СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в малокомплектной школе по ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа в малокомплектной школе по ФГОС»

МБОУ «Акбашская начальная общеобразовательная школа

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан»



















Выступление на РМО учителей начальных классов

на тему:

«Работа в малокомплектной школе по ФГОС»





























Учитель начальных классов

1 кв.категории

Инсапова Р.Р.



2019 – 2020 учебный год



« Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,

но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»

Д. Дьюи

ФГОС адресован, всем учителям, независимо от места работы. Я склоняюсь к тому, что внедрение новых стандартов продиктовано изменением окружающего мира и обильным количеством информации, которая буквально обрушивается на наших детей из всевозможных источников. При этом нужно признать, что не все познания полезны и нужны.

Чтобы успеть научить ребёнка лавировать в огромном водовороте прогресса, ему необходимо предложить инструмент, при помощи которого он сможет выбирать нужные для себя объёмы и объекты.

Если оглянуться назад, многие могут сказать (и я с этим согласна), что у нас всё было не так и тем не менее мы выросли образованными людьми. Но расстояние в 20-30 лет – целая эпоха, а не просто смена поколений. Это новое мировоззрение и новая цивилизация. Никто не удивляется сейчас, когда 5-6 летние дети разбираются во всевозможной технике и ловко орудуют клавиатурой и мышью. Неудивительно, что отличительной особенностью начала обучения по новым стандартам является то, что наряду с традиционным письмом ребёнок должен начать осваивать клавиатурный набор текста. Поэтому заинтересовать таких детей азбукой и арифметикой сейчас очень сложно.

Учитель будет услышан и понят, когда не станет взывать к зубрёжке и цитатам (хотя их нельзя исключить, но использовать как вспомогательные инструменты). Потому он должен стать проводником и союзником. А дети путём проб и ошибок выйдут на верный путь.

Я хочу остановиться лишь на некоторых аспектах особенностей стандартов и рассказать о своём опыте.

Наша школа сельская небольшая, может быть, по чьему-то мнению, неперспективная, поэтому о хорошем материально-техническом оснащении в соответствии с требованиями ФГОС приходится только мечтать. Но мы не опускаем руки и не отчаиваемся, надеясь на лучшее. В моём классе есть компьютер, который подключен к Интернету и не только во время урока, но во внеурочное время при необходимости мы с детьми можем найти необходимую информацию. Есть много обучающих программ, с которыми дети с удовольствием работают.

Следующей немаловажной составляющей является связь с родителями (в частности это электронные журналы и дневники).

Но на селе это пока ещё тоже проблематично. Не в каждой семье есть компьютер, а если и есть, то нет выхода в Интернет. Поэтому с родителями я общаюсь напрямую. У нас с ними тесный контакт был всегда. А с введением стандартов это стало ещё более актуально. Ведь одной из отличительных черт ФГОС является расширение общественного участия родителей в жизни школы.

Родительские собрания в классе могут проводятся чаще чем 1 раз в четверть. Если возникает какая-то проблема, которая выявляется по результатам анкетирования или во время опроса, появляется необходимость в незапланированном собрании. Иногда это лекция по интересующему вопросу или проблеме, на которую кроме необходимой информации, найденной в Интернете или в специально литературе, даю рекомендации, советы, делюсь собственным опытом. Потому кроме родительских собраний возникают такие виды работы с родителями, как лектории, круглые столы. Явка на такие мероприятия почти всегда стопроцентная. Нельзя не сказать о том, что большое участие принимают родители и во внеклассных мероприятиях. Это спортивные мероприятия, праздники, совместные походы.

Но какие бы требования не выдвигались стандартами, по моему мнению, самое главное, чтобы получить качественный результат, необходимо совпадение трёх составляющих – грамотный педагог, любознательный ученик и адекватный родитель, участвующий в образовательном процессе в пределах разумного.

В условиях сельской школы гораздо труднее внедрять стандарты. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога.

У малокомплектных школ есть опреде­ленные преимущества. Главное — небольшое число учеников в шко­ле, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность ор­ганизовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 10 учениками и менее напоминает большую семью. Отношения между пе­дагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллек­тивах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиган­ства, других правонарушений, характерных для больших школ. Ка­ждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.

Сложность работы учителя в МКШ обусловливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8—10 уроков, распределять внимание между двумя классами. Усложняет работу неравномерная наполняемость классов. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учеб­но-воспитательной работы. Их нельзя использовать дважды.

Но есть и плюс — не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане — качество обучения и воспитания. Если он видит, что детям трудно, то снижа­ет темп, достигая прочности усвоения. Сэкономить время можно при выполнении легких заданий. Здесь нет второгодников. Если ученик даже не очень хорошо усвоил про­граммный материал, то его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение, ко­торое обеспечивает малокомплектная школа, — важный способ уп­рочения знаний.


Есть ещё плюсы в работе МКШ:

- число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей.

- хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

- учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому я должна научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

  • Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

  • Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

  • Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля стараюсь вводить уже к концу первой четверти первого класса. На своих уроках я практикую такие приемы, которые повышают самооценку и уверенность в себе:

  • Сходи в гости к другу

  • Самопроверка (по образцу)

  • Взаимопроверка (выявление спорных ситуаций)

  • Проверка домашних заданий друг у друга и выставление отметки

  • Проверка контрольных и диктантов.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно работать с книгой и дидактическими материалами. Очень нравится детям работать со словарями, атласами.

Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей. Хотя сегодня значительно больше проблемных семей и проблем в семьях, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка. Очевидно, что активное вовлечение родителей в учебный процесс повышает эффективность обучения и воспитания детей. От успешного взаимодействия выигрывают все:

  • у детей развивается мотивация учения, улучшаются знания, формируются умения в результате выполнения домашних заданий;

  • учитель повышает свой авторитет среди родителей и детей, используя творческий подход к домашним заданиям;

  • родители занимаются самообразованием, знакомятся со школьными программами, по которым обучаются дети, ощущают свою значимость в школе, улучшают общение с детьми.

Виды участия родителей в учебном процессе и во внеурочной деятельности:
совместные творческие домашние задания (оформление тематических проектов, составление кроссвордов, написание семейных сочинений и др.);

  • организация экскурсий;

  • участие в семейных праздниках и конкурсах;

  • проведение совместных исследований и наблюдений;

  • обсуждение проблемного вопроса в семейном кругу, результаты которого представляет учащийся на занятии;

  • подготовка информационных материалов к уроку и др.


Наши учащиеся в малокомплектных начальных школах получают полноценные знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в старших классах. А также продолжают дальнейшее обучение в техникумах, вузах.

И как бы нам ни было трудно, мы должны строго придерживаться условий образовательных стандартов во благо наших детей.