СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Беседа по финансовой грамотности для детей подготовительной группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Беседа по финансовой грамотности для детей подготовительной группы"»

Беседа по финансовой грамотности для детей подготовительной группы

«Путешествие в страну Финансов»

Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательная: Расширить знания детей об истории возникновения денег, их предназначением.

Развивающая: Создавать условия для развития памяти, внимания, речи, стимулировать активность детей.

Воспитательная: Содействовать бережному отношению к деньгам.

Ход беседы:

- Ребята, скажите, а к вам домой приходят гости?

Дети: Да.

- А вы угощаете гостей? Чем?

Дети: Да. Печеньем, конфетами и т. д.

- А где вы берете, печенье и конфеты?

Дети: В магазине.

- Как можно назвать одним словом то, что продается в магазинах?

Дети: Товар.

- Правильно, а кто вам этот товар продает?

Дети: Продавец.

- Как называют людей, кто покупает в магазине товар?

Дети: Покупателями.

- Что еще нам необходимо взять, чтобы купить товар?

Дети: Деньги.

- Правильно. А что такое деньги?

Дети: Деньги-это предмет, за который можно все купить.

- А в вашей семье у кого есть деньги?

Дети: У мамы, папы, бабушки.

- т.е. у родителей. А где берут деньги ваши родители?

Дети: Зарабатывают.

- Как еще можно получить деньги?

Дети: Выплачивают пенсии, можно выиграть, найти клад.

- Ребята, как вы думаете, мы сможем в современном мире расплатиться ракушками или крупой.

Дети: нет.

- Чтобы что-то купить на эти предметы нам необходимо отправиться в прошлое. Хотите отправиться в путешествие в прошлое?

Дети: Да.

(Дети встают в круг, считают обратный отчет 10, 9, 8...).

- Вот мы с вами и попали в прошлое. Давным –давно, никаких магазинов не было, были различные ярмарки, базары, рынки и т. д. Люди не знали, что такое деньги: они обменивались друг с другом товаром. Первые деньги не было похожи на те, что существуют сейчас. Представьте, что где-то деньгами считались: соль; зерно; ракушки; драгоценные камни. У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних народов деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками. И только в десятом веке появились металлические деньги.

А у нас в коробке есть что-то из этих предметов?

Дети: Да (достают мешочки с солью, с драгоценными камнями, ракушками).

- Давайте мы попробуем, обменяться товарами, и что-то приобрести. Для помощи у нас есть схема, которая нам поможет в обмене товара. (На схеме нарисовано, что за самовар необходимо отдать две цепочки с драгоценными камнями, за пирожки необходимо отдать 6 ракушек, а за конфеты – мешок соли и мешок зерна).

- Скажите, куда мы будем складывать купленный товар?

Дети: В пакет.

- В прошлом не было пакетов, были корзины, мешки. У нас вами есть корзина. (Складывают купленный товар в корзину) Скажите, удобны ли были такие деньги как: соль, ракушки, камни? Почему?

Дети: Нет. Тяжело носить с собой; товар может испортиться; не равноценен.

- Поэтому люди придумали металлические и бумажные деньги, но перед этим деньгами считались драгоценные камни, золото, медные монеты. Скажите, как называются металлические и бумажные деньги?

Дети: Монеты, купюры.

- В Древнем Египте изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.

Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из метала. Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ. Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу. Так впервые появились на свете бумажные деньги. Появились они в Китае, 812 году н.э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами.

- Что такое деньги? Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

- Как называется страна, в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги и называются они по-разному. В нашей стране деньги называют – РУБЛИ.

- Как называются деньги в нашей стране?

Дети: Рубли.

- А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ. А теперь немного порассуждаем. Возьмем 1 рубль. Из чего состоит рубль? (Копейки) Это металлические деньги – монеты - и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Почему копейка, да потому, что на монете изображен всадник с копьем. Бумажные деньги называем купюрой. Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (Доллар, евро, лит, лат, гривна, фунт стерлингов, лира и т.д.). Как называются деньги других стран? (Валюта).

- Да, ребята, валюта — это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль в Российской Федерации, доллар в США и т.д.). А, как вы думаете, раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет?

- Посмотрите, есть у нас в коробке монеты или купюры? В каждой стране деньги называют по своему, скажите, а в России какими деньгами пользуются в наше время, как они называются?

Дети: Да. Рубли и копейки.

- Ребята, а в наше время удобные деньги? Чем?

Дети: Можно положить в кошелек; карман; они не портятся как продукты.

- А какие у них минусы?

