рингу.
Оформление аудитории: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, подбор музыки и видеофрагментов.
Результат (проектный продукт):
- методическая разработка внеаудиторного воспитательного мероприятия «Лингвистический брейн-ринг «Язык – живая душа народа»;
- проведение мероприятия, посвящённого Международному дню родного языка, которое ежегодно отмечается 21 февраля.
Перечень ссылок:
Интересные факты о русском языке (https://www.youtube.com/watch?v=EWSu9BbyLYM)
Международный день родного языка в Краеведческом музее Донецка (https://www.youtube.com/watch?v=DyUclVk1EJ8)
Песня о русском языке (https://www.youtube.com/watch?v=1hPEwRAuOCM)
Русский язык. Смешной урок (https://www.youtube.com/watch?v=O2ixkxmGDD0&list=RDO2ixkxmGDD0&t=2)
«Уродливый кот»( https://www.youtube.com/watch?v=TDKMKI4mcbk)
Использованная литература:
Брякин В. В. Лингвистическая игра: теория и практика: Учебно-методическое пособие / В. В. Брякин, Л. А. Разаева, Л. Н. Седова, Е. Б. Скриплюк. – Балашов: Весы. Альманах гуманитарных кафедр БФ СГУ – 2002.
Сценарий проекта

Слайд№1
Ведущий 1: Добрый день! На брейн-ринге мы рады приветствовать студентов первого курса, а посвящаем мы эту игру родному языку.
Ведущий 2:
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник!
Тебе посвящаем мы праздник сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык
Ведущий 1: Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).
Ведущий 2: Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…
Ведущий 1: Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.
Ведущий 2: Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет ( например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.
Ведущий 1: Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек. Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.
Ведущий 2: С целью защиты исчезающих языков по инициативе ЮНЕСКО в ноябре 1999 года был провозглашен Международный день родного языка и праздновался впервые 21 февраля 2000 года.
Ведущий 1: Поэтому 21 февраля считается Международным днем родного языка
Ведущий 2: По данным ЮНЕСКО каждый день исчезает 2 языка
Слайд№2 (просмотр видеофрагмента) [2]
Ведущий 2: Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства. Читающий человек знает больше слов и точнее, ярче и образнее выражает свои мысли.
Ведущий 1: О том, как важно бережно обращаться со словом, прекрасно сказал поэт Вадим Шефнер в своем стихотворении «Слово»
Ведущий 2: Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначально чистоту…
Ведущий1: Давайте же все вместе избавим наш прекрасный одной язык от грязи.
Ведущий 2: Я за чистоту родного языка!
Ведущий 1: Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
Ведущий 2: Конкурс «Шарада» (Слайд 3)

В игре участвует 10 человек, которые образуют две команды. Каждый игрок получает карточку со словом, которое является частью шарады.
Пример:
Шарады — слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Предлагается разгадать всем вместе шараду:
Первый слог — занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
Ответ: (Лов-кость) 
Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово. (Слайд 4)
I Воз — Дух Приз — Рак Банк — Рот Сто — Лица Сад — Овод | II Я — Беда Кон — Ус Оса — Док Вол — Осы Пост — Ель |
Игроки, образовавшие слова I столбца — одна команда, II столбца — вторая команда.
Ведущий 2: Команды, выберите капитана, придумайте название команды.
(Слайд ,5,6,7,8,9,10,11)







