Барабашевская Анастасия, ученица 10 класса школы №27 (п. Ключевский), победительница районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее». Такая конференция состоялась 11 февраля 2015 года в школе №1 г. Могоча.
Ученица выступала с докладом на тему «Влияние Интернет-сленга на речевую культуру современной молодежи». Тема, действительно, актуальна на сегодняшний день. Актуальность можно объяснить тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением Интернет-сленга. Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, нельзя не заметить, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляются без соблюдения норм, которые приняты в русском языке.
Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника. Очевидно, что язык существенно изменяется, изменения происходят, к сожалению, отнюдь не в лучшую сторону. В последнее время остро встает вопрос культурного общения молодых людей, ведь встречаются субъекты, речевая культура которых просто шокирует. Как привести в нормальное состояние речевые компетенции человека, который не только не может сколько-нибудь связно написать изложение по школьной программе, но даже просто дать развернутый ответ, не говоря уже о самостоятельном создании текста доклада или реферата.
Анализ интернет-сленга показывает низкий уровень грамотности, сокращение лексем с нарушениями правил русского языка, неуместность использования выражений, неосмысленное употребление незнакомых слов, часто просто вырванных из контекста и услышанных без объяснения. Также мы видим, что Глобальная сеть обогащает количественный состав молодежного сленга, но задумываясь о качественном компоненте этих неологизмов, нельзя быть уверенным в том, что они служат на пользу обществу в целом и молодежи в частности. По результатам проведенного опроса более 60 % молодых людей каждый день общаются в Интернете и используют сленг.
Одной из причин речевой деградации современной молодежи является также воздействие субкультуры СМС сообщений и компьютерного жаргона. Сформировался специальный искаженный «язык падонкафф», или «олбанский» – узаконенная в интернет-пространстве альтернативная грамматика русского языка, представляющая, по сути, вызов грамматике нормальной. Здесь принято писать «ваще», вместо «вообще», «чел» вместо «человек», «лазарь» - лазерный принтер, «пилюлькин» – антивирусная программа, «дыра» – уязвимость программного обеспечения, «болванка» - пустой компакт-диск, «крысодром» - коврик для мыши, «дрова» - драйвера, «мать» – материнская плата и многие другие слова. В этом сленговом варианте русского языка преобладает примитивное фонетическое письмо (по принципу «как слышится, так и пишется»), отсутствует пунктуация. Отличительной чертой СМС коммуникации является полное отсутствие правил, выражение эмоций при помощи стандартных клише типа «ржунимагу», «фтему», «фтопку», а также смайликов. Даже вполне грамотный человек, который какое-то время попробует общаться на этом «антиязыке», сам того не заметит, как не сможет писать правильно.
Глобальная сеть Интернет оказывает огромное влияние на лексику современной молодежи. Мы считаем, что это влияние нельзя однозначно охарактеризовать как пагубное или полезное. В сленге совмещаются элементы его эффективного использования для продуктивной работы и элементы нерационального употребления жаргонизмов, вызывающих затруднения при общении различных социальных групп. В дальнейшем будет наблюдаться рост компьютерного сленга, поскольку Интернет становится неотъемлемой частью жизни молодых людей. Следует также задуматься над частотой употребления жаргонной лексики. Частота жаргона не должна превышать частоту использования нормативной лексики. Обращение внимания на проблемы засорения и обеднения русского языка становится все более необходимой задачей исследователей, учителей.
Современная молодежь практически не читает книги, и особенно избегает классики. Круг чтения среднестатистического школьника ограничен интернет-версиями специальных статей, которые в основном копируются и компилируются в рефераты. В результате люди не только не знают имен известных русских писателей, не читали их произведений, но даже не читали ничего из самых нашумевших книг М. Булгакова, Ф. Достоевского или В. Гоголя. Русская и мировая классическая литература для многих из них проходит стороной, соответственно, не формируется идеальный образ хорошего текста. Для людей, не читающих книги, большая часть общеупотребительной лексики и фразеологии остается неизвестной. Не случайно 2015 год – объявлен Годом Литературы в России. Целью данного шага является привлечение внимания общества к литературе и чтению. Мы надеемся, что вас тоже волнуют проблемы, связанные с чтением, которые возникли в результате снижения интереса к чтению у наших сограждан, падения уровня читательской культуры и грамотности. Особенно у детей и подростков.
Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное. В нашей школе разработан план программных мероприятий, посвященный году литературы. В результате выполнения плана, мы надеемся, что все наши учащиеся начнут интересоваться произведениями литературы с неугасаемым интересом, переосмыслят свои жизненные позиции, приобретут опыт общения с художественными текстами, активнее станут участвовать в культурной жизни страны, края, поселка, школы. Мы советуем молодому поколению и всем людям приобщаться к чтению и литературе, не быть равнодушными к книге. А вот что писал К.Г.Паустовский: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». Читайте литературу, постигайте глубины художественного мастерства!
Наталья Алексеевна Нагаева – учитель русского языка и литературы школы №27 п. Ключевский
Барабашевская Анастасия Валерьевна – ученица 10 класса