СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Что значит быть взрослым?" 3-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "Что значит быть взрослым?" в 3-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Что значит быть взрослым?" 3-4 классы.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

Что значит

Быть взрослым?

3-4 классы

14 октября 2024г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»


Цель занятия: раскрыть понятие «ответственность», формировать представления о том, что значит «быть взрослым», развивать стремление быть полезным для других людей и для общества в целом, воспитывать ответственность, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных целей.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.


Основные смыслы: быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Взрослые – это те, кто умеет жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, те, кто обладает умением принимать решения и осознавать ответственность за эти решения, это люди с активной жизненной позицией, готовые трудиться.

Взрослыми становятся постепенно, поэтому уже младшие школьники могут воспитать в себе чувство ответственности, взаимоуважения, готовность к оказанию помощи сначала своим близким, а потом и всем людям. Младшие школьники могут участвовать в проектах, которые помогают научиться проявлять ответственность и заботу о природе, о других людях.


Планируемые результаты. Личностные:

  • приобретать первоначальные представления о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека;
  • осознавать значимость нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений;

  • осознавать возможность воспитания в себе таких черт характера, которые помогут стать ответственным человеком.

Метапредметные:

  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
  • воспринимать и формулировать суждения, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • уметь корректно и аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru.

Продолжительность занятия: 30 минут.


Основные виды деятельности: познавательная беседа, дискуссия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым материалом.


Комплект материалов:
  • сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/beinganadult-34-script.pdf 

  • методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/beinganadult-34-method_recom.pdf 

  • видеофрагмент:

Говорим о важном с К. Ивлевым  https://rutube.ru/video/1b7272e35eb5108bf188384d9dce3e64/?r=wd 

Анонс темы от Полины Айнутдиновой https://rutube.ru/video/832b4ee1d13127ef5a8176f274241707/?r=wd

  • интерактивное задание https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/beinganadult-34-1/index.html?back_url=/topic/109/grade/34/ 

  • Рабочий лист https://vk.com/doc243249281_678526002?hash=enFRmlSYk0c08H9R4Gnjn35QlaErVFauXoYzpoCm5Pc&dl=DAAUYZk7AjBq5PEXoSTw60z0D6UalyPDiwySwUW6x6w Растяжка на доску

https://vk.com/doc243249281_678525185?hash=xvZyN0Qw5L1sYaFcwoWA7T6OpERS7ZsxS2e3KYJQTAz&dl=c7p5LzmQN3i7hSxVRJPrANGJBzXGhs5UFZA3WKrcZWz 

Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить вхождение в тему. Занятие начинается с обсуждения вопросов: хочется ли детям повзрослеть, чем их привлекает позиция взрослых. Работа со стихотворением Ю. Яковлева

«Взрослый человек».

Ответы обучающихся.


Часть 2. Основная

Эта часть начинается с просмотра обращения федерального спикера. Дальше занятие проходит как беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы, почему быть взрослым – это интересно; что значит быть взрослым; как и когда воспитываются черты характера, свойственные взрослым; что значит ответственность за свои поступки, что значит верность слову.


Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа о том, что взрослым быть интересно, что уже сейчас у каждого есть возможность воспитывать в себе те черты характера, которые свойственны настоящим взрослым, что уже в детстве важно научиться проявлять ответственность в различных делах.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой.

Учитель. В каждом человеке живёт взрослый и ребёнок. Ребёнок и взрослый – как две вселенные, необходимые друг другу. Ребята, а вам хочется повзрослеть?

Ответы обучающихся.

Учитель. В детстве мечтаешь поскорее стать взрослым! Вот как герой стихотворения Юрия Яковлева «Взрослый человек». Давайте послушаем фрагмент этого стихотворения.

Наверное, очень здорово

Быть взрослым человеком:

Гулять, когда захочется, Под ливнем и под снегом.


Наверно, очень здорово Носить густую бороду,

И суп не есть решительно, Наверно, тоже здорово!


