СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа ученика"Отношение школьников к занятиям физической культуры и компьютеру"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование отношения школьников к урокам физической культуры и компьютеру

Просмотр содержимого документа
«Работа ученика"Отношение школьников к занятиям физической культуры и компьютеру"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шумковская основная общеобразовательная школа»




IV школьная научно-исследовательская конференция

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух…»





Исследовательская работа по физической культуре



Тема « Отношение школьников

к занятиям физической культуре

спортом и компьютеру»





Работу выполнила:

Пиджакова Екатерина

ученица 5класса

Руководитель : Шемелина А.М..

учитель физической культуры






Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Задачи физического воспитания детей школьного возраста

Глава 2. Компьютер, спорт и двигательная активность школьников

5

7

Глава 3. Методы исследования

Глава 4. Организация исследования

9

11

Глава 5. Экспериментальное исследование отношения школьников к занятиям физической культурой, спортом и компьютеру

12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

18

ПРИЛОЖЕНИЕ

19


















ВВЕДЕНИЕ

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Почти все мои одноклассники, друзья и знакомые имеют дома личный компьютер. Некоторые из них занимаются в лыжной секции вместе со мной, а кто-то посещают другие секции спортивной школы. Но большинство не занимаются спортом и физкультурой. Если долго сидеть за компьютером или перед телевизором, и вообще мало двигаться, то появляется много болезней: болит спина, глаза, начинаешь себя плохо чувствовать и долго болеть простудными заболеваниями. С поступлением в школу у детей младшего школьника снижается почти наполовину, 80-85% времени они проводят в сидячем положении. А ведь любому школьнику необходимо много двигаться. Конечно, уроки физкультуры не восполняют всю потребность организма в движении. На уроке нас учат как правильно делать упражнения, распределять силы, чтобы мы могли самостоятельно работать над собой дома, например, делать зарядку. А много ли школьников делают зарядку по утрам? Сколько времени эти же ребята проводят на свежем воздухе? А перед компьютером? И зачем вообще нужна физкультура? Какие у неё задачи? Эти и другие вопросы заинтересовали меня. За ответом я обратилась к учителю физкультуры, она предложила провести исследовательскую работу на эту тему, опросить учеников нашей школы разных классов и выяснить, кто предпочитает спорт, а кто компьютер и как предпочтения зависят от возраста.

Цель исследования – изучить отношение школьников к занятиям физической культурой, спорту и компьютеру.

Объект исследования: двигательная активность школьников.

Предмет исследования: отношение школьников к занятиям физической культурой, спорту и компьютеру.

Гипотеза исследования: предполагаем, что отношение школьников к занятиям физической культуре, спорту являются положительным, а к компьютеру отрицательным.

Задачи исследования:

  1. Выделить задачи физического воспитания детей школьного возраста.

  2. Определить роль компьютера, спорта и двигательной активности школьников.

  3. Проанализировать отношение учащихся к занятиям физической культурой, спортом и компьютеру.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов.

  2. Анкетирование.

  3. Методы математико-статистической обработки данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования будут полезны в практике работы учителя физической культуры, с целью повышения физического уровня школьников.












Глава 1. Задачи физического воспитания детей школьного возраста

Значение физической культуры школьника заключается в создании фундамента для полного физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это способствует гармоничному развитию личности.

Правильное использование свободного времени, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить плохие поступки, такие как хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п. Активное занятие физкультурой позволяет обеспечить правильное нравственное и эстетическое воспитание.

Правильное использование физической культуры позволяет решить некоторые задачи.

Оздоровительные задачи:

1. Укрепление здоровья: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола развития физических качеств.

3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

Образовательные задачи:

1.Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков:

  1. умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах);

2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);

3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки);

4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

5) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

  2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов [8].

Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.









Глава 2. Компьютер, спорт и двигательная активность школьников

Компьютер стал частью нашей жизни и не позволять ребенку пользоваться этим достижением человечества – нереально. Кроме того, родители часто приобретают компьютер для детей из самых хороших побуждений – чтобы их чадо не отставало от технического прогресса.

Проблема «взаимоотношений» детей и компьютеров обсуждается ещё с тех пор, когда последние только начали появляться в домах. Развитие мнений по этому вопросу прошла от категорического запрета до неограниченного разрешения. Одни стремятся максимально развить в детях способности, считая, что если они на минуту позже познакомят ребенка с компьютером и информационными технологиями, то он будет отставать от сверстников. Другие, наоборот, боятся вредного воздействия компьютера и Интернета и ребенка к компьютеру вообще не допускают.

В 7- 8 лет школьник может находиться перед компьютером – примерно 30-40 минут. Ребенок 9 -11 лет может позволить себе побыть за компьютером до полутора часа в день.

В последнее время, дети всё чаще страдают заболеваниями позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Ведь, помимо того, что половину своего времени ребенок проводит в школе сидя за партой, в основном в неправильной позе, возвращаясь домой он опять же садиться за компьютер и проводит за ним оставшееся время. Таким образом, ребенок не развивает свои мышцы, из-за отсутствия физической активности возникают боли в спине и суставах. Снижение двигательной активности называют «гиподинамией». Гиподинамия у детей способствует быстрой утомляемости. Недостаточная мышечная активность может явиться причиной наращивания избыточной массы тела за счёт отложений жира.

Спорт улучшает здоровье, поддерживает детей в хорошей физической форме и придаёт энергию и положительный заряд эмоций. Благодаря спортивным занятиям, дети становятся более активными и жизнерадостными. Наиболее благоприятны для организма ходьба, бег, плавание, катание на лыжах и коньках. В день необходимо посвятить не менее 30 минут умеренной мышечной нагрузке.

Таким образом, полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. Вы­явлено, что спорт положительно влияет на повседневную жизнь абсолютно любого человека, компьютер негативно сказывается на здоровье школьников: на зрение, на кисти рук, на тазовые органы, на пищеварение, на опорно-двигательный аппарат, на внимание.






















Глава 3. Методы исследования

  1. Анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов.

Мы с учителем проанализировали 8 источников, отвечающих на интересующие меня вопросы, связанные с задачами физического воспитания; роли компьютера, спорта и двигательной активности школьников.

  1. Анкетирование. Я составила анкету, и мы провели анкетирование в трех классах разных возрастных групп. Школьникам младшего (20чел.), среднего (23чел.), старшего (23чел.) возраста было предложено показать своё отношение к занятиям физической культуры, спортом в школе и компьютеру с помощью анкеты «Отношение учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру» (Пономарева П.А.) (табл. 1). Анкета состоит из 11вопросов, которые отражают значимость физической культуры в школе, компьютера глазами школьников, где необходимо было проставить соответствующий ответ на специально разработанных для этого бланках .

Таблица 1

Анкета

«Отношение учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру»


Ваш пол?

Мужской

Женский


Возраст



1

Любите ли вы уроки физкультуры в школе?

Да

Нет

2

Отпрашиваетесь ли вы с уроков физической культуры?

Да

Нет

3

Посещаете ли вы спортивные секции в школе?

Да

Нет

4

Посещаете ли вы спортивные секции вне школы?

Да

Нет

5

Делаете ли вы зарядку каждый день?

Да

Нет

6

Принимаете ли вы участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в школе?

Да

Нет

7

Есть ли у вас персональный компьютер?

Да

Нет

8

Много ли времени вы проводите за компьютером?

15 мин

30 мин

1 час

Более

9

Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе?

Да

Нет

1

Часто ли вы используете компьютер по учебе?

Да

Нет

1

Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите

Выбрали спорт потому что:

Выбрали компьютер потому что:

- я забочусь о своем здоровье

- мне нравится быть в хорошей форме

- друзья тоже занимаются спортом

-хочется стать чемпионом

- нравится носить спортивную форму

- мной будут гордится взрослые (родители)

- другое (написать)

- ничего не надо делать, только сиди и играй

- можно узнать много нового и интересного

- друзья тоже играют

- больше ничего делать не умею

- родители не против

- я так общаюсь с друзьями

- другое (написать)


Методы математико-статистической обработки данных. Обработка числовых показателей полученных результатов осуществлялась математико-статистическими методами .





















Глава 4. Организация исследования


Исследование проводилось среди учащихся младшего, среднего звена.

В

%

тестировании участвовало 46 учащихся (100%) из младшего, среднего в возрасте от 8 до 15лет.








Рис.1. Возрастные соотношения количества учащихся

Из рисунка 1 видно, что младшее звено – возраст учащихся 8-9лет (30%) в количестве 20человек; среднее звено – 11-12лет (35%) и старшее звено 14-15 лет (35%) составило по 13человека.

От общего количества учащихся – 45% составили мальчики, юноши; 55% -девочки, девушки.

55%






Рис.2. Количественный состав учащихся (от общего количества учащихся)


Глава5. Экспериментальное исследование отношения учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру

Каждому испытуемому необходимо было ответить на вопросы теста «Отношение учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру» П.А. Пономаревой, включающих вопросы, связанные с физической культурой и компьютером.

Составление диаграмм проводилось совместно с учителем по моим подсчетам ответов на анкету.

