Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Цели урока: 1) осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;
3) воспитание духовно-нравственной личности с непримиримым отношением к национальной вражде.
Тип урока:урок изучения новых знаний.
Оборудование: компьютер, учебник, портрет писателя, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь Ожегова, презентация урока.
Война и вражда античеловечны.
Л.Н. Толстой.
«Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи… «Кавказский пленник» можно считать настоящим рекордом мировой детской литературы».
С.Я.Маршак
Ход урока.
Организация начала урока.
Приветствие.
Слово учителя. Мотивация.
С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
На нашей планете не всегда спокойно. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.
слайд 1
Чей портрет перед вами?
На уроке мы будем работать по рассказу Л.Н.Толстого.
Тема нашего урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды
Оцениваться на уроке будет любой ваш ответ.
2 слайд
Обратимся к эпиграфу (читает учитель)
«Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи… «Кавказский пленник» можно считать настоящим рекордом мировой детской литературы».
С.Я.Маршак
3 слайд
Рассказ «Кавказский пленник» поможет решить проблемные вопросы:
Как необходимо относиться к людям другой национальности?
Что мешает людям жить в мире и дружбе?
Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
Возможна ли дружба людей разных национальностей?
Какова основная идея рассказа?
II. Актуализация знаний
4 слайд
Познакомимся с историей рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Сообщение учащихся девятого класса
Кавказская война
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
Л.Н.Толстой на Кавказе
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.
III. Формирование новых понятий
5 слайд
Сегодня на уроке нам необходимы знания теории литературы. Начнем работу с понятия сюжет. Оно нам уже знакомо.
Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении.
Сюжет состоит из отдельных событий.
Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец.
Идея – главная мысль произведения.
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
- Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?
Главные герои- Жилин и Костылин.
Татары и русские (Жилин и татары)
Дина и другие жители аула.
Война и мирная жизнь.
6 слайд
Для того чтобы понять сюжет рассказа, мы попытаемся составить план данного произведения.
На опасной дороге
В плену
Неудавшийся побег
Освобождение из плена
IV. Применение полученных знаний
7 слайд
Мы знаем сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.
1. События происходили осенью
2. Жилин был невелик ростом, да удал
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком
8. Во второй раз Жилин бежал один
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал
8 слайд
Чтобы понять основную проблему рассказа, обратимся к эпизодам. Они помогут нам сделать выводы.
Узнаем значение слов
«плен», «пленник», «пленять».
Узнаем значение слов
«плен», «пленник», «пленять».
Узнаем значение слов
«плен», «пленник», «пленять».
прельстить, привлечь, подчинить)
(Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) подчинить.
прельстить, привлечь, подчинить)
Чтение эпизода «Одежда татар» (глава 2)
БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.
ГАЛУН. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.
САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
9 слайд
Пересказ эпизода «Похороны» из 4 главы.
«Завернули мёртвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришёл мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мёртвым.
…Потом прочёл мулла молитву, все встали, подняли мёртвого на руки, понесли. Принесли к яме; яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мёртвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидмя под землю, заправили ему руки за живот.
Притащил ногаец камышу зелёного, заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилкой. Долго молчали.
…Роздал рыжий денег старикам, потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошёл домой.»
10слайд
Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды?
Вывод: каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.
11слайд
Рассмотрим схему и подберём примеры из рассказа по ней. Учащиеся приводят примеры из рассказа.
12 слайд
Откуда истоки людской вражды? Возможно ли взаимопонимание и дружба между людьми разных национальностей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и татары, Жилин и Дина.
13 слайд
Как относился к Жилину его хозяин?
Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг
После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.
Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят
14слайд
Продолжаем работу над эпизодами рассказа.
Пересказ эпизода «Жилин и горцы» (глава 3)
« Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Дина увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. …Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.
…Были у Абдула часы русские, сломанные. …Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.
… Заболел раз татарин, пришли к Жилину… Выздоровел на его счастье татарин.»
15слайд
4. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?
План:
1.Военное звание.
2.Внешняя характеристика:
3.Плен:
а) место жительства в плену;
б) питание пленных;
в) занятия;
г) подготовка к побегу;
4.Первый побег.
5. Второй побег.
- Что общее у героев и что их различает?
- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?
( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)
- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
Жилин Костылин
ходит по аулу спит
всматривается скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо
-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.
- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
За что татары уважали Жилина?
Вывод: Жилин на всякое рукоделие мастер был.
16слайд
Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?
Старик не всегда был таким. Он убил своего сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вражда вытравила в нём всё человеческое.
17 слайд
Попытаемся сделать выводы из рассмотренных эпизодов.
Мысли Толстого
Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.
Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.
Война и вражда античеловечны.
18слайд
Перейдём к эпизоду «Побег Жилина» из 6 главы.Пересказ эпизода
« Вдруг на голову ему глина посыпалась, глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. … Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил; шест здоровый. …Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. … Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеётся.»
19слайд
Во время второго побега Дина оказывает помощь Жилину, а Жилин проявляет заботу. Приведённые цитаты особенно говорят об отношении этих героев друг к другу. Обратимся к ним
«Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему» (гл.6)
«… мне тебя жалко» (гл.6)
«Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют тебя» (гл.6)
20 слайд
Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н.Толстой.
Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозит смерть
Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью
21слайд
Попытаемся сделать вывод.
Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла
Дружба возможна, даже если народы разделены войной
22 слайд
Материал урока помог нам сделать выводы. Какова же главная мысль рассказа?
Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.
Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения
23 слайд
Рефлексия.
Написать ответ на вопрос:
Какие мысли вызвал у меня данный рассказ?
Для этого используется метод незаконченных предложений:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Мне близка мысль…
Я согласен с тем, что…
Я думаю, что…
V. Домашнее задание
24слайд
Домашнее задание предполагает ваш выбор.
Подробные пересказ понравившегося эпизода.
Устное рисование по одному из эпизодов.
Составление вопросов по рассказу.
25 слайд
Подведём итоги урока.Посмотрим количество ваших ответов и поставим оценку.
Спасибо за вашу работу на уроке!
Автор: Алижанова С.М., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Буртунайская СОШ».
МКОУ « Буртунайская СОШ»
Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Автор: Алижанова С.М., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Буртунайская СОШ».
2018 год.