Купаться за день в озере Хотя бы сорок раз

И в дружбе жить с мороженым, Ангины не боясь.


Наверно, очень здорово Ни разу днём не спать,

Ведь взрослым не командуют:

«А ну-ка, марш в кровать!»


И нету дела взрослому До холода, до сырости, До шарфа и до насморка.

И вот мечтал я вырасти!


Учитель. Почему герою стихотворения хотелось поскорее вырасти? Как он представляет себе жизнь взрослого человека?

Учитель. А теперь давайте послушаем продолжение стихотворения. Обратите внимание, как изменилось отношение героя стихотворения к его детским мечтам о том, что он будет делать, когда станет взрослым.

Пусть долго годы тянутся. Дождался – стал я рослым, Уже мне паспорт выдали. Как всем обычно взрослым.


Могу ходить по лужам я, Да что-то не хожу.

Со сливочным мороженым, Представьте, не дружу.


Я сплю по воле собственной Часок после обеда,

И суп, поверьте, нравится Мне больше, чем конфеты.


Купаюсь я умеренно, Не балуюсь со снегом. И всё же очень здорово

Быть взрослым человеком!


Учитель. Как вы думаете, почему герой, повзрослев, по-другому оценивает свои детские мечты? И многое, даже если может, то не делает, став взрослым?

Ответы обучающихся.

Учитель. Оказывается, быть взрослым – это совсем не значит делать только то, что захочешь. Быть взрослым – это иметь много возможностей, но при этом и выполнять много обязанностей.

Повзрослевший герой стихотворения говорит: «И всё же очень здорово быть взрослым человеком!». А вы задумывались, почему быть взрослым – это замечательно?

Ответы обучающихся.

Учитель, обобщая ответы. Быть взрослым иногда сложно, но у взрослого человека много возможностей:

  • взрослые могут принимать собственные решения и контролировать свою жизнь;

  • взрослые могут выбирать свою профессию и строить свою карьеру в соответствии с собственными интересами и целями;

  • взрослые могут участвовать в развитии своей страны, нашей любимой России;

  • взрослые создают счастливые семьи;

  • взрослые имеют возможность путешествовать и исследовать мир;

  • взрослые обладают большим опытом и знаниями, навыками, которые они могут использовать в своей жизни.


Часть 2. Основная

Учитель. С чего же начинается путь в мир взрослых? Кого мы можем назвать взрослым? Давайте послушаем ответы на эти вопросы известного российского шеф-повара, ресторатора и телеведущего Константина Ивлева.

Демонстрация видео интервью с федеральным спикером.

Учитель. Что же такое взрослость? Как об этом говорит шеф Ивлев?

Ответы обучающихся.

Учитель. Были ли у вас ситуации, когда вам говорили: «Ты поступил как взрослый!», «Ты совсем взрослый!», «А мы и не заметили, как ты взрослеешь!»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Я предлагаю вам вспомнить сказку Евгения Шварца «Два брата», послушайте. Что произошло с братьями?

Чтение учителем фрагмента сказки «Два брата». Часть 1. (см.

Приложение).

Ответы обучающихся.

Учитель. Ссора мальчиков привела к беде, поэтому отправился Старший на поиски своего брата и на своём пути встретил Прадедушку Мороза, который заморозил Младшего и закрыл на ключ в самой дальней комнате.

Давайте узнаем, чем закончилась эта история. Можно ли сказать, что старший брат повзрослел?

Чтение учителем фрагмента сказки «Два брата». Часть 2. (См.

Приложение).

Ответы обучающихся.

Учитель. Что помогло старшему брату стать взрослее?

Учитель. Взрослый – это самостоятельный, умный, сильный, добрый человек, который берет ответственность за свои поступки. Взрослость определяется нашими рассуждениями, чувствами и поступками. А еще взрослым и ответственным человеком считают того, кто поступает по совести. Прислушайтесь к слову «совесть». Человек совершает поступок или действие, прислушиваясь к себе, к своему сердцу и разуму.

Давайте выполним такое задание: среди карточек отберите те, что помогают продолжить предложение: «Быть взрослым, значит…».

Интерактивное задание.

Содержание задания. На экран выводится список выражений, среди которых надо выбрать продолжение фразы: «Быть взрослым, значит…».

Быть взрослым, значит…


быть самостоятельным.


делать только то, что хочешь.


принимать решения и выполнять их.


заставлять всех подчиняться только твоим желаниям.


быть ответственным.


ждать, когда за тебя всё сделают другие.


выполнять данные обещания.


перестать выполнять правила.


заботиться о своей семье и нашей любимой Родине.


Учитель. Уверена, что всем вам захотелось стать именно таким взрослым

– ответственным за себя, за семью, за страну, принимающим важные решения, протягивающим руку помощи своим близким и всем людям. Как и когда воспитываются черты характера, свойственные взрослым?

Ответы обучающихся.

Учитель. Думаю, для вас путь во взрослую жизнь может начинаться с таких поступков, когда вы помогаете своим родителям и поддерживаете их. Конечно, ваши родители – взрослые люди. Но бывает, что им очень нужна ваша забота, ваше внимание. Можете ли вы привести такие примеры?

Ответы обучающихся.

Учитель. Взросление начинается в семье, с того, что вы начинаете проявлять внимание к своим близким, заботиться о них. А ещё путь во взрослую жизнь в семье начинается с появления такого дела, за которое отвечаете именно вы. Приведите, пожалуйста, примеры таких дел, за которые в семье можете отвечать, а возможно, уже и отвечаете именно вы.

Ответы обучающихся.


Часть 3. Заключительная

Учитель. Детство – это прекрасная пора, но именно в детстве мы постепенно, шаг за шагом, взрослеем. Представьте, что у нас есть машина времени, и мы на ней отправимся в будущее. Готовы? Отправляемся в то время, когда каждый из вас стал взрослым человеком. Закройте глаза и представьте встречу с собой взрослым!

Внимание, возвращаемся в настоящее. Поделитесь, пожалуйста, какие качества вы видите у себя взрослого?

Ответы обучающихся.

Учитель. Есть ли среди этих качеств «ответственность», «умение заботиться о самом себе и другом человеке»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ответственность – важнейшее качество взрослого. Быть ответственным – это уметь держать свое слово, выполнять свои обещания, а главное – обдумывать свои поступки, чтобы они приносили пользу, а не причиняли боль и обиды другим людям. Быть взрослым – не значит никогда не ошибаться, это значит уметь исправить свою ошибку, преодолеть трудности и обязательно сделать что-то очень хорошее.

У взрослого человека много возможностей, но при этом взрослые всегда отвечают за свои решения. А путь во взрослую жизнь начинается в детстве. В добрый путь!

ПОСТРАЗГОВОР

Участие обучающихся в реальных проектах: благотворительные акции, волонтёрские программы, экологические инициативы и др.

Виртуальные и реальные экскурсии в организации, где можно познакомиться с профессиями, требующими высокой степени ответственности: пожарные станции, больницы, социальные службы, чтобы наглядно увидеть, как ответственность проявляется в профессии.

Изучение биографий известных людей, которые своим примером демонстрируют важность ответственности и активной жизненной позиции.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с пословицами о взрослении.

Литературное чтение: чтение рассказов, в которых главные герои, сверстники младших школьников, проявляют ответственное отношение к людям и животным: рассказы Л. Н. Толстого, рассказы Н.Н. Носова, рассказы

Ю. Яковлева «Багульник», «У человека должна быть собака»; рассказ И. Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото», рассказы В. Драгунского, повесть А. Гайдара «Тимур и его команда».

