СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа участника II-ой Республиканской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен» "Актуальные вопросы преподавания русского языка в ГПОУ «ДКТД» ДонНУЭТ" ПРОХОРОВОЙ В. Г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Формирование совокупности универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход на занятиях русского языка. Использование образовательного портала ЯКласс при изучении русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Работа участника II-ой Республиканской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен» "Актуальные вопросы преподавания русского языка в ГПОУ «ДКТД» ДонНУЭТ" ПРОХОРОВОЙ В. Г.»

УДК

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»


Валентина Григорьевна Прохорова,

преподаватель высшей

квалификационной категории,

преподаватель-методист

ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна»

ГО ВПО «Донецкий национальный

университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк


Аннотация. Формирование совокупности универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход на занятиях русского языка. Использование образовательного портала ЯКласс при изучении русского языка.


Ключевые слова: универсальные учебные действия; русский язык, общие компетенции, образовательный портал «ЯКласс».


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия»– саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД.

Учебная дисциплина «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

В начале учебного года в ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (далее-Колледж) с целью определения уровня подготовленности студентов первого курса ежегодно проводится входящий контроль знаний по русскому языку. В результате мониторинга можно сказать о недостаточной, крайне слабой школьной подготовке по русскому языку, что становится препятствием на пути изучения специальных дисциплин, работы с учебной литературой на русском языке, затрудняет написание курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ при обучении в Колледже и, таким образом, оказывает негативное влияние на качество подготовки будущего специалиста. Кроме того, закрывает доступ к получению в дальнейшем высшего образования, в том числе за пределами республики.

Научить студента учиться можно, реализуя системно-деятельностный подход на занятиях русского языка, который предполагает использование информационно- коммуникационных технологий, активных методов работы, позволяющих заинтересовать студентов, т.к. современный специалист должен постоянно совершенствоваться в выбранной профессии.

Исходя из этого, я определила задачи моей деятельности на занятиях и во внеаудиторной работе - создать условия для развития личности выпускника, обладающего общими компетенциями, включающими способность:

-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;.

-анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

-управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменения;

-работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В силу того, что русский язык изучается на всех специальностях в обязательном порядке, а для отдельных специальностей – это профильная дисциплина, перед преподавателем стоит непростая задача не только обеспечения высокого уровня обучения в процессе реализации государственных образовательных стандартов, но и введения в обучающий процесс элементов опережающего обучения – а это можно осуществить, используя дистанционные образовательные ресурсы.

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом. Я предлагаю использовать образовательный портал ЯКласс (www.yaklass.ru).

При дистанционной форме обучение на образовательном портале ЯКласс начинается с регистрации преподавателя и студента. В дальнейшем роль преподавателя заключается в удалённой организации индивидуальной и коллективной работы студентов.

Сайт www. yaklass. ru начал свою работу в марте 2013 года. Я начала работу с данным сайтом в 2014 году, когда нам пришлось переехать из нашего корпуса в связи с систематическими обстрелами Киевского района.

ЯКласс помогает преподавателю проводить проверочные, тестовые и контрольные работы, избавляет от списывания, помогает проводить диагностику знаний студентов, а также занятия в компьютерном классе ( при возможности обучения в родном корпусе).

На данный момент ЯКласс предлагает теоретические материалы, практические задания и проверочные работы (тесты) по дисциплинам, которые изучаются на первом курсе: алгебра, геометрия, русский язык , информатика, биология, English Language.

Особенностью данного портала является то, что есть возможность повторить материал, изученный в школе, т.е. материал 1-9 класса.

В базе ЯКласс уже более 2000000 вариантов заданий. ЯКласс предлагает для преподавателей:

- проводить контрольные, тестовые и диагностирующие работы в компьютерном классе;

- задавать домашнюю работу в Интернете;

- проводить консультации;

- контролировать результаты выполнения заданий каждого обучающегося.

Все начинается с регистрации на портале:

Зарегистрировавшись на ЯКласс, преподаватель может создать проверочную работу и выслать её своим обучающимся всего за пять минут. Все задания в базе ЯКласс - в полном распоряжении педагогов.

Возможности с ЯКласс:

- изучение либо повторение темы, изученной студентами в школе: проработка теории всей группой (вывод на экран теории по определённой теме);

- закрепление темы: решение всей группой задания ЯКласс;

- проверка знаний, полученных в ходе занятия: задание студентами самостоятельно решать на своих технических средствах упражнения ЯКласс;

- совершенствование полученных в ходе занятия знаний: задание студентам на дом определённых вопросов по пройденной теме.

Работа на портале «ЯКласс»

Выполнение тестового задания с использованием возможностей портала:

сначала студент может изучить теоретический материал по теме, затем выполнить задания, при необходимости – есть возможность переделывать задание бесчисленное количество раз до достижения желаемого результата (задания каждый раз меняются).

Раздел «Результаты учащихся» и изучение его возможностей:

- подробная статистика результатов;

- рекомендуемые отметки;

- демонстрация хода работы каждого студента в режиме onlain: приступил к работе или нет, какое задание выполняет в данный момент, каков результат работы.

Если задание выполнено с ошибками, то достаточно кликнуть мышкой на номере задания – и на экране появится выполненное учеником задание, то есть преподаватель не просто получает готовый результат в процентах или привычной пятибалльной системе, но имеет возможность увидеть ошибки и, соответственно, разобрать их и повторить тему.

Студент может проделать эту работу и самостоятельно: функция «проверка» включена, правильный вариант указывается, шаги решения для всех заданий есть

Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом МОН № 328 от 20.07.2015г. самостоятельная работа обучающегося (студента) определяется как основное средство овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий, т.е. такая форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности обучающегося при обучении. [2]

Организация индивидуальной самостоятельной работы по модели «один студент – один компьютер» («один компьютер» - это условно, потому что подойдет любое мобильное устройство с выходом в интернет: ноутбук, планшет, айфон, мобильный телефон):

- выбор задания по степени сложности;

- выбор задания на повторение из предыдущей темы.

Таким образом, можно дифференцировать задания и подобрать подходящее для студентов, нуждающихся в дополнительных занятиях по дисциплине; заниматься со студентами, которые по каким-либо причинам не могут посещать учебное заведение, но должны и готовы учиться; выстроить индивидуальный маршрут изучения дисциплины с одаренными детьми и т.д.

Организация домашней работы с использованием материалов портала «ЯКласс».

- воспользоваться готовым вариантом из раздела «Домашнее задание»;

- создать свою домашнюю работу, собрав несколько разных заданий или тестов;

- отправить домашнюю работу всем ученикам или выборочно;

- наблюдать за ходом выполнения учащимися заданий;

- возможность экономить время на проверку;

- возможность просматривать и распечатывать отчёты о выполненном домашнем задании.

В результате работы на «ЯКласс» у студентов заметно повысился уровень мотивации, направленной на результативность и успех. На мой взгляд, причин несколько:

- элемент соревновательности: за каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов, формируется рейтинг участников по количеству набранных баллов (раздел «Топы»). Студенты соревнуются между собой, интересуются, какое место в рейтинге занимает колледж;

- привлекательная для многих студентов интерактивная форма работы, позволяющая сразу видеть результат и абсолютно объективную оценку;

- элемент новизны и любопытство;

- возможность переделать задание, добиваясь желаемого результата, как следствие – отсутствие страха ошибиться,

- возможность повторить любую тему.

Студент, увлеченно работающий за компьютером, не боится заданий возрастающей сложности, и выполняет гораздо больший объем работы.

В результате апробации я пришла к выводу, что использование тренажеров «ЯКласс» на занятиях русского языка повысило уровень грамотности студентов. Как известно, навык грамотного письма не приобретается путем заучивания орфографических и пунктуационных правил, навыки «автоматической грамотности», которые должны стать буквально подсознательными, вырабатываются именно в процессе многократного повторения, что и обеспечивает работа на портале.

Безусловно, дистанционное обучение облегчает работу преподавателя и повышает эффективность обучения.

Конечно, «ЯКласс» - это не панацея, и обучение по модели «студент-преподаватель» ни одна компьютерная технология не заменит, но как вспомогательный инструмент он эффективен.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Народным Советом Республики 19 июня 2015 года (Постановление № І – 233П- НС)

  2. Дидактические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, [Текст]: метод. рекоменд./ Бервина Е.В., Петренко Е.Ф., Литвиненко В.С., - Донецк, 2015- 14с.

  3. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

  4. Образовательный портал ЯКласс [Электронный ресурс]. URL: http://www.yaklass.ru (дата обращения: 19.03.2018)