УП.01. Учебная практика
Тема урока: Разборка, сборка приборов
системы питания инжекторного двигателя
Цель занятия: Получить практические навыки при разборке и сборке узлов и деталей системы питания инжекторного двигателя
Вопросы занятия:
1. Состав топливной системы инжекторного двигателя
2. Разборка и сборка топливного насоса
3. Проверка подачи топливного насоса
4. Снятие и установка электронного блока управления (ЭБУ)
5. Проверка и регулировка системы впрыска
1. Устройство топливной системы инжекторного
двигателя
Основная задача системы питания инжекторного двигателя заключается в обеспечении подачи оптимального количества бензина в двигатель при разных режимах работы. Подача бензина в двигатель осуществляется с помощью форсунок, которые установлены во впускном трубопроводе.
Рис. 1. Устройство инжекторной системы питания двигателя
1. Электробензонасос – устанавливается в модуле, который располагается в топливном баке. Модуль также включает в себя такие дополнительные элементы, как топливный фильтр, датчик уровня бензина и завихритель.
Электробензонасос предназначен для нагнетания бензина из топливного бака в подающий топливопровод. Управление электробензонасосом осуществляется с помощью контроллера через реле.
2. Топливный фильтр – предназначен для очистки топлива от грязи и примесей, которые могут привести к неравномерной работе двигателя, неустойчивой работе инжектора, загрязнению форсунок. В инжекторных системах к качеству топлива предъявляются высокие требования.
3. Топливопроводы – служат для подачи топлива от бензонасоса к рампе и обратно от рампы в топливный бак. Соответственно существует прямой и обратный топливопроводы.
4. Рампа форсунок с топливными форсунками рисунок 2. – конструкция рампы обеспечивает равномерное распределение топлива по форсункам. На топливной рампе располагаются форсунки, регулятор давления топлива и штуцер контроля давления в топливной системе инжектора.
Рис.2. Рампа форсунок с топливными форсунками
5. Регулятор давления топлива – предназначен для поддержания оптимального перепада давления, который способствует тому, что количество впрыскивания топлива зависит только от длительности впрыска. Излишки топлива регулятор подает обратно в бак.
2. Разборка и сборка топливного насоса
Порядок снятия:
– сбросьте давление в системе питания;
– снимите провод с отрицательный клеммы аккумуляторной батареи;
– поднимите заднее сиденье;
– снимите металлическую заглушку лючка в заднем полу для получения доступа к крышке насоса;
– отсоедините электроразъем (рис. 1);
– отсоедините быстросъемный штуцер трубопровода подачи топлива (зеленого цвета);
– отсоедините быстросъемный штуцер сливного трубопровода (красного цвета). Заглушите отверстия для предотвращения попадания грязи;
– зафиксируйте маркировку для совмещения элементов узла (рис. 2). Обопритесь отверткой с широким шлицем о выступ круглой гайки и, слегка ударяя по ней молотком, строньте гайку с места, а затем отверните ее вручную;
– осторожно извлеките из бака топливный насос и датчик уровня в сборе (рис. 3);
– осмотрите уплотнительную прокладку. Если она без дефектов, ее можно использовать повторно.
| |
Рис. 1. Крышка топливного насоса: 1 – контактный разъем; 2 – трубопровод подачи топлива; 3 – сливной трубопровод | Рис. 2. Маркировка крышки топливного насоса: 1 – круглая гайка крепления топливного насоса; 2 – метка на круглой гайке; 3 – три риски на топливном баке; 4 – метка на крышке топливного насоса |
3. Проверка подачи топливного насоса
Порядок работы:
– сбросьте давление топлива в системе;
– поднимите заднее сиденье;
– снимите металлическую заглушку лючка в заднем полу для получения доступа к крышке топливного насоса;
– установите на место реле включения топливного насоса;
– отсоедините быстросъемный штуцер зеленого цвета от крышки топливного насоса и подходящим шлангом соедините насос с мензуркой вместимостью 2 л;
– включите топливный насос с помощью диагностического прибора или установив перемычку в реле топливного насоса между контактом 1 и «+» цепи питания;
– замерьте подачу насоса, которая должна составлять 60–80 л/ч.
После проведения замера установите на место снятые элементы.
Проверка давления подачи топлива
Порядок работы:
– снимите защитный кожух топливораспределительной рампы;
– сбросьте давление топлива в системе;
| – отсоедините подающий топливопровод и присоедините тройник (Mot. 1311–08) с контрольным манометром; – пустите двигатель, чтобы привести в действие топливный насос; – проверьте по манометру давление, которое должно быть постоянным и составлять (3,5±0,06) бар. |
Рис. 3. Замер давления подачи топлива: 1 – топливоподающий трубопровод; 2 – контрольный манометр | |
3. Снятие и установка электронного блока управления (ЭБУ)
Блок установлен в левой части моторного отсека за аккумуляторной батареей.
Порядок снятия:
– снимите провод с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;
– отсоедините крепление бачка гидроусилителя рулевого механизма от моторного щита и отведите его в сторону;
– отверните болты крепления блока и снимите его вместе с кронштейном;
– снимите кронштейн с блока;
– разъедините контактный разъем от блока.
Рис. 4. Расположение контактов ЭБУ системы впрыска топлива
Установка ЭБУ проводится в порядке, обратном снятию, при этом выполните следующее:
– надежно присоедините контактный разъем;
– если устанавливается новый блок, его следует запрограммировать для обеспечения работы иммобилайзера. Для этого включите зажигание на несколько секунд, затем выключите. Выньте ключ зажигания для активации иммобилайзера. Через 10 с красный индикатор активации иммобилайзера должен начать мигать.
5. Проверка и регулировка системы впрыска
При возникновении неисправности в системе впрыска топлива следует прежде всего проверить надежность всех контактных разъемов и соединений. Убедитесь в чистоте воздушного и топливного фильтров, в сохранности и чистоте шлангов вентиляции картера и вакуумных шлангов. Компрессия двигателя должна быть в норме, свечи зажигания – в хорошем состоянии. Проверьте правильность установки момента зажигания.
Если после перечисленных проверок и регулировок не отмечено улучшение работы двигателя, следует обратиться на специализированную СТО для проверки автомобиля. Специалисты с помощью диагностического прибора, подключаемого к специальному разъему, находящемуся под пепельницей центральной консоли, выводят на экран прибора информацию о любом узле системы впрыска. Если при движении автомобиля в комбинации приборов загорелся индикатор «Неисправность системы впрыска» или он не гаснет спустя 3 с после включения зажигания, это может означать наличие дефекта в следующих устройствах:
– датчик давления;
– потенциометр дроссельной заслонки;
– форсунки;
– регулятор холостого хода;
– датчик скорости;
– электромагнитный клапан системы рециркуляции отработавших газов;
– автоматическая коробка передач.
Некоторые узлы системы впрыска топлива можно проверить, измерив их параметры, однако работоспособность ряда узлов невозможно оценить без специального диагностического оборудования.
Опытные автолюбители при наличии тахометра и газоанализатора могут проверить уровень СО в отработавших газах на холостом ходу. Однако если выяснится, что эти характеристики требуют корректировки, придется обратиться к специалисту для проведения дальнейших проверок с применением специализированного оборудования. Ни уровень СО, ни частота вращения холостого хода не регулируются. Если они неверны, неисправна система впрыска.
Проверка содержания токсичных веществ проводится при температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С после устойчивой работы двигателя с частотой вращения 2500 мин–1 в течение примерно 30 с.
Домашнее задание: 1. Прочитать и проанализировать лекцию.
2. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что входит в состав инжекторного двигателя?
2. Для чего необходимы топливопроводы?
3. Что такое ЭБУ?
4. Что необходимо сделать выполнить при возникновении неисправностей инжекторной системы?
5. С помощью чего можно проверить узлы системы впрыска топлива
Литература
1. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
изд.М., 2012 г.- 176с.
2. Косарев С.Н., Яметов В.А., Волгин С.Н. Руководство по эксплуатации,
техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ВАЗ-2115- М.: изд.
«АСТ», 2013г. - 192 с.
3. Круглов С.М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых
автомобилей: Практ, пособие.- М.: Высш. шк. 2010.- 336 с.
4. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых
автомобилей: Учебник водителя автотранстпортных средств категории
«С»- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
5. Трофименко А.С. Автослесарь. Устройство, тех. Обслуживание и ремонт
автомобилей: Учеб. Пособие/ под ред. А.С. Трофименко. Ростов н/Д.:
Феникс, 2014.-576 с.