Просмотр содержимого документа
«Расстояния. Метод ортогонального проектирования»
Расстояния
10 класс
Автор:
учитель математики МОУ «СОШ №55»
г. Саратова
Бабошкина Л.Ю.
Расстояние
Длина перпендикуляра
2
Домашняя задача. Квадрат АВСD с длиной стороны 4 перегнули по прямой МТ (М – середина ВС, Т – середина АD) так, что образовавшийся двугранный угол А(МТ)С равен 60 0 . Заполните таблицу:
№
Прямые
1
MC
2
AB
3
AT
Расстояние между ними
4
MT
CD
4
2
AC
AC
5
AB
BD
0
MD
«Инженеры разрабатывают сложнейшие инженерные конструкции, математики дают в руки инженеров новые средства.»
Виноградов И.М.
Задача 1 .
Дизайнеру, занятому оборудованием помещения под офис, необходимо замерить расстояние между вертикальной и наклонной колоннами. Как ему это сделать?
Использование ортогонального проектирования
С
В
D
H
А
C 1
В
C
D
H
A
C 1
Алгоритм применения ортогонального проектирования для нахождения расстояния между скрещивающимися прямыми
- Найти на чертеже или построить плоскость, перпендикулярную одной из скрещивающихся прямых.
- Построить ортогональные проекции заданных прямых на эту плоскость.
- Проекциями будут являться точка и прямая.
- Найти расстояние между ними, используя знание планиметрии.
Задача 2. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA 1 B 1 C 1 D 1 E 1 F 1 с высотой 1 и стороной основания 4 найти расстояние между прямыми АА 1 и D 1 E.
D
D 1
C 1
B 1
E 1
F 1
A 1
1
E
C
D
B
E
4
A
F
F
A
Проверка записи решения задачи № 2
.
1) АА1 (АВС) по определению призмы .
2)
3)
4)
Задача 3. Сторона основания правильной четырёхугольной призмы равна 15, высота равна 20. Найдите кратчайшее расстояние от стороны основания до не пересекающей её диагонали призмы.
B 1
C 1
A 1
B 1
D 1
A 1
20
H
С
B
B
A
15
D
А
Задача 4. В правильной четырёхугольной пирамиде со стороной основания и боковым ребром найти расстояние между апофемой и диагональю основания.
Работа в группах
- Найдите расстояние между заданными скрещивающимися прямыми используя готовые чертежи.
- Если возникли затруднения, то воспользуйтесь подсказкой (лёгкой или полной).
- По окончании работы представителю группы предлагается объяснить решение одной из задач по выбору учителя.
Проверка самостоятельной работы
№
Прямые
1
2
АА 1
3
Расстояние между прямыми
BB 1
DC
a
DC
4
DC 1
5
a
A 1 K
DD 1
B 1 D
A 1 K
a
6
AC
AK
7
BC
B 1 C
8
C 1 D
AK
BD
Использование ортогонального проектирования
С
В
D
H
А
C 1
Использованная литература
- Корнеева А.О. Методы решения стереометрических задач. В помощь учителю математики.
- Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия 10 класс. Учебник для классов с углубленным и профильным изучением математики.
- Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10 – 11. Учебник для общеобразовательных учреждений.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Расстояния и углы в пространстве. Геометрия ЕГЭ.