Дети: Могут порваться, потеряться, Мелочь может быть тяжелой.

Воспитатель: Ребята, подумайте, а как могут выглядеть деньги в будущем?

Дети: Карточка, отпечаток пальца и т. д.

- Все может быть, но можно сказать, что уже сейчас на смену деньгам приходят пластиковые карты, а на смену магазинам приходят интернет-магазины. Только представьте, что магазинов не существует, и продукты мы с вами сможет заказать только через интернет, и его нам доставят прямо домой.

- Скажите, а чего не хватает в интернет-магазине?

Дети: Продавца.

- Правильно, нет продавца, всю работу выполняет робот, курьер доставляет заказанный товар прямо домой. Скажите, а такие деньги удобные? Чем?

Дети: Не занимают места, не могут потеряться или порваться.

- Ребята скажите, для чего нам нужны деньги?

Дети: Для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для развлечений; для оплаты проезда в транспорте и т. д.

- Скажите, кроме денег, что еще усовершенствовалось?

Дети: Магазин, корзины, продавец (обосновывают свои ответы).

- Ребята, куда уходят ваши родители после того, как вас приводят в детский сад? А вы знаете профессии своих родителей? Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто что делает». Вы должны будете назвать профессию. Готовы? Тогда мы начинаем:

- Кто для нас с вами готовит еду? (повар). Кто делает красивые прически, стрижет нас? (парикмахер). Кто лечит нас? (врач).

-Кто строит дома и здания? (строитель). Кто шьет для нас красивую одежду?

(швея). Кто мамам и папам выдает зарплату? (бухгалтер).

- Молодцы ребята, справились с заданием. Мы с вами знаем, что все взрослые работают. А как вы думаете, что получают ваши родители за свою работу? (деньги, заработную плату). А кто еще получает деньги в семье? (бабушка и дедушка получают пенсию, старший брат и сестра, которые учатся в институтах стипендию). Папа трудится в фирме «Строитель» и за свой труд получает что? (зарплату). Мама работает учителем в школе и тоже получает что? (зарплату).

Зарплата — это деньги, получаемые за работу. Зарплата — это оплата труда за месяц или за неделю, или за день. В большой семье есть еще дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают, но получают деньги. Дедушка и бабушка получают что? (пенсию). Пенсия— это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях. Сестра учится и за свой труд (учеба — тоже труд) получает что?(стипендию). Стипендия— это тоже деньги. Это плата за отличную или хорошую учебу. Вся семья сложила свои деньги и получила доход семьи. А доходы семьи еще как называются? (семейный бюджет). Повторите все вместе.

- А что происходит после того как мы получили много денег? Правильно, денежки мы тратим. А на что их тратят мама с папой? (дети называют свои варианты). Правильно, ребята, мы их тратим на: оплату за квартиру или дома; на оплату детского сада, где вы учитесь; на продукты питания–еду; на оплату мобильной телефонной связи; на игрушки; на оплату света; на покупку одежды; на покупки книг; и многое другое. Как называет то, на что мы потратили деньги одним словом. (расходы).

Физминутка «Купишь /не купишь»:

- Ребята, а как вы думаете, все ли можно купить? Предлагаю поиграть в игру «Купишь /не купишь». Если я называю товар, который можно купить (например, яблоко) вы хлопаете, а если я называю то, что нельзя купить (например, радость) вы топаете. Давайте дружно встанем возле своих стульчиков. Будьте внимательны. Итак, начинаем: мячик (хлоп), мороженое (хлоп), дружба (топ), книга (хлоп), улыбка (топ), платье (хлоп), здоровье (топ), картина (хлоп), счастье (топ), цветок (хлоп), красота (топ), телевизор (хлоп).

- Молодцы ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы:

1.Все деньги, которые получают члены семьи. (бюджет)

2. Деньги, которые получают студенты за хорошую учебу. (стипендия)

3. Все, что приобретается семьей в магазинах. (товар)

4.Металлические и бумажные знаки, которые нужны, чтобы покупать, продавать товары и платить за услуги. (деньги)

5. Деньги, которые получают пожилые люди. (пенсия)

6. Деньги, которые получают люди за выполненную работу (за свой труд). (зарплата).

- Правильно, молодцы, ребята! Все с заданиями справились, теперь вы знаете, что

такое семейный бюджет, что такое доходы и расходы, и что денежные купюры

бывают разного номинала и цвета. Спасибо всем за участие!



Список используемой литературы:

1.А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.

2.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в

процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. No4. с.103.

3.Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.