В процессе написания данной работы было опрошено 46 учащихся.

В результате исследования было выявлено, что 97% (42человека) из опрошенных (46человек) любят уроки физической культуры.









Н

%

а рисунке 3 показано, нравится ли учащимся на уроках физической культуры в школе.











Рис. 3. Отношение учащихся к уроку физической культуры

Из рисунка 3 видно, в младшем, среднем возрасте отношение к уроку физической культуры составляет 100%, но в старшем звене наблюдается снижение.

На рисунке 4 показано как подрастающее поколение посещает спортивные секции вне школы (от общего количества учащихся).






Р

%

ис. 4. Посещаемость подрастающим поколением спортивных секций вне школы (от общего количества учащихся)









Рис. 5. Посещаемость подрастающим поколением спортивных секций вне школы по возрастам

Из рисунка 4,5 наблюдаем, что подрастающее поколение в значительной мере поддерживает связь со спортивными секция, кружками вне школы, что и составило 58% от общего числа опрошенных. В младшем звене прослеживается увеличение посещаемости учащимися спортивных секций (55%) по сравнению со средним(48%) и старшим звеном(26%).

Как подрастающее поколение относится к выполнению утренней зарядки каждый день, результат выглядят следующим образом, рисунок 6:






Рис. 6. Выполнение утренней зарядки учащимися каждый день

Рисунок 6 отражает заинтересованность школьников в выполнении утренней гимнастики.

При ответе на вопрос: «Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе?» отражено на рисунке 6 (от общего количества учащихся):








Рис. 6. «Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе?»

В результате, 77% учащихся ответили «да», что больше половины и только 23% «нет».



К

%

ак много времени подрастающее поколение проводит за компьютером, рисунок 7.










Рис.7. «Много ли времени вы проводите за компьютером» по возрасту

Более 1часа времени за компьютер проводят учащиеся младших (20%), средних (35%) и старших (65%) классов. Компьютер не имеют только 2 учащихся среднего и старшего звена.

При выборе между спортом или компьютером школьники ответили следующим образом (рисунок 8):









Рис.8. «Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите…» по возрасту

Выбор «за» спорт, в среднем звене составил наибольший процент – 91%, что является отличным показателей для подрастающего поколения, что можно сказать и про младших (75%) и старших (74%) школьников

На рисунке 9 показан выбор школьников между спортом и компьютером (от общего количества учащихся).






Рис.9. «Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите…» (от общего количества учащихся).


Анализируя данные ответы, 80% от общего числа опрошенных – школьники заинтересованы в своем здоровье, им нравится быть в хорошей форме, кто-то хочет стать чемпионом, чтобы ими гордились родители и т.д., и 20% - выбрали компьютер, так как считают, что благодаря ему можно узнать много нового и интересного, общение с друзьями, ничего не надо делать, только сиди и играй (Приложение 1-3).











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог работы, мы пришли к выводу – данная тема актуальна, так как правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к компьютеризации, наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.

В результате исследования мы достигли поставленной цели и решения задач, поставленных в начале исследования: изучили и проанализировали отношение учащихся к занятиям физической культурой, что составило положительный результат (97%). При выборе школьников между спортом и компьютером – «за» спорт – 80% и 20% «за» компьютер, таким образом, гипотеза доказана. Некоторые школьники ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом, а скорее, причина кроется в элементарной лени.













БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. - 160 с.

  2. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы., М.,2004

  3. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – 2-е изд., исп. – М.: Советский спорт, 2004 г. – 464 с.

  4. «Теория и практика физической культуры» №7, июль 2008, с. 87.

  5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» №4, 2005.

  6. http://dou2563.edusite.ru/

  7. http://www.ns-sport.ru/

  8. http://www.fizkult-ura.ru


















ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Результаты анкеты «Отношение учащихся к занятиям физкультурой и компьютеру» среди младшего школьного возраста

Ваш пол

Мужской - 10

Женский - 10

Возраст

От 8 до 10 лет

Вопрос

Да

%

Нет

%

№ 1 Любите ли вы уроки физкультуры в школе?

20 человек

23*100% = 100%

20

0 человек

-

№ 2 Отпрашиваетесь ли вы с уроков физической культуры?

10 человек

10*100% = 50%

20

10 человек

10*100% = 50%

20

№ 3 Посещаете ли вы спортивные секции в школе?

9 человек

9*100% = 45%

20

11 человек

11*100% = 55%

20

№ 4 Посещаете ли вы спортивные секции вне школы?

11 человек

11*100% = 55%

20

9 человек

9*100% = 45%

20

№ 5 Делаете ли вы зарядку каждый день?

