Аналитическая справка по итогам ВПР в 5 классах по учебному предмету
«Русский язык»
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ в МАОУ СОШ № 28 были организованы и проведены Всероссийские проверочные работы.
Цели проведения ВПР:
осуществление входного мониторинга качества образования в 5 классах по русскому языку;
систематизация и обобщение знаний обучающихся 5 классов по русскому языку;
выявление уровня подготовки и определение качества образования обучающихся 5 классов по русскому языку;
совершенствование преподавания учебных предметов и повышения качества образования;
корректировка организации образовательного процесса по учебным предметам на 2023/2024 учебный год;
развитие единого образовательного пространства в РФ.
Задачи:
оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровень универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями;
оценить личностные результаты обучения.
ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Направлены на выявление следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы:
Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях
выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для
сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление
причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Проверочная работа нацелена на выявление овладения школьниками:
базовыми знаниями; умением применять знания для осмысления сущности явлений; умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
Данная работа проверяет уровень подготовки уч-ся за курс 4 класса.
Преподавание русского языка ведется по учебно – методическому комплексу под редакцией Л.М. Рыбченковой.
Дата проведения ВПР
Количество выполнявших работу: в 5х классах обучается 72 учащихся. Работу по русскому языку выполняли: 57 человек, 15 человек отсутствовали по уважительной причине
Структура ВПР: участникам предстояло выполнить 15 заданий
Задание 1K1. 1K2 проверяет умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах
Задание 2. проверяет умение распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами
Задание 3.1. предполагает умение распознавать главные члены предложения. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
Задание 3.2. предполагает умение распознавать части речи. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи
Задание 4. предполагает умение распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)
Задание 5 предполагает умение классифицировать согласные звуки. Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие
Задание 6. предполагает умение е распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста
Задание 7. предполагает умение е составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста
Задание 8. предполагает умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста
Задание 9. предполагает умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять значение слова по тексту
Задание 10. предполагает умение подбирать к слову близкие по значению слова. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте
Задание 11. Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
Задание 12.1. 12.2. Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги с именами существительными, к которым они относятся
Задание 13.1. 13.2. проверяет умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи/Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора
Задание 14. направлено на выявление умения распознавать глаголы в предложении. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
Задание 15.1. 15.2. направлено на выявление умения на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом.
Максимальное количество баллов - 38.
Критерии выполнения задания
Задание | Балл | Задание | Балл |
1К1 | 4 | 9. | 1 |
1К2 | 3 | 10 | 1 |
2 | 3 | 11 | 2 |
3.1. | 1 | 12.1 | 1 |
3.2. | 3 | 12.2 | 2 |
4. | 2 | 13.1 | 1 |
5. | 1 | 13.2 | 2 |
6. | 2 | 14 | 1 |
7. | 3 | 15.1. | 2 |
8. | 2 | 15.2 | 1 |
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–13 | 23 - 43 | 24–32 | 33–38 |
Результативность выполнения заданий
Класс | Кол – во человек | Кол – во выполнявших работу | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Успеваемость |
5А,Б,В | 72 | 57 | 0 | 15 | 30 | 12 | 52,63% | 79% |
| | | 0 | 52,63 | 26,32 | 21,05 | | |
Предмет | Всего уч-ся | писало | % участия | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
русский | 72 | 57 | 79,1 | 79 | 52,63 | 2,78 |
Достижение планируемых результатов по предмету русский язык
№ | Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС) | Балл | Доля |
1 | 1K1. Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах | 4 | 54,53 |
2 | 1K2. Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах | 3 | 80,51 |
3 | 2. Умение распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами | 3 | 52,16 |
4 | 3.1. Умение распознавать главные члены предложения. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | 1 | 76,35 |
5 | 3.2. Умение распознавать части речи. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи | 3 | 64,22 |
6 | 4. Умение распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) | 2 | 69,8 |
7 | 5. Умение классифицировать согласные звуки. Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие | 1 | 67,08 |
8 | 6. Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста | 2 | 51,42 |
9 | 7. Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста | 3 | 56,61 |
10 | 8. Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста | 2 | 61,03 |
11 | 9. Умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять значение слова по тексту | 1 | 71,1 |
12 | 10. Умение подбирать к слову близкие по значению слова. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте | 1 | 64,54 |
13 | 11. Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | 2 | 57,03 |
14 | 12.1. Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги с именами существительными, к которым они относятся | 1 | 66,29 |
15 | 12.2. Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги с именами существительными, к которым они относятся | 2 | 55,17 |
16 | 13.1. Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора | 1 | 62,45 |
17 | 13.2. Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора | 2 | 46,9 |
18 | 14. Умение распознавать глаголы в предложении. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи | 1 | 74,95 |
19 | 15.1. Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации | 2 | 36,73 |
20 | 15.2. Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации | 1 | 33,07 |
Низкий уровень (оценка «2»): число верных ответов менее 50%.
№ | Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС / | выполнение заданий менее 50% |
1 | 13.2. Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора | 46,9 |
2 | 15.1. Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации | 36,73 |
3 | 15.2. Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации | 33,07 |
Остальные задания выполнены на базовом и повышенном уровне число верных ответов - от 50до 80%..
Группы участников | Кол-во участников | % |
Понизили (Отметка | 41 | 71,93 |
Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) % | 16 | 28,07 |
Повысили (Отметка Отметка по журналу) % | 0 | 0 |
Всего | 57 | 100 |
ВЫВОДЫ
Отмечается базовый и повышенный уровень сформированности у обучающихся 4 классов таких умений, как:
умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные
орфографические и пунктуационные нормы. Писать под диктовку тексты в
соответствии с изученными правилами правописания;
Недостаточно высокий уровень выполнения следующих заданий, вызвавших затруднение у обучающихся:
Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора
Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации
ВЫВОД:
Необходимо систематизировать повторение пунктуационных правил: знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращениями, прямой речью, в сложном предложении.
Усилить работу над языковыми разборами.
Усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении.
Выстроить работу на уроках развития речи по определению главной мысли текста, а также умению определять типы текста.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Для повышения качества преподаваемого предмета:
проанализировать результаты выполнения ВПР-2024 по русскому языку, выявить типичные ошибки, допущенные обучающимися, провести «работу над ошибками»;
использовать типологию заданий КИМ ВПР в учебной деятельности;
широко использовать задания, направленные на развитие умения определять
конкретную жизненную ситуацию и представлять в письменной форме, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Учитель Винникова Е. Г.