Окружающий мир: обсуждение тем «Классный, школьный коллектив»,

«Моя семья», «Совместный труд и отдых в семье».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Института воспитания «Что значит быть взрослым?», книги, мультфильмы и фильмы (методические рекомендации по совместному прочтению и просмотру). https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-- p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Ценности семьи как источника взросления, поскольку семья учит пониманию важности любви, поддержки, взаимоуважения, в семье происходит передача нравственных ценностей.

Благодарность родителям, учителям и наставникам, прививающим нравственные ценности и помогающим взрослеть.

Приложение 1.

Е. Шварц «Два брата» (отрывки)

***

В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него всё шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему — семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил, братья ссорились каждый день, как чужие.

И вот однажды — было это двадцать восьмого декабря утром — позвал лесничий сыновей и сказал, что ёлки к Новому году он им не устроит. За ёлочными украшениями надо ехать в город. Как быть?

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома всё будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города.

  • Ты даёшь мне слово? — спросил отец.

  • Даю честное слово, — ответил Старший.

  • Хорошо, — сказал отец. — Три дня нас не будет дома. Мы вернёмся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное — за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принёс дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в сани, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали.

Первый день прошёл хорошо. Второй — ещё лучше. И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Старший Младшего ужином и сел читать книжку «Приключения Синдбада-Морехода». И дошёл он до самого интересного места, когда появляется над кораблём птица Рок, огромная, как туча, и несёт она в когтях камень величиною с дом.

Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:

  • Поиграй со мной, пожалуйста.

Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь меня в покое!»

И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» — вытолкал его во

двор и запер дверь. А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже тёмная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал:

  • Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!

У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом подумал: «Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».

И он сел в кресло и стал читать и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь.

Старший вскочил и закричал:

  • Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый!

И он бросился во двор. Стояла тёмная-тёмная ночь, и тихо-тихо было вокруг. Старший во весь голос позвал Младшего, но никто ему не ответил


***

А на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слёзы блестели у него на щеках. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слёзы на щеках — всё было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал:

  • Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждёт! Скорее бежим домой!

Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его летели, прыгали, мчались следом. Прадедушка Мороз по-прежнему крепко спал. И они благополучно выбрались из дворца.

Солнце только что встало. Ледяные деревья сверкали так, что больно было смотреть. Старший побежал к живому лесу осторожно, боясь споткнуться и уронить Младшего. И вдруг громкий крик раздался позади. Прадедушка Мороз кричал тонким голосом так громко, что дрожали ледяные деревья:

  • Мальчик! Мальчик! Мальчик!

Сразу стало страшно холодно. Старший почувствовал, что у него холодеют ноги, леденеют и отнимаются руки. А Младший печально глядел прямо перед собой, и застывшие слёзы его блестели на солнце.

  • Остановись! — приказал старик. Старший остановился.

И вдруг все птицы прижались к мальчику близко-близко, как будто покрыли его живой тёплой шубой. И Старший ожил и побежал вперёд, осторожно глядя под ноги, изо всех сил оберегая младшего брата. Старик

приближался, а мальчик не смел бежать быстрее, — ледяная земля была такая скользкая. И вот, когда он уже думал, что погиб, зайцы вдруг бросились кубарем под ноги злому старику. И Прадедушка Мороз упал, а когда поднялся, то зайцы ещё раз и ещё раз свалили его на землю. Они делали это, дрожа от страха, но надо же было спасти лучшего своего друга. И когда Прадедушка Мороз поднялся в последний раз, то мальчик, крепко держа в руках своего брата, уже был далеко внизу, в живом лесу. И Прадедушка Мороз заплакал от злости. И когда он заплакал, сразу стало теплее. И Старший увидел, что снег быстро тает вокруг, и ручьи бегут по оврагам. А внизу, у подножия гор, почки набухли на деревьях.

  • Смотри — подснежник! — крикнул Старший радостно.

Но Младший не ответил ни слова. Он по-прежнему был неподвижен

И Старший побежал со всех ног, крепко держа в руках брата. До гор Старший добрался так быстро с горя, а теперь он мчался, как вихрь, от радости. Ведь всё-таки брата он нашёл.

Вот кончились участки лесничих, о которых мальчик только слышал, и замелькали участки знакомых. И чем ближе было к дому, тем теплее становилось вокруг. Друзья-зайцы кувыркались от радости, друзья-белки прыгали с ветки на ветку, друзья-птицы свистели и пели. Деревья разговаривать не умеют, но и они шумели радостно, — ведь листья распустились, весна пришла… И ожил Младший. Братья взялись за руки и побежали по лесу. Родители бросились к ним навстречу. И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления. Седая борода отца темнела на глазах, и вот она стала совсем чёрной, как прежде. И отец помолодел от этого лет на десять. С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает. И с тех пор они жили счастливо.




















Разговоры о важном

Методические рекомендации

Что значит

Быть взрослым?

3–4 классы

14 октября 2024 ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»


Цель занятия: раскрыть понятие «ответственность», формировать представления о том, что значит «быть взрослым», развивать стремление быть полезным для других людей и для общества в целом, воспитывать ответственность, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных целей.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.

Основные смыслы: быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Взрослые – это те, кто умеет жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, те, кто обладает умением принимать решения и осознавать ответственность за эти решения, это люди с активной жизненной позицией, готовые трудиться.

Взрослыми становятся постепенно, поэтому уже младшие школьники могут воспитать в себе чувство ответственности, взаимоуважения, готовность к оказанию помощи сначала своим близким, а потом и всем людям. Младшие школьники могут участвовать в проектах, которые помогают научиться проявлять ответственность и заботу о природе, о других людях.

Планируемые результаты. Личностные:

  • приобретать первоначальные представления о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека;

  • осознавать значимость нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений;

  • осознавать возможность воспитания в себе таких черт характера, которые помогут стать ответственным человеком.

Метапредметные:

  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
  • воспринимать и формулировать суждения, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • уметь корректно и аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Основные виды деятельности: познавательная беседа, дискуссия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым материалом.


Комплект материалов:
  • сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/beinganadult-34-script.pdf 

  • методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/beinganadult-34-method_recom.pdf 

  • видеофрагмент:

Говорим о важном с К. Ивлевым

Анонс темы от Полины Айнутдиновой

  • интерактивное задание https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/beinganadult-34-1/index.html?back_url=/topic/109/grade/34/ 

  • Рабочий лист https://vk.com/doc243249281_678526002?hash=enFRmlSYk0c08H9R4Gnjn35QlaErVFauXoYzpoCm5Pc&dl=DAAUYZk7AjBq5PEXoSTw60z0D6UalyPDiwySwUW6x6w  Растяжка на доску

https://vk.com/doc243249281_678525185?hash=xvZyN0Qw5L1sYaFcwoWA7T6OpERS7ZsxS2e3KYJQTAz&dl=c7p5LzmQN3i7hSxVRJPrANGJBzXGhs5UFZA3WKrcZWz


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с просмотра видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой. После этого начинается обсуждение вопросов: хочется ли детям повзрослеть, чем их привлекает позиция взрослых. Организации диалога способствует работа с содержанием стихотворения Юрия Яковлевича Яковлева «Взрослый человек». В этом стихотворении сравниваются представления детей о преимуществах жизни взрослого человека и отношение к этим детским представлениям повзрослевшего человека. Обсуждение стихотворного текста позволяет подвести обучающихся к раскрытию смысла занятия: быть взрослым – это не только иметь много возможностей, но и много обязанностей. Быть взрослым – это быть самостоятельным, принимать важные решения, заботиться о себе и о других, о своей стране.


Часть 2. Основная

Эта часть начинается с просмотра обращения федерального спикера. Дальше занятие проходит как беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы, почему быть взрослым – это интересно; что значит быть взрослым; как и когда воспитываются черты характера, свойственные взрослым; что значит ответственность за свои поступки, что значит верность слову. В ходе беседы выполняются интерактивные и игровые задания, идёт работа с текстами художественных произведений.

При организации беседы педагогу очень важно учитывать, что в классе у детей могут быть разные мнения: одни дети очень хотят поскорее повзрослеть, другие же не хотят взрослеть, понимая, что в детстве есть много преимуществ.

Задача педагога в ходе обсуждения помочь своим ученикам осознать, что все периоды жизни человека уникальны, в каждом есть преимущества, что быть взрослым – это прекрасно, поскольку наряду с обязанностями есть и большие возможности.

Важно помочь детям понять, что взросление происходит постепенно и начинается с выполнения небольших обязанностей в семье. Этому способствует чтение отрывков из сказки Е. Шварца «Два брата».

В ходе занятия важно создать положительный образ взрослого человека. Этому способствует выполнение интерактивного задания «Незаконченное предложение». В результате выбора получается такая запись:

Быть взрослым, значит:

    • быть самостоятельным;

    • принимать решения и выполнять их;

    • быть ответственным;

    • выполнять данные обещания;

    • заботиться о своей семье и нашей любимой Родине.

В ходе занятия обсуждается, что первые шаги воспитания ответственности, умения принимать решения начинаются в семье, с таких поступков, когда дети могут поддержать родителей, проявить внимание к своим близким, позаботиться о них. Очень важно в ходе занятия обратиться к личному опыту младших школьников, но делать это аккуратно, ни в коем случае не провоцируя школьников на выдумывание ситуаций, которых в их жизни не было. Важно обсудить, что можно сделать для близких в будущем.

Как пример возможной заботы не только о семье может быть сообщение учителя о «Юннатском сообществе Движения Первых». Это сообщество, которое объединяет увлечённых экологией ребят от 6 до 17 лет, наставников и родителей. Участие в сообществе позволяет больше узнать об экологии, провести первые исследования, создать проект и отправиться в экспедицию в заповедник. Работа сообщества «Юннаты Первых» идёт по 3 направлениям: исследовательское, волонтёрское и проектное. Подробную информацию можно найти на сайте «Движение Первых», https://юннаты.будьвдвижении.рф.


Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа о том, что взрослым быть интересно, что уже сейчас у каждого есть возможность воспитывать в себе необходимые черты характера, уже в детстве важно научиться проявлять ответственность в различных делах. Подведению итога занятия способствует выполнение игрового задания «Путешествие на машине времени».

ПОСТРАЗГОВОР

Участие обучающихся в реальных проектах: благотворительные акции, волонтёрские программы, экологические инициативы и др.

Виртуальные и реальные экскурсии в организации, где можно познакомиться с профессиями, требующими высокой степени ответственности: пожарные станции, больницы, социальные службы, чтобы наглядно увидеть, как ответственность проявляется в профессии.

Изучение биографий известных людей, которые своим примером демонстрируют важность ответственности и активной жизненной позиции.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с пословицами о взрослении.

Литературное чтение: чтение рассказов, в которых главные герои, сверстники младших школьников, проявляют ответственное отношение к людям и животным: рассказы Л. Н. Толстого, рассказы Н.Н. Носова, рассказы Ю. Яковлева «Багульник», «У человека должна быть собака»; рассказ И. Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото», рассказы В. Драгунского, повесть А. Гайдара «Тимур и его команда».

Окружающий мир: обсуждение тем «Классный, школьный коллектив»,

«Моя семья», «Совместный труд и отдых в семье».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Института воспитания «Что значит быть взрослым?», книги, мультфильмы и фильмы (методические рекомендации по совместному прочтению и просмотру). https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-- p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Ценности семьи как источника взросления, поскольку семья учит пониманию важности любви, поддержки, взаимоуважения, в семье происходит передача нравственных ценностей.

Благодарность родителям, учителям и наставникам, прививающим нравственные ценности и помогающим взрослеть.