11 человек

11*100% = 55%

20

9 человек

9*100% = 45%

20

№ 6 Принимаете ли вы участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в школе?

15 человек

15*100% = 75%

20

5 человек

8*100% = 25%

20

№ 7 Есть ли у вас персональный компьютер?

18 человек

18*100% = 90%

20

2 человека

2*100% = 10%

20

№ 8 Много ли времени вы проводите за компьютером?

(15 мин) 2чел

10%

(30 мин) 5 чел

25%

(1 час) 9 чел

45%

(более) 4 чел

20%

№ 9 Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе?

15 человек

15*100% = 75%

20

5 человек

5*100% = 25%

20

№ 10 Часто ли вы используете компьютер по учебе?

9 человек

9*100% = 45%

20

11 человек

11*100% = 55%

20

№ 11 Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите

спорт


компьютер



15 человек

15*100% = 75%

20

5 человек

5*100% = 25%

20







Приложение 2

Результаты анкеты «Отношение учащихся к занятиям физкультурой и компьютеру» среди среднего школьного возраста

Ваш пол

Мужской - 10

Женский - 13

Возраст

От 11 до 13 лет

Вопрос

Да

%

Нет

%

№ 1 Любите ли вы уроки физкультуры в школе?

23 человек

23*100% = 100%

23

0 человек

-

№ 2 Отпрашиваетесь ли вы с уроков физической культуры?

1 человек

1*100% = 4%

23

22 человек

18*100% = 96%

23

№ 3 Посещаете ли вы спортивные секции в школе?

17 человек

17*100% = 74%

23

6 человек

6*100% = 26%

23

№ 4 Посещаете ли вы спортивные секции вне школы?

11 человек

11*100% = 48%

23

12 человек

12*100% = 52%

23

№ 5 Делаете ли вы зарядку каждый день?

12 человек

12*100% = 52%

23

11 человек

11*100% = 48%

23

№ 6 Принимаете ли вы участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в школе?

17 человек

17*100% = 74%

23

6 человек

6*100% = 26%

23

№ 7 Есть ли у вас персональный компьютер?

21 человек

21*100% = 91%

23

2 человека

2*100% = 9%

23

№ 8 Много ли времени вы проводите за компьютером?

(15 мин)2 чел

9%

(30 мин) 6 чел

26%

(1 час) 7 чел

30%

(более) 8 чел

35%

№ 9 Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе?

20 человек

20*100% = 87%

23

3 человек

3*100% = 13%

23

№ 10 Часто ли вы используете компьютер по учебе?

10 человек

10*100% =23%

23

13 человек

13*100% = 57%

23

№ 11 Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите

спорт


компьютер



21 человек

21*100% = 91%

23

2 человек

2*100% = 9%

23








Приложение 3

Результаты анкеты «Отношение учащихся к занятиям физкультурой и компьютеру» среди старшего школьного возраста

Ваш пол

Мужской - 10

Женский - 13

Возраст

От 14 до 16 лет

Вопрос

Да

%

Нет

%

№ 1 Любите ли вы уроки физкультуры в школе?

21 человек

21*100% = 91%

23

2 человека

2*100% = 9%

23

№ 2 Отпрашиваетесь ли вы с уроков физической культуры?

5 человек

5*100% = 22%

23

18 человек

18*100% = 78%

23

№ 3 Посещаете ли вы спортивные секции в школе?

7 человек

7*100% = 30%

23

16 человек

16*100% = 70%

23

№ 4 Посещаете ли вы спортивные секции вне школы?

6 человек

6*100% = 26%

23

17 человек

17*100% = 74%

23

№ 5 Делаете ли вы зарядку каждый день?

6 человек

6*100% = 26%

23

17 человек

17*100% = 74%

23

№ 6 Принимаете ли вы участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в школе?

15 человек

15*100% = 65%

23

8 человек

8*100% = 35%

23

№ 7 Есть ли у вас персональный компьютер?

21 человек

21*100% = 91%

23

2 человека

2*100% = 9%

23

№ 8 Много ли времени вы проводите за компьютером?

(15 мин)

-

(30 мин) 2 чел

9%

(1 час) 5 чел

22%

(более) 15 чел

65%

№ 9 Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе?

16 человек

16*100% = 70%

23

7 человек

7*100% = 30%

23

№ 10 Часто ли вы используете компьютер по учебе?

19 человек

19*100% = 83%

23

4 человек

4*100% = 17%

23

№ 11 Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите

спорт


компьютер



17 человек

17*100% = 74%

23

6 человек

6*100% = 26%

23



22