Разминка. Вопросы – шутки. Каждый вопрос – 1 балл.
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)
Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)
Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)
Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)
Когда слова гремели и блистали
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. ( восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый. (Троеточие)
Он очень вежлив…
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове «мать» и в слове «дочь»
И в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить. (мягкий знак)
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё)
Ведущий 1 23 ноября 2017г. в ГПОУ «Донецкий медицинский колледж» состоялся конкурс чтецов «Души прекрасные порывы». В масштабном мероприятии территориального уровня приняло участие более пятидесяти студентов из колледжей и техникумов Донецка, Докучаевска и Комсомольска.
Конкурсанты продемонстрировали свои таланты в трёх номинациях: «Поэзия», «Проза», «Авторское произведение».
Ведущий 2 После долгого и напряжённого совещания жюри определило победителей и номинантов конкурса. В номинации «Поэзия» студентка нашего колледжа Гаврилова Лилия, (гр.ДЗН 21/16), заняла почетное II место на Территориальном конкурсе чтецов «Души прекрасные порывы» среди студентов ОУ СПО Донецких территориально-образовательных округов -1,2.
Ведущий 1 Стихотворение Игоря Мазунина «Уродливый кот» в исполнении Гавриловой Лилии до слёз растрогало членов жюри и участников.
(Слайд 12) [5]
Ведущий 2. А теперь мы приступим к более сложным заданиям.
(Слайд 13) 
Конкурс “Из слова — слово, но другое”.
Анаграмма — это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.
Задание: найти командой анаграммы к словам.
Найди анаграммы к словам: Бокал – (колба) Каприз – (приказ) Уклон – (клоун, кулон, колун) Автор – (отвар, рвота, товар) Апельсин – (спаниель) Кобура – (уборка) Ромашка – (мошкара) | Шрам – (марш) Карета – (ракета) Осколок – (колосок) Ростки – (строки) Шнурок – (коршун) Старик – (стирка) Пальто – (лапоть) |
Конкурс «В стране Грамматике»
Задание 1. Пред вами слова, в которых необходимо правильно расставить ударения и объяснить значения слов.
торты (кондитерское изделие) балуюсь (шалить, забавляться) звонит (действие) тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша) досуг (отдых) | мельком (в самое короткое время, бегло) щавель (растение) силос (корм для скота) квартал (часть города) |
Задание 2 Помогите восстановить загадочную надпись, исправьте ошибки (кто быстрее). Однажды ветер решил пошутить. Над дверью колледжа он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все буквы, кроме гласных. Когда утром в колледж пришли ребята, то увидели такую надпись: .О..О .О.А.О.А..
Ответ: Добро пожаловать.
(Слайд 14, 15)


Игра со зрителями ( все полученные жетоны зрители могут отдать понравившейся команде)
Ведущий игры: Пока ребята справляются с заданиями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.). О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.). |
Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг на сухую пятницу.). Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.). Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.). |
6. Решите ребусы: 7я 40а 100л е2 о5 сЗж

Ответы: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж, фонари, подушка.
Проверка Конкурса «В стране Грамматике» (слайд 16,17)


Конкурс капитанов.
Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов.
Водить за нос
Льёт как из ведра
Засучить рукава
Дело в шляпе
Намылить шею
Пальчики оближешь
Заруби на носу
Тупой, как сибирский валенок
(слайд 18)

Задание 3. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву П.
Время – 3 минуты. Балл получает команда, которая составит текст из большего количества слов.
Пример: (слайд 19)

Информационная пауза (слайд 20)
Проверка задания 3.
Задание 4 Расставьте знаки препинания, объясните их. (1 балл)
(слайд 21, 22)


Задание 5. (1 балл) (слайд 23)

Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. «Как тебя зовут?» - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?
(Ответ: Петя)
Задание 6. (1 балл)
Вы все, вероятно, ели манную, пшенную и перловую каши, приготовленные соответственно из манной, пшенной и перловой крупы. А из каких злаков готовится каждая из этих круп?
Манная – из пшеницы,
Пшенная - из проса,
Перловая – из ячменя
Задание 7. У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.
О чем речь?
Ответ: Яма (конец и начало алфавита).
Задание 8. (слайд 22)
Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.
Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.
Время для решения задания – пока звучит музыкальная пауза
Смешная пауза (слайд21)
Проверка задания 8
Задание 9. (слайд 23)
Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем? Каждое слово – 1 балл.
Череп – п + муха = (черемуха)
Чистый – ый + тело – о = (чистотел)
Часть-ь + ушко – о + а = (частушка)
Задание 10 (слайд 23)
Левая часть задания заранее составлена из отдельных букв и знаков действий. Необходимо из всех букв, входящих в слова, составить названия блюд. За выполненное задание - 1 балл.
Крот + каша = … (картошка)
Бобр + редут = … (бутерброд)
Суд + тень = … (студень)
Тоска + пар + шов = … (простокваша)
Музыкальная пауза (слайд 24)
Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.
В международный день родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка