СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа участника Фестиваля педагогических проектов «Проектная технология сотрудничества – педагогика будущего» Образовательный проект «Лингвистический брейн-ринг «Язык – живая душа народа»» ПРОХОРОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка.

Этот день отмечается ежегодно, начиная с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО с целью защиты языкового и культурного многообразия.

История праздника началась еще 21 февраля 1952 году в Пакистане. Местные власти жестоко подавили митингующих (в основном это были студенты), которые выражали протест против правительственного запрета на использование в стране своего родного языка - бенгальского.

Просмотр содержимого документа
«Работа участника Фестиваля педагогических проектов «Проектная технология сотрудничества – педагогика будущего» Образовательный проект «Лингвистический брейн-ринг «Язык – живая душа народа»» ПРОХОРОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»





















ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ

« ЯЗЫК – ЖИВАЯ ДУША НАРОДА»»







Тип проекта - внеаудиторный

Продолжительность проекта - долгосрочный











Автор проекта – Прохорова Валентина Григорьевна, преподаватель русского языка

ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»



Донецк 2018



Проблема: Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Поэтому каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия.


Актуальность проекта:

21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка.

Этот день отмечается ежегодно, начиная с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО с целью защиты языкового и культурного многообразия.

История праздника началась еще 21 февраля 1952 году в Пакистане. Местные власти жестоко подавили митингующих (в основном это были студенты), которые выражали протест против правительственного запрета на использование в стране своего родного языка - бенгальского.

После провозглашения независимости в 1971 году этот день отмечается в стране как день мучеников и чтят память погибших за родной язык. Именно по предложению этой страны ЮНЕСКО провозгласило 21 февраля Международным днем родного языка.

По данным ЮНЕСКО, в мире существуют около 6000 языков. Почти половина из них находятся под угрозой исчезновения.

По мнению специалистов, это происходит в том случае, когда его перестают по той или иной причине употреблять и изучать более 30% носителей языка. Только в Европе опасность грозит 30 языкам, а 13 из них находятся на грани исчезновения.

Чтобы сберечь родной язык, мы должны бороться за чистоту своего языка, знать и любить родной язык.


Цель проекта:

  • познакомить студентов с историей возникновения Международного дня родного языка;

  • рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

  • сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу;

  • повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

  • углубить и расширить кругозор знаний студентов о языке;

  • формировать умения применять полученные знания на практике.


Задачи проекта:

обучающие:

  • дать студентам представление о том, что такое «родной язык;

  • знакомить с традициями разных народов;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность студентов;

  • развивать культуру речи студентов на внеаудиторных мероприятиях;

воспитательные:

  • прививать любовь к родному языку;

  • формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

  • научить уважать язык и культуру других народов;

  • работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.


Идея проекта:

С целью воспитания привития бережного отношения к родному языку, изучения спектра проблем «малых» и исчезающих языков проведести интеллектуальную игру «Брейн-ринг», так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня студентов, развитию эвристических способностей, сплочению группы.


Технические ресурсы:

- мультимедийный комплекс для воспроизведения аудио- и видеофайлов;

- фотоаппарат;

- ноутбук.



Этапы выполнения:

Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения брейн-ринга, определяются студенты, желающие принимать участие в игре, готовится презентация к брейн-рингу.

Оформление аудитории: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, подбор музыки и видеофрагментов.

Результат (проектный продукт):

- методическая разработка внеаудиторного воспитательного мероприятия «Лингвистический брейн-ринг «Язык – живая душа народа»;

- проведение мероприятия, посвящённого Международному дню родного языка, которое ежегодно отмечается 21 февраля.



Перечень ссылок:

  1. Интересные факты о русском языке (https://www.youtube.com/watch?v=EWSu9BbyLYM)

  2. Международный день родного языка в Краеведческом музее Донецка (https://www.youtube.com/watch?v=DyUclVk1EJ8)

  3. Песня о русском языке (https://www.youtube.com/watch?v=1hPEwRAuOCM)

  4. Русский язык. Смешной урок (https://www.youtube.com/watch?v=O2ixkxmGDD0&list=RDO2ixkxmGDD0&t=2)

  5. «Уродливый кот»( https://www.youtube.com/watch?v=TDKMKI4mcbk)


Использованная литература:

    1. Брякин В. В. Лингвистическая игра: теория и практика: Учебно-методическое пособие / В. В. Брякин, Л. А. Разаева, Л. Н. Седова, Е. Б. Скриплюк. – Балашов: Весы. Альманах гуманитарных кафедр БФ СГУ – 2002.


Сценарий проекта


Слайд№1

Ведущий 1: Добрый день! На брейн-ринге мы рады приветствовать студентов первого курса, а посвящаем мы эту игру родному языку.


Ведущий 2:

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник!

Тебе посвящаем мы праздник сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык


Ведущий 1: Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).



Ведущий 2: Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…



Ведущий 1: Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.



Ведущий 2: Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет ( например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.



Ведущий 1: Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек. Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.


Ведущий 2: С целью защиты исчезающих языков по инициативе ЮНЕСКО в ноябре 1999 года был провозглашен Международный день родного языка и праздновался впервые 21 февраля 2000 года.


Ведущий 1: Поэтому 21 февраля считается Международным днем родного языка


Ведущий 2: По данным ЮНЕСКО каждый день исчезает 2 языка


Слайд№2 (просмотр видеофрагмента) [2]


Ведущий 2: Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства. Читающий человек знает больше слов и точнее, ярче и образнее выражает свои мысли.


Ведущий 1: О том, как важно бережно обращаться со словом, прекрасно сказал поэт Вадим Шефнер в своем стихотворении «Слово»


Ведущий 2: Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначально чистоту…


Ведущий1: Давайте же все вместе избавим наш прекрасный одной язык от грязи.


Ведущий 2: Я за чистоту родного языка!



Ведущий 1: Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!


Ведущий 2: Конкурс «Шарада» (Слайд 3)


В игре участвует 10 человек, которые образуют две команды. Каждый игрок получает карточку со словом, которое является частью шарады.


Пример:

Шарады — слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:


Первый слог — занятие рыбака,

слог второй спроси у мясника.

Целое спортсмена отличает,

но и нам с тобой не помешает.

Ответ: (Лов-кость) 


Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово. (Слайд 4)

I

Воз — Дух

Приз — Рак

Банк — Рот

Сто — Лица

Сад — Овод

II

Я — Беда

Кон — Ус

Оса — Док

Вол — Осы

Пост — Ель


Игроки, образовавшие слова I столбца — одна команда, II столбца — вторая команда.

Ведущий 2: Команды, выберите капитана, придумайте название команды.

(Слайд ,5,6,7,8,9,10,11)





Разминка. Вопросы – шутки. Каждый вопрос – 1 балл.



  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)

  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)

  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

  5. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

  7. Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)

  8. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

  9. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

  10. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)

  11. Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

  12. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)

  13. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)

  14. Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

  15. . К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)

  16. Когда слова гремели и блистали

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. ( восклицательный знак)

  1. Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (вопросительный знак)

  1. Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый. (Троеточие)

  1. Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить. (мягкий знак)

  1. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё)


Ведущий 1 23 ноября 2017г. в ГПОУ «Донецкий медицинский колледж» состоялся конкурс чтецов «Души прекрасные порывы». В масштабном мероприятии территориального уровня приняло участие более пятидесяти студентов из колледжей и техникумов Донецка, Докучаевска и Комсомольска.

Конкурсанты продемонстрировали свои таланты в трёх номинациях: «Поэзия», «Проза», «Авторское произведение».



Ведущий 2 После долгого и напряжённого совещания жюри определило победителей и номинантов конкурса. В номинации «Поэзия» студентка нашего колледжа Гаврилова Лилия, (гр.ДЗН 21/16), заняла почетное II место на Территориальном конкурсе чтецов «Души прекрасные порывы» среди студентов ОУ СПО Донецких территориально-образовательных округов -1,2.



Ведущий 1 Стихотворение Игоря Мазунина «Уродливый кот» в исполнении Гавриловой Лилии до слёз растрогало членов жюри и участников.

(Слайд 12) [5]

Ведущий 2. А теперь мы приступим к более сложным заданиям.

(Слайд 13)


Конкурс “Из слова — слово, но другое”.

Анаграмма — это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Задание: найти командой анаграммы к словам.

Найди анаграммы к словам:

Бокал – (колба)

Каприз – (приказ)

Уклон – (клоун, кулон, колун)

Автор – (отвар, рвота, товар)

Апельсин – (спаниель)

Кобура – (уборка)

Ромашка – (мошкара)

Шрам – (марш)

Карета – (ракета)

Осколок – (колосок)

Ростки – (строки)

Шнурок – (коршун)

Старик – (стирка)

Пальто – (лапоть)


Конкурс «В стране Грамматике»

Задание 1. Пред вами слова, в которых необходимо правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

торты (кондитерское изделие)

балуюсь (шалить, забавляться)

звонит (действие)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

досуг (отдых)

мельком (в самое короткое время, бегло)

щавель (растение)

силос (корм для скота)

квартал (часть города)

Задание 2 Помогите восстановить загадочную надпись, исправьте ошибки (кто быстрее). Однажды ветер решил пошутить. Над дверью колледжа он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все буквы, кроме гласных. Когда утром в колледж пришли ребята, то увидели такую надпись: .О..О .О.А.О.А..

Ответ: Добро пожаловать.

(Слайд 14, 15)

Игра со зрителями ( все полученные жетоны зрители могут отдать понравившейся команде)



Ведущий игры: Пока ребята справляются с заданиями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

  1. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).

  2. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

  1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг на сухую пятницу.).

  2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).

  3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).

6. Решите ребусы: 7я 40а 100л е2 о5 сЗж

Ответы: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж, фонари, подушка.


Проверка Конкурса «В стране Грамматике» (слайд 16,17)


Конкурс капитанов.

Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов.

Водить за нос

Льёт как из ведра

Засучить рукава

Дело в шляпе

Намылить шею

Пальчики оближешь

Заруби на носу

Тупой, как сибирский валенок

(слайд 18)

Задание 3. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву П.

Время – 3 минуты. Балл получает команда, которая составит текст из большего количества слов.

Пример: (слайд 19)



Информационная пауза (слайд 20)



Проверка задания 3.



Задание 4 Расставьте знаки препинания, объясните их. (1 балл)



(слайд 21, 22)



Задание 5. (1 балл) (слайд 23)



Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. «Как тебя зовут?» - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?

(Ответ: Петя)



Задание 6. (1 балл)

Вы все, вероятно, ели манную, пшенную и перловую каши, приготовленные соответственно из манной, пшенной и перловой крупы. А из каких злаков готовится каждая из этих круп?

  • Манная – из пшеницы,

  • Пшенная - из проса,

  • Перловая – из ячменя


Задание 7. У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.

О чем речь?

Ответ: Яма (конец и начало алфавита).



Задание 8. (слайд 22)



Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.

Время для решения задания – пока звучит музыкальная пауза



Смешная пауза (слайд21)



Проверка задания 8



Задание 9. (слайд 23)





Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем? Каждое слово – 1 балл.

Череп – п + муха = (черемуха)

Чистый – ый + тело – о = (чистотел)

Часть-ь + ушко – о + а = (частушка)



Задание 10 (слайд 23)

Левая часть задания заранее составлена из отдельных букв и знаков действий. Необходимо из всех букв, входящих в слова, составить названия блюд. За выполненное задание - 1 балл.

  1. Крот + каша = … (картошка)

  2. Бобр + редут = … (бутерброд)

  3. Суд + тень = … (студень)

  4. Тоска + пар + шов = … (простокваша)

Музыкальная пауза (слайд 24)

Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.


В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка