Введение
Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою — Ивану-царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могуществен и, как кажется, неуязвим.
Однажды, еще в 5 классе, готовя сообщение об этом персонаже к уроку литературы, я была потрясена тем, как мало, оказывается, я, да и большинство людей, знают о Кощее Бессмертном,
Ведь мы воспринимаем образ Кощея в сказках как однозначно отрицательный. А ведь, если задуматься, в сказках этот герой не приносит много зла. Наоборот, иногда он даже помогает положительным персонажам; и уж однозначно без него не могло бы состояться испытание, переводящее положительного персонажа сказки в герои. Это и стало основной проблемой моей работы.
Таким образом объект исследования стал образ Кощея Бессмертного.
Предмет исследования: русские народные сказки, сказания, былины, исследовательская литература по данному вопросу.
Решала я эту проблему с помощью теоретических методов: изучала исследовательскую литературу по данному вопросу, «бороздила» просторы Интернет. Анализировала собранный материал. Но первоначально мне нужно было составить собственное представление об этом герое. Поэтому я использовала и практические методы: подбор и чтение сказок (под час крайне редко встречающихся), сказаний и даже былин о Кощее Бессмертном. Я попыталась сопоставить собственное представление об этом персонаже с представление моих односельчан. Для этой цели мной был проведен социологический опрос (приложение 1). Также я с удовольствием посмотрела несколько фильмов и мультипликационных фильмов с участием этого персонажа. Данный просмотр дал мне возможность составить фильмотеку и краткий обзор фильмов о Кощее (приложение 2). Таким образом, я выступила не только в роли исследователя, но и в роли кинокритика, социолога.
Актуальность работы. Я не могу с уверенностью заявить, что изучение глубоких мифических корней образа Кощея Бессмертного, очень актуально на сегодняшний день. Но, прорабатывая этот вопрос, исследователь (в данном случае я) обязательно догружается в дохристианскую культуру Руси; узнает много нового о языческих обрядах, представлениях наших предков; делает для себя просто потрясающие выводы о родстве Кощея с Дедом Морозом, о его взаимоотношениях с Бабой Ягой, Иваном Царевичем, Марьей Моревной. А разве не актуально обращение к корням своей истории?
Работая над рефератом, я хотела понять, почему образ Кощея Бессмертного остается таким привлекательным для читателя вот уже в течении многих веков, несмотря на то, что внешне он очень не симпатичен и даже зловещ. Мне было интересно узнать, как изменился этот образ со времен язычества.
Дня достижения этой цели мы с моим руководителем поставили перед собой следующие задачи:
1. Составить собственное представление о Кощее, сопоставив его с представлением режиссеров фильмов и мультипликационных фильмов о нашем герое; представлением, почерпнутым из сказок, сказаний и былин; представлением ребят и взрослых, которые были респондентами в проведенном мной опросе.
2. Проанализировав сказки, сказания, былины, систематизировать представления наших предков (оказывается, далеко не однозначные) об этом герое; установить его родственные связи.
3. Узнать этимологию имени Кощея.
4. Выдвинуть версии появления Кощея в дохристианской мифологии на основе исследований ученых.
5. Сделать выводы и оформить результаты исследования в виде презентации.
Мое реферативное исследование состоит из вступления, основной части, включающей в себя 7 глав и заключения. (При этом Глава 4 состоит из 3 частей, а Глава 7 - из 2 частей).
Чтобы сохранить логику повествования, мне пришлось 3 часть Главы IV перенести в конец работы и в нарушение правил расположения глав поставить ее после Главы 7.
Список литературы, используемой при работе над рефератом, ссылки на интернет-ресурсы, к которым я обращалась, заявлены в конце работы и включают в себя 20 наименований
Основная часть
Глава 1. Кто такой Кощей?
В русских народных сказках есть великое множество отрицательных персонажей. Из языческих времен русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного (ну, может быть еще Баба Яга, но это более поздний персонаж), который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж.
Попробуем разобраться, так ли было всегда: иногда в дошедших до нас сказках Кощей и впрямь предстает злодеем, крадущим молоденьких девушек из родительского дома, или, даже, со свадьбы. «Марья (Мара) Моревна (Маревна)»; «Царевна лягушка»; «Иван-богатырь и Синеглазка»; «Змея-царевна»; «Елена Прекрасная»; былина «О Иване Годиновиче»[1].
Гораздо реже, Кощей является помощником главного героя. «Иван-богатырь и Кощей Бессмертный», «Медведко», «Неугомон-царевич и верный Кощей»[2].
В некоторых сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и просто человеком - военачальником, который пришёл жечь русские города. «Иван Соснович», «Былина о Михаиле Потоке»[12].
Кстати, за этими сюжетами народных сказок стоит, по мнению Н.В.Новикова отражение реальных исторических событий: Николаи Викторович выдвигает гипотезу, что Кощей (он же Вострогот, он же Германарих) - это король восточных готов, который совершал опустошительные походы на наших предков. Он был убит в 375 году нашей эры на 110-м году жизни. Так что для нескольких поколений славян он действительно казался бессмертным [9].
По другой версии прототипом Кощея является половецкий хан Кончак. Половцы - степной кочевой народ, а славяне - оседлый. Они иногда воевали друг с другом, но чаще всего взаимовыгодно торговали. В народной памяти лучше сохранились воспоминания о вражде с ними - и появился образ царя Кощея [8].
А в одной из сказок (точнее былинных сказаний) «Про Кощея-богатыря»[7] Кощей наоборот предстает в образе русского богатыря. Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего сдан персонаж (а никак не несколько, как в большинстве случаев) этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан русскими же князьями, потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы, Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города. Когда он завоевал все города, о которых знал, и объединил их под своим царством, Кощей пошел войной на Русь дабы отомстить за предательство (полный текст былинного сказания представлен в приложении №6)
Из сказок Кощей перешел в былины, где он смешивается с такими чудищами, каковы Идолище поганое и Тугарин Змеевич [14]. В былине об Иване Годиновиче Кощей налетает на этого богатыря, чтоб отбить у него невесту, Настасью Дмитриевну [4]. В былине о Михаиле Потоке, в списке 17 века, выводится Кощей, царь Золотой Орды. Узнав о красоте жены Михаила, он собирает огромное войско и обступает Киев, но богатырь избивает его силу »[12].
Так кто же он такой - Кощей Бессмертный?
Глава 2. Тайна имени Кощея
Чтобы разобраться, что за явление стоит за образом Кощея, обратимся теперь к самому имени этого зловредного и всесильного старика: сначала попробуем вспомнить, какие понятия несли слова, созвучные с этим именем.
В словаре В.И. Даля [6]
Слово «кошной» означает добрый, хороший, чистый. Значит, Кощей Бессмертный - добрый персонаж?
По поверьям, (которые приводит в пример тот же В.И.Даль) в древности, для того, чтобы путники имели возможность отдохнуть и поесть, а так же найти дорогу сквозь дремучий лес, ставили в лесных кущах хижины для странников. Этих странников называли кушниками, т.е. жителями лесных кущ. В слове Кощей и в слове кушник имеется один и тот же корень.
Если вновь заглянуть в словарь Даля, то можно увидеть, что слово «кушенник» - означает искушенного, опытного человека. Это может указывать на мудрость Кощея Бессмертного.
Согласно этим примерам, Кощей не всегда ассоциировался со злым персонажем.
«Этимологический словарь» [15] объясняет происхождение слова кощей от слова кость с помощью суффикса -ей (как в слове богатей). Здесь СТ чередуется с Щ по типу весть - вещий. Само слово кость имеет соответствие в латинском языке: costa - ребро. Слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. Kitami, польск. chudzielec).
Старославянское слово "кошь" ("кошгь") означало "сухой, тощий, худой телом (см. «Большой толковый словарь имен существительных»[13]). Это слово, видимо, и послужило основанием для поздних изображений этого персонажа в виде худого, похожего на скелет человека. Показательно и то, что в русских народных говорах слово «кощей» имеет значение «худой, тощий человек, ходячий скелет».
Однако, скорее всего, оно имеет иноязычное происхождение:
В «Этимологическом словаре» [15] дается еще одно значение этого слова. В древнерусском языке имелось существительное кощей в значении раб, пленник, которое было заимствовано из тюркских языков. Во многих сказках, кстати, упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо подземелье, скованным цепями. Но, возможно, что по происхождению это слово ничего общего с «бессмертным Кощеем» не имеет. Например, в «Слове о полку Игореве» упоминается, что Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево» (т.е. становится пленником); В этом же памятнике древнерусской литературы - "Слове о полку Игореве" слово кощей употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного; так, половецкий хан Кончак называется поганым Кощеем [20].
Есть версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Кощей (а точнее кощун или кош), по некоторым исследованиям ученых, являлся жрецом высокого уровня [8]. Живя уединённо на природе, кощей-кощун, благодаря своим жреческим знаниям, обретал магическую связь с местом своего жительства. Само место, растения, произрастающие на нем, животные - все подчинялось кощею-кощуну.
Но с распространением христианства, с того самого времени, когда княгиня Ольга привезла с собой в Киев греческих христианских священников, на Руси началась война против волхвов. Уничтожались не только идолы, но и уникальные дощечки с летописями, содержащие в себе уникальные наследия древнего культа славянских богов. Начались восстания волхвов-кощунов, и продолжались они на Руси, согласно летописям, вплоть до 15 века. Поэтому жрецы удалились в леса, прекратили всякие контакты с миром, и таким образом, оставили после себя память лишь в народном фольклоре.
Кстати, как считает ряд исследователей, ссылающихся на работы этнографа О.С. Лошевского [8], чтобы продлять свой род, кошей-кощуны вынуждены были похищать девушек. Именно после этого, Кощей, в народном фольклоре, стал приобретать отрицательные черты и являться зловещим персонажем.
В берестяных грамотах XI1 века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. [18]
Устаревшее русское слово «кош» - шалаш, стан, белорусское кашеваць (означающее раскинуть стан) и в украинское «kiш»- стан, поселение, ложатся в основу слова «кошевой» - страшина, начальник коша, а соответственно* и хранитель общей казны. Может быть поэтому «Царь Кощей над златом чахнет...» (А.С.Пушкин) То есть Кощею мифология приписывала несметные богатства и необыкновенную скупость. [10]
Как бы то ни было современные сказки, да и словари упростили образ этого далеко не простого персонажа:
«Толковый словарь» объясняет: Кащей, Кощей. 1.(с прописной буквы). В восточнославянской мифолопш: богатый злой чародей, способный к различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия.
2. Шутливое. О тощем высоком человеке. 3. Разговорное. О скупом человеке, скряге. [13]
В словаре С.И. Ожегова Кощей- 1.В русских народных сказках: мифическое существо в образе старика, обладателя сокровищ и тайны долговечности.
2. Переносное. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разговорное). [10]
Словарь «Русская фразеология» так объясняет это выражение: Кощей (Кащей) Бессмертный. Неодобрительное. 1.О злом, жадном, скупом человеке. 2. О крайне худом человеке. Это выражение собственно русское, известно во всех восточнославянских языках: русском, украинском и белорусском. Это персонаж восточнославянских сказок, он очень худой, костлявый старик, богатства его огромны, но скупость и алчность бессмертны. Скуп как Кощей. Неодобрительное. Об очень алчном, скаредно-скупом человеке. Сравнение произведено от оборота Кощей Бессмертный. [11]
Напоследок» хотелось бы обратить внимание на существенную разницу в написании «Кощей» и «Кащей». Дня нас с вами это всего дашь одна буква. А, согласно, славянской мифологии, это два принципиально разных героя:
- О КОЩЕЕ говорилось выше;
- А тот негативный персонаж, что используется в более поздних сказках, с которым борются все действующие лица (во главе, кстати, с Бабой-Ягой), и смерть которого « в яйце», это—КАЩЕЙ.
Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа – «КА», означающая «собирание внутрь себя, союз, объединение черных сил». Славянские рунические образы вообще необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного смертного читателя. Этими образами владели лишь Волхвы, ибо запись и прочтение рунического образа (по поверьям) - дело серьезное и очень ответственное.
Но возможно и другое объяснение;
КОЩЕЙ КАЩЕЙ
«кость» «кастить»
сухой, тощий, костлявый пакостить, гадить, сквернословить
Орфография же современного русского языка, хотя и допускает двойственное написание этого имени, но рекомендует вариант с О -КОЩЕЙ.
Глава 3. Внешность Кощея
Сегодня мы представляем Кощея Бессмертного необыкновенно худым (иногда образ Кощея ассоциируется с живым скелетом), не очень молодым, совершенно лысым и гладко выбритым.
Обратимся к сказкам и посмотрим, соответствует ли мифологический образ Кощея нашим сегодняшним представлениями нем.
Начиная с 1242 года, после нашествия тевтонских рыцарей и Ледового побоища, Кощея на Руси в сказках представляли в чужеземных металлических латах.
По-разному представляли себе Кощея и художники (приложение 3): В.Васнецов написал жанровую сценку: тронная зала дворца Кощея, он - на троне в образе дряхлого отвратительного старика оказывает знаки внимания плененной им красавице.
И.Билибин изобразил своего Кощея обнаженным стариком с густыми седыми космами, несущегося на своем волшебном коне с мечом-самосеком в руке. Эта иллюстрация на сегодня признана одной из наиболее ярко передающих образ Кощея.
И.Головин, создавая эскиз костюма Кощея к опере Н.Римского-Корсакова «Млада» (1924г) показывает старичка-волхва.
В сказках же внешний облик Кощея довольно нечеткий. В текстах обычно нет полного портрета этого персонажа, а встречаются лишь отдельные характеристики, в основном явно указывающие на мифологическую природу образа. Один из наиболее часто упоминаемых признаков — возрастной. Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек». Нередко есть указание на то, что у него длинная борода, — в тоже показатель старости. Иногда в сказках длина бороды Кощея превосходит его рост, при этом сам он оказывается невероятно маленьким: «сам с кокоток, борода с локоток.
Следует упомянуть, что в сказках существует самостоятельный персонаж, для описания внешности которого характерна та же формула. Обычно его, «старичка с ноготок, борода с локоток», роль в сюжете состоит в задержании и заточении братьев главного героя, которые не могут справиться с предложенными им испытаниями. Этого маленького, но обладающего магической силой старичка, как и Кощея Бессмертного, удается побороть только настоящему герою. [14]
К мифологическим характеристикам Кощея можно отнести и черты, свойственные животным: у него «клыки как у борова».
Образ Кощея Бессмертного наделяется еще одним значимым с точки зрения мифологического мышления признаком. Это — слепота, являющаяся в мифопоэтических текстах знаком принадлежности персонажа к потустороннему миру. В одной из сибирских сказок Кощей говорит своим помощникам: «Семерные дети! Принесите мне семерные вилы, поднимите мои тяжелые брови. Посмотрю я, далеко ли едет Неугомон-царевич» [7]
Это описание, несомненно, напоминает образ Вия из одноименной повести Н. В. Гоголя. Известно, что писатель, создавая свое произведение, использовал традиционные представления о слепом и всемогущем демоне тьмы. Таким образом, внешние признаю! нашего героя помогают выдвинуть гипотезу о том, что Кощей является властителем подземного царства (царства мертвых).
Глава 4. Гипотезы о возникновении образа Кощея
в дохристианской мифологии.
Мной в исследованиях по данному вопросу было найдено несколько версий возникновения образа злобного худого, обладающего необыкновенными способностями старикашки в славянской мифологии.
4.1 Версия 1. Кощей - властелин подземного царства
Первая версия строится на материалах историко-фантастического романа А.Ф.Вельтмана "Кощей Бессмертный"[3], написанном еще в конце 18 века, и исследованиях М.Е.Локсиной [7], Н.В.Новикова [9].
"Костлявость" Кощея подчеркивается в русской классической волшебной сказке. Кто вообще может окостеневать? Умерший человек.
Следовательно, Кощей - представитель мира потустороннего, "темного царства", мира мертвых. По идее, правильно, Кощей - оживший скелет со сверкающими глазами-изумрудами. Одежда его - плащ.
Отсутствие жизни предполагает и отсутствие смеха как составного элемента жизни. Поэтому Кощей не умеет улыбаться. В царстве мертвых улыбаться не могут, и это не принято [7].
Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец его». Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные (или деревянные) сапоги, железный (или деревянный) сюртук и железную (или деревянную) шляпу, съедает три железных (или деревянных) хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать.
Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом» «фатерка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства.
По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира.
То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного [9]
Принадлежность Кощея к «иному» миру прослеживается и в том, что он (как и Баба Яга) обнаруживает присутствие человека в своем доме по запаху, и для описания этого момента сказочники используют одни и те же формулы: «Фу-фу-фу, что-то в горнице русским духом пахнет» — или: «Фуфу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а русская коска сама на двор пришла». Свойственное русской сказке выражение «русская коска» означает человека вообще как представителя чужого эпического племени. Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце.
В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено.
Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое.
Таким образом мы можем предположить, что Кощей, как мифологический герой, был демоном зимней стужи, т.е. предшественником Деда Мороза.
Версия 2. Кощей - далекий предшественник
Деда Мороза
Возможно, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун - подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.
На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь - властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный.
Многие исследователи считают Кощея иссушителем дождевой влаги, представителем темных грозовых туч, скованных стужей. Зимой тучи окаменевают и не проливаются благодатными плодоносными дождями, а земля не может больше рождать жизнь.
Исследователи (М. Локсина [7]) считают, что «Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец - Иван Царевич, символ солнечного света и теплого весеннего грома с дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает смерть, и Весна приходит на землю».
К этому, высказыванию мы еще обратимся несколько позже.
Глава 5. Родственные связи Кощея
Таким образом, мы выяснили, что, возможно, Кощей является дальним предком Деда Мороза.
А были ли у нашего героя родственники, согласно славянской мифологии?
Древность Кощея как мифологического персонажа подтверждается его наличием еще в русских заговорах [12]. «Кащей Бессмертный - Трипетович, сын Матери Сырой Земли и Вия подземного. Кто зовёт его Кащеем Бессмертным, а иные - Кащеем Трипетовичем, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам, также - славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.
«Говорила Дажьбогу Жива: - Не найти тебе Смерти Кащеевой- он с Мареною-Смертью дружен. И в бою ему Смерть не писана, ведь Кашей - это бог Бессмертный» [2].
В большинстве сказок утверждается, что он бездетен. Но в сказке про Царевну-лягушку он превратил свою дочь в это земноводное [1]. В другой сказке он едет к своему брату Кошу. В некоторых сюжетах именно мать Кощея пасет табун с «паршивым» жеребенком. Значит, Кощей все таки имеет кровных родственников.
Необходимо вспомнить и о спутнице Кощея - Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жена Кощея. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груда разбитых черепов и серп, указывающие на то что она несла ещё одну функцию - помощь в уборке урожая посредством срезания созревших колосьев.
И, если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну , это ещё не факт. И, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз.
Глава 6. Магическая сила Кощея
Вообще Кощей, являясь могущественным чародеем, виртуозно владеет магией преобразования. Может превратить кого угодно во что угодно: в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство; в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех; в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею; в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на нее лягушачью кожу [1].
Сам же он может превращаться в летучего змея или чёрного ворона. Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а именно летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит».
Причем нередко передвижение Кощея в воздухе приводит к разрушительным действиям в природном пространстве: «листья с деревьев полетели, ветер ужасный Кощей летит». Некоторые исследователи славянских мифов считают, что образ Кощея Бессмертного и Змея Горыныча в русских сказках взаимозаменяемы: оба любят богатства, крадут красавиц[14].
Но Кощей наделён и другим могуществом, которое неподвластно Змею Горынычу. Так что это всё же разные существа.
Вообще Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. От одного его дыхания герои-богатыри «как комары летят». Кощей способен поднимать меч «в пятьсот пудов», биться с героем целый день и побеждать. В некоторых сюжетах он, как и Баба-Яга, из спин сильных богатырей вырезает полосы-«ремни».
Кроме «материальных» ценностей и волшебных предметов, Кощей Бессмертный обладает властью над жизнью и смертью людей. Так, он с помощью магического воздействия может превращать все живое в камень, о чем говорилось выше. В сказках, где он появляется как пленник, главный герой обычно нарушает запрет заходить в темницу, и Кощей за утоление жажды и голода обещает спасти его от трех смертей. В одном из вариантов сказки Кощей, обращаясь к герою за помощью, говорит: «Если, молодец, ты меня спустишь с доски, я тебе два века ещо прибавлю!» [2]. Освободившись из заточения, Кощей соблюдает свое обещание до тех пор, пока герой в третий раз не пытается освободить от него свою жену или невесту. Сверхестественную силу Кощею придаёт вода. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из плена.
Причиной же его пленения обычно является незадачливое сватовство к героине — будущей жене главного героя. Героиня-невеста оказывается сильнее Кощея Бессмертного, что подтверждает и ее необычное происхождение. Она засаживает Кощея в погреба «за приступки» - ухаживание или за то, что тот сшил ей башмаки меньше, чем нужно. В темнице он много лет (тридцать шесть) висит на двенадцати цепях, стоит на огненной доске, горит в огне или сидит в кипящем котле и не получает никакой пищи.
О мифологической природе Кощея свидетельствует то, что он, вися на волоске, горя в огне или кипя в котле, не умирает: ведь он бессмертный. Изнемогая от голода и жажды, Кощей лишь теряет свою необыкновенную силу. Правда, она возвращается к нему, стоит лишь ему напиться воды.
Кощею Бессмертному в сказках приписывается и необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. Он, например, съедает обед, приготовленный на трех героев-богатырей, разом может выпить ведро и даже бочку воды или вина, съесть полбыка. И вновь это указывает на то, что непомерная прожорливость сближает образ Кощея с мифологическими представлениями о смерти, сущность которой характеризуется постоянным чувством голода.
Как сказочный персонаж, принадлежащий «иному» миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей.
Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь.
Глава 7. Как погибает Кощей?
Вместе с тем сила Кощея не беспредельна. Более того, как видно из сказок, и его сила, и он сам при определенных обстоятельствах могут быть уничтожены.
Но Кощей не может быть побеждён подобно прочим врагам простым убийством, а только путём выполнения определённых манипуляций.
Я проанализировала сцены гибели Кощея в нескольких сказках и таблица, дающая сравнительный анализ представлена в приложении 6.
7.1. Версия 1 гибели Кощея и ее славянские языческие корни.
Смерть его находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на Далёком острове.
Кощеева смерть находится там, где «никто не ходит, никто не ездит». А сам Кощей заботливо хранит тайну о своей смерти, что делает его неуязвимым для врагов. Найти и раздобыть смерть Кощея под силу только настоящему герою. И то, как известно из сказок, ему обычно помогают волшебные животные, которых он в свое время пощадил. В мифологическом сознании эти животные, как правило, соответствуют трем зонам вертикального членения мирового пространства: небу, земле и воде, то есть подземному миру. Чаще всего это: орел, ястреб, ворон; медведь, собака, лиса; щука или просто рыба, рак, селезень.
Изъятие яйца с Кощеевой смертью из места, где оно покоится, сразу же отражается на его состоянии: он занемогает, ему делается плохо, он слегает в постель. Еще хуже становится, когда герой проделывает какие-нибудь манипуляции с этим яйцом, что очень ярко изображается в сказке: «Иван-царевич вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: «А это что?» У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел — покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку — Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо это показалось царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал-перекладывал и смял совсем — тут Кощей свалился и помер» [1].
В разных вариантах сказки герой разбивает яйцо, ударяя им в грудь или лоб Кощея, бьет его о камень, меч или о свою голову, бросает яйцо в огонь или в «мяло» (рот) Кощею.
Ученые предполагают, что в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в заветном ларце (сундуке), сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне. Посреди моря - океяна [19].
Мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит особенное понятие, сила природного явления - всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека. Кощей - порождение Матери Сырой Земли, рождающей» как добрых, так и злых существ.
Давайте рассмотрим с этой точки зрения атрибуты кощеевой погибели:
- Замок на ларце, в котором хранилась смерть Кощея, мог быть, согласно сказкам, как железным, там и символическим.
Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда, хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ, такой же символический, как бы выбрасывался или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным.
- Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в .образе богинь.
- Утка (Мировая Утица)- богиня судеб всего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо - символ жизни.
- Если вспомнить другие варианты сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла (спица?)- орудие прядения судьбоносного полотна Вселенной, которое связывает, ткёт, сшивает Богиня Макошь со своими помощницами.
-Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно - это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого.
Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами, непременная яичница в обрядовой еде - всё делает яйцо значимыми элементом жизни.
Яйцо также непременно зарывалосьхлебопашцем в поле, засеваемом озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не права ли, символично?!
Итак, Кощея побеждает богатырь (чаще всего в сказках это Иван Царевич), добравйшсь на остров Буян; найдя дуб, на котором висит ларец; поймав зайца, выскочившего из ларца; убив утку, выпорхнувшую из зайца; разбив яйцо, добытое из утки; сломав иглу, на конце которой и сосредоточена смерть (!) Бессмертного (!) Кощея;
Таким образом, главным врагом Кощея в русском фольклоре, безусловно, является Иван Царевич. Также врагами Кощея можно назвать богатырей Дубыню, Горыню, Усыню из сказки «Иван Соснович»: двоих из них Кощей убивает, а Дубыня смертельно ранит его. В другой сказке Кощей погибает от рук Ивана Орла «Кощей и Иван Орел».
Я была очень удивлена, узнав, что в ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою-богатырю информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно.
7.2. Версия 2 гибели Кощея и ее славянские языческие корни.
Однако в некоторых сказках главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь Ивана Царевича.
У Кощея Бессмертного (как говорилось выше) есть необыкновенный конь, этот конь наделен разными фантастическими способностями. Он является вещим: трижды предупреждает своего хозяина о том, что его пленницу увез Иван-царевич. Другая способность коня — невообразимая скорость; фора, даваемая герою-беглецу конем, описывается в сказке с помощью перечисления процессов выращивания и обработки хлеба, которые в реальной действительности захватывают почти все время годового цикла: «Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать — и то поспеем» [1] — или: «Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолоть, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и то поспеем!» [2].
Но и Иван является также обладателем необыкновенного коня. Задача достать такого коня, который не только не уступал бы Кощееву коню, но и превосходил его по силе и скорости, доступна лишь истинному герою. Такой конь или жеребенок пасется в табуне чудесных кобылиц, который находится в ведении Бабы-Яги или (в других сказках) матери Кощея.
Кобылица, от которой рождается волшебный жеребенок, «ходит за морем, и за ней ходит двенадцать полков волков. И она только один час бывает жереба. И стоит лазоревое древо за морем. Она под это древо подбежит, все равно, как ветер, сейчас ляжет, в одну минуту ожеребится, сама убежит опять. Сейчас волки: двенадцать полков волков прибегут и этого жеребенка разорвут. Только никто не может его достать!» [1].
Чтобы получить этого жеребенка, герою нужно три дня пасти необычный табун. Как и в случае с добыванием смерти в яйце, здесь герою помогают благодарные ему животные: они собирают разбредающийся табун. Добытый героем «паршивенький» жеребенок преображается в сильного и могучего коня, после того как его выпасают три зари особым образом: на ячмене, на пшенице и на овсе.
«Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру» [2].
В другом варианте Иван не сжёг Кощея, а добил его своей палицей. В некоторых вариантах сказки Кощей садится иа специально подставленного ему крылатого коня Ивана-царевича и падает, когда хозяин скакуна говорит: «Эх, Конь, подними своего послушника под небеса и расшиби его» [1].
Иногда в сказках говорится, как Кощея во время полета сбрасывает с большой высоты его собственный конь, который на ходу вступает в сговор со своим младшим братом — конем Ивана-царевича. Кощей, падая с коня, ударяется о землю и умирает.
Характерно, что символ солнца - конь неизменно присутствует в сказках про Кощея и Царевича всегда. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда коню - Солнцу помогает младший брат, огонь.
Наши далекие предки, приглашая весну, возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали их с горы. И ко всему, как уже упоминалось, огонь (тепло) обладает плодоносной силой. И здесь мы подходим к потрясающему выводу:
4.3. Версия 3 о возникновении образа Кощея
в дохристианской мифологии:
Кощей Бессмертный - это Иван Царевич.
Я еще раз хочу сослаться на слова М. Локсиной - исследователя русского фольклора; «Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту» чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец - Иван Царевич, символ солнечного света и теплого весеннего грома с дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает смерть, и Весна приходит на землю» [7].
Давайте вспомним о том, что все явления природы для древних славян, как и для нас с вами, цикличны, обратимы, смерть одной ипостаси божества - это всего лишь его воскрешение в другой. Как не умирает Солнце, а только последовательно становится то Хорсом, то Ярилом, затем Даждьбогом, потом Световитом, перерождается опять в Хорса, так и остальные божества умирают, рождаются, уходят, приходят, словно в вечно движущемся хороводе.
Возможно, и Царь Кощей, который с переменным успехом борется с Иваном за право обладать Марьей Моревной, погибает, чтобы возродиться в молодом Царевиче. И Марья Моревна уже не в образе страшной старухи, а молодой невестой вступит в брак, соберёт урожай и вернётся опять к одряхлевшему супругу, который будет ждать её, скованный цепями жуткого холода Навьего Царства.
Заключение.
Выполнив эту работу, я пришла к выводу, что мне очень жаль Кощея Бессмертного. Он как бы застрял между двумя мирами: жизнью и смертью. И жизнь его бессмертная не приносит ему радости и счастья, и смерть не достижима. Поэтому смерть от рук положительного героя - это, все таки, избавление от такой вечной муки.
Образ Кощея интересует многих исследователей славянской мифологии. О нем поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Сказки о Кощее иллюстрировали сотни художников. Образ Кощея мы встретим в операх Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и «Млада», в балет Игоря Стравинского «Жар-птица» Кощей - действующий персонаж. Группа «Сектор газа» не так давно создала панк-рок-оперу — «Кощей Бессмертный», Прообраз Кощея использован в инструментальной композиции испанской нью-метал группы «Toundra» - «Koscei» Известная своими электронными играми фирма А1аwуаг выпустила игру "Кощей Бессмертный" в жанре поиск. Сюжет игры: Кощей захотел жениться и с помощью волшебного зеркала стал искать самую пригожую красавицу русской земли.
Современные авторы пишут сказочные повести по мотивам сказок о Кощее, посвящают этому персонажу стихи (приложение 4).
Анализируя исследования о этом персонаже, я узнала очень много нового для себя. Некоторые моменты были для меня открытием, в чем-то я сомневалась. Интересные факты, связанные с образом Кощея Бессмертного я представила в приложении 5.
Этим фактам можно удивляться, в их можно верить или вообще не принимать подобную информацию всерьез. Но, в любом случае, всякая новая информация - повод задуматься.
Я планирую, возможно, в более старших классах, обратиться к тем исследованиям о Кощее, с которыми я при подготовке данного реферата столкнулась, но не смогла понять в силу их сложности. Тогда, вероятно, я смогу расширить и сделать более глубокими свои представления об этом не однозначном персонаже.
А в следующем году мне хотелось бы поработать над раскрытием образа «более молодой» современницы Кощея, его подружки - заклятого врага Бабы Яти.
Я очень надеюсь на помощь моего руководителя и друга учителя русского языка и литературы Васильевой Галины Аникиевны. С ней мы плодотворно сотрудничали при создании этой работы. И я очень благодарна Галине Аникиевне за то, что она смогла «познакомить» меня с Кощеем, о котором я, казалось бы, знала уже все с раннего детства.
Список литературы и ссылки на интернет-ресурсы, используемые при работе над реферативным исследованием:
1. Афанасьев АЛ. Русские народные сказки (сборник) – Л: Лениздат, 1980
2. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды (сборник) - М: Просвещение. 1967
3. Вельтман А.Ф. Кощей Бессмертный Историко-фантастический роман – М: Дрофа, 2009
4. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Мифы и легенды Древней Руси. Иллюстрированная энциклопедия. – С-П.: Издательский дом «Литера», 2006
5. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии – С-П.: Издательский дом «Литера», 2010
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М: Просвещение. 1985
7. Локсина М.Е. Дохристианские славянские корни «нечистой силы» славянских мифов - М: Дрофа, 2010
8. Лошевский О.С. Языческие истоки современных мифический образов в народных сказках - М: Астель, 2009
9. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки» - Волгоград : Учитель, 2006
10.Ожегов С.И «Толковый словарь русского языка» - М: Просвещение. 1984
11. «Русская фразеология» (словарь) - М: Просвещение. 1990
12. Семенова М. «Мы - славяне» - М: Экзамен, 2012
13. «Большой толковый словарь имен существительных» - М: Просвещение, 1992
14. Усачев А.Н. «Большая книга Кощея Бессмертного» - М.: Оникс,. 2007
15.«Этимологический словарь русского языка» под редакцией Лаппо - М: Просвещение. 1983
16. literatyra/stati…bessmertnyi_nostradam/
17. http://dreamwords.ru/intersnosti/64609-tajny-slavyanskix-skazok/html
18. ru/wikipedia/orgwiki/Кощей
19 legendami.rubod/russia/russia40/htm
20. tronastya/narod.ruPersonazhi/ Кощей
Фильмы-сказки: «Морозко», «Кащей Бессмертный», «Огонь, вода и медные трубы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Там, на неведомых дорожках...», «После дождичка в четверг», «Книга мастеров»
Мультипликационные фильмы: «Царевна-лягушка», «Баба Яга против!», «Ивашка из Дворца пионеров», «А в этой сказке было так...», «Бабка Ёжка и другие», «Иван-Царевич и Серый Волк»
21