СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. Рассказ И.С.Тургенева "Муму". Герасим и его окружение.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе в 5 классе. "Герасим и его окружение"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. Рассказ И.С.Тургенева "Муму". Герасим и его окружение.»

Урок литературы в 5 классе.

Тема : Герасим и его окружение

Цели деятельности учителя: показать духовные и нравственные качества главного героя, нравственное преображение Герасима, значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми, авторскую позицию и способы ее проявления; учить сочувствовать чужой беде, сострадать, помогать ближнему, утешать, противостоять жестокости; помочь учащимся обнаружить мастерство портретных характеристик и пейзажных зарисовок писателя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, его духовные и нравственные качества сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуал и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учителя

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собачке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, Барыни, Капитона и Татьяны, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился, и вы будете активно работать на уроке.

Проверка домашнего задания(10 мин.)

Индивидуальное задание.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет….

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

- Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

2. Работа по содержанию текста.

- А теперь проверим насколько хорошо вы знаете содержание текста.

(Индивидуальное задание ученика)

Прием «Толстые и тонкие» вопросы.

Кто? Учащиеся составляют вопросы, по

Как? прочитанному тексту. Затем отвечают

Когда? на них.

С чего?

Почему?

Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?

- Как вы думаете, кто убил «Муму»?

Вы должны открыть кейс и выполнить задание.

КЕЙС

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Критерии оценивания:

Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”.

Афиширование результатов работы с кейсом. Самопроверка. Выставление оценок.

- А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Физкультминутка

3. Работа по теме урока

А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима и составим схему.

1. Характеристика Герасима.

Работа со сравнениями.

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (запись в тетради). Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

  1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве»

Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? Конечно, хватит, но зачем? Невысказанность этого вопроса подчеркнёт сравнение Герасима с молодым быком.

  1. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

- Это мучительное недоумение Герасим носил в душе, изнемогая под его тяжестью, но никого не интересовало, почему новый дворник «вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал…неподвижно, как…

  1. «Пойманный зверь»

– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

- И до такого страдания никому нет дела…

– Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно)

– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).

– Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.

  1. «Степенный гусак»

– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

Запись на доске и в тетради.

Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства. Составление схемы образа.

  1. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

Кто такая Татьяна? Найдите описание её внешности.

Пересказ отношений Герасима к Татьяне.

Составление образа Татьяны: Тихая, пугливая, трудолюбивая, размышляет, любит, несчастная по жизни, скромная, старательная, подчиняется

– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.


3. Кто такой Капитон? Прочитайте его словесный портрет. Составление схемы образа Капитона. Башмачник, пьяница, горемыка, безответственный

4. Герасим и Муму.

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму.

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Герасим и барыня.

- Что такое нравственность?

- Обладает ли такими качествами барыня?

- Я предлагаю вам посмотреть начало мультфильма «Муму» режиссёра Валентина Караева и ответить на вопросы: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.С.Тургенева? (просмотр мультфильма) Как можно охарактеризовать барыню по просмотренному фрагменту? Смотрят отрывок из мультфильма. Анализируют поведение барыни

- С какой целью режиссёр добавил эпизод с мухой? Вывод: режиссёр добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы барыни, смену её настроения, самодурство..

– Какой была барыня? Составление образа  Капризная, жестокая. Вредничает, наказывает, приказывает. Взбалмошная старуха. Помещица, безжалостная

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

(нет, он беспрекословно подчиняется воле барыни)

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.

6. Смерть Муму.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим? (он решает вернуться в свою деревню)

7. Выразительное чтение сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241).

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

1. Прототип Герасима (Индивидуальное задание ученика).

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

2. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь?

  1. Герасим.

  2. Барыня.

  3. Степан, передавший приказ барыни.

  4. И. С. Тургенев.

  5. Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

Рефлексия

- Ответьте на мои вопросы без слов, только движениями

* если вам было скучно, не интересно на уроке, то опустите голову

* если вы себя чувствовали отлично, комфортно, то хлопните в ладоши

*если вы получили на уроке новые знания, тогда поднимите правую руку

- Да, мы все разные. Все имеем право на своё мнение. И выражать своё мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделён Герасим

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 1 мин

- Представьте, что перед нами лестница, на которой мы должны расположить барыню и Герасима. На какую ступеньку поставим этих героев? Герасима поставим на более высокую ступень, потому что…

- Скажите, какие выводы вы сделали для себя? В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им.

Делают выводы о достигнутых целях урока

Отметки за урок Выставляют оценки, анализируют их

Дом.задание: Письменный ответ на вопрос «Моё отношение к главному герою»























В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

- Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.


Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

Задание: восстановить последовательность эпизодов. Групповая работа с кейсом. Поставьте номера 1–9

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни.