Раздумья поэта о судьбе детей
Р АБОТА
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ «В ЕСЕЛОВСКАЯ СОШ»
Р ОДИНОЙ Т.К.
А сгибнуть ничто не мешает ему Н.А.Некрасов
- Сегодня мы познакомимся с жизнью детей дореволюционной Р оссии.
- Вы узнаете о произведениях поэта Н.А.Некрасова и художников, которые показали безнадежность, трагизм ребячьей судьбы и веру в их счастливое будущее.
Сердечная теплота и любовь
О крестьянских детях особенно
трепетно, с сердечной теплотой
и нежностью пишет Н.А.Некрасов.
Чу! Шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки — -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
Поэт любил ребятишек за любознательность, находчивость, трудолюбие. Он знал их с детства, они были товарищами его игр.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Мир крестьянских детей
В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей.
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей…
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им…
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
ТРУД КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ
- Поэт говорит об играх и забавах детей, о том, что труд поначалу им в радость.
- Довольно, Ванюша, гулял ты немало,
Пора за работу, родной!-
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной.
И вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок !
Некрасов рано входит в нашу жизнь. Едва осилив букварь, мы встречаемся с некрасовским «мужичком с ноготок».
- Читая строки стихотворения, задумайтесь, как же тяжел его труд и как ответственен он за порученное дело…
— Здорово, парнище!
— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
— «Из лесу вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно
Владимир Егорович Маковский «Крестьянские дети»
Безысходность, трагизм…
Особенно тяжелой была участь крестьянских детей, отданных родителями в большие города на фабрики,
«в ученье» мастеровым художникам, портным, сапожникам.
Город «проглатывал» свои маленькие жертвы, высасывая из них силы, отнимал детство.
Стихотворение Н.А.Некрасова «Плач детей»
Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей?
Это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство
«В золотую пору малолетства Всё живое — счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берет. Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим — вертим — вертим!
Рисунок О. Шухвостова
Поэт говорит о мечте детей
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать .
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идём мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвём на части сердце ей…
Н.А.Н ЕКРАСОВ « Н А УЛИЦЕ»
- Некрасов показывает, как голодная и нищая жизнь толкает детей на преступление.
Торгаш кричал: «Держите вора!»
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья моленья и испуга…
Прогрессивные люди о судьбах детей
- Н.А.Некрасов был не одинок в своих тревогах о судьбе детей.
- Многих писателей, поэтов, художников волновала участь ребятишек.
Подневольный труд
- Невыносимо тяжелыми был для детей годы «ученья» с пинками и подзатыльниками.
- Долгие часы труда в мастерской и сверх того непосильная работа по дому изматывала их.
Картина В.Г.Перова «Тройка»
- О маленьких обездоленных тружениках написал картину В.Г. Перов.
- Художник показывает своих героев не за работой в мастерской, а в момент их высшего напряжения.
- Мы видим не просто тяжелый труд детей, а бесчеловечное отношение к ним.
Сумрачный зимний вечер
Художник изобразил обычный вечер детей мастеровых.
На фоне темной монастырской стены трое детей, изнемогая, тащат в гору огромную бочку с водой.
Суровые краски зимнего пейзажа усиливают впечатление безрадостной жизни маленьких тружеников.
- Художник изобразил исхудалые, измученные лица. Наклоненные бледные, без кровинки, фигуры передают огромное напряжение. Рванная одежда не защищает от холода.
- старший мальчик с приоткрытым ртом, в умных глазах – страдание, виден выбитый зуб. Весь облик, одежда говорят о тяжелой жизни, он весь поддался
вперед.
- . Лицо девочки грустное, ей очень тяжело.
- Тяжелее всех младшему мальчику, он настолько обессилен, что едва держится на ногах.
Вера в будущее народа
- Передовые люди России глубоко верили в будущее народа.
Путь к знаниям
- В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, появились «первые ласточки», понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту.
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Сколько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы»
- Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок - Невеселая дорога... Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдится! что за дело? Это многих славный путь.
Прянишников Илларион Михайлович «Порожняки»
Н.А.Некрасов «Школьник»
- В стихотворении Н.А.Некрасова «Школьник» выражена горячая вера поэта в талантливость русского народа.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик…
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
литература