СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена статьяв,в  которой рассказывается о работе по дополнительному образованию школьников.Материалы курса используются в реализации программы  "Как стать предпринимателем"

Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса "Деловая речь"»

МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского»


Кожевникова Г.И.

учитель русского языка и экономики

e-mail: kozhevnikovagi@mail.ru


Разработка элективного курса «Деловая речь»


Экономическое образование в школе – свершившийся факт. Наличие экономики в учебных планах российских школ диктуется объективными причинами перехода России к рыночной экономике. В этих условиях хозяйство страны нуждается в специалистах с новой культурой экономического мышления. Экономическая культура предполагает не только знание азбучных основ жизни, но и знание деловой речи. И основы этой культуры закладываются сейчас в средней школе.

Элективный курс «Деловая речь» предназначен для учащихся 9,10,11 классов, рассчитан на 34 часа.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой деловой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, менеджеров, предпринимателей.

Культурой деловой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги, делает презентации своих творческих работ, стремится грамотно и быстро составлять деловые бумаги.

Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен понимать:

  • что такое национальный язык;

  • в каких формах он существует;

  • чем кодифицированная речь отличается от разговорной;

  • что собой представляют функциональные стили;

  • почему в языке существуют фонетические, лексические, грамматические варианты;

  • что такое языковая норма;

усвоить и развить

  • навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности;

  • навыки оформления официально-деловой документации, ее стилистического анализа и редактирования;

овладеть

  • нормами деловой речи;

  • культурой деловой коммуникации.

Под деловой речью понимается язык различных официальных документов, переписки между учреждениями и т.п.; различного рода справки, расписки, письма (официальные и неофициальные), заявления, резюме и т.д. Воспитание навыков деловой литературной речи должно проводиться в определенной системе, поэтому программа курса предлагает логическую последовательность изучения материала.

Основные содержательные линии:

  • официально-деловой стиль русской речи;

  • некоторые особенности деловых бумаг и документов;

  • служебные документы: типология, языковое оформление;

  • искусство делового общения.

На первых уроках происходит знакомство с историей официально-делового стиля, основными его стилевыми чертами, с законодательным и канцелярским подстилями. Дается понятие канцеляризма, штампа, языкового клише.

Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме. Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Учащиеся изучают лексические, грамматические, синтаксические, фонетические нормы деловой речи, а также особенности использования фразеологизмов и фразеологических словосочетаний. На практических занятиях ученики учатся редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг, моделируют разные конструкции.

Управленческая деятельность присуща всем учреждениям, предприятиям и организациям. Она охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование и т.д. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации. Документ, зафиксировав информацию, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, а также многократное использование информации. На уроках изучаются текстовые особенности служебных документов, составляются деловые бумаги личного характера: заявление, доверенность, резюме, апелляция и др. Производится нормативно- стилевой анализ деловых текстов, сопоставление текстов делового стиля с текстами других стилей.

Руководство любой организации независимо от ее организационно-правовой формы наделяется правом издания распорядительных документов нормативного характера, а также по организационным, кадровым и другим вопросам работы организации.

В организациях, действующих на основе единоначалия, принимаемые решения в ходе регулирования деятельности фиксируются в распорядительных документах – приказах, указаниях, распоряжениях. На практическом занятии ученики определяют виды приказов, процесс подготовки этих документов.

Ни одно предприятие не может существовать без организационно-распорядительных документов, содержащих правила создания организации, включая выбор ее организационно-правовой формы, ее компетенцию, структуру, штатную численность, состав должностей (руководителей, специалистов, технических исполнителей); формирование совещательных органов управления; установление режима работы и системы охраны; организацию и оценку труда, порядок реорганизации и ликвидации. Учащиеся знакомятся с правилами оформления Устава организации, Учредительного договора, составляют должностные инструкции работников, штатное расписание и др.

Рассматриваются также справочно-информационные документы, которые содержат информацию о фактическом состоянии дел для принятия организационно-правовых и распорядительных документов. К ним относятся служебные письма, справки, докладные, объяснительные записки, акты, протоколы и др. При рассмотрении данной темы обращаемся к этикету делового письма, словарю делового человека, делаем стилистико-грамматический анализ готовых образцов, редактирование текстов.

Многие успешные выпускники школы выбирают профессии, связанные с управлением. Деловое общение занимает значительное место в жизни таких людей и играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех. Деловое общение- это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т.д. Будущие специалисты изучают различные формы делового общения: разнообразные виды деловых бесед, телефонные разговоры, переговоры.

Все большее распространение в деловых кругах получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет любому человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию в деловой беседе, на презентации работы, нужно ученику хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Для этого проводятся уроки по изучению ораторского искусства.

После изучения основных тем курса организую семинары-тренинги, ко

торые позволяют быстро осваивать большие объемы информации, а также формировать необходимые умения и навыки работы. Например, семинар-тренинг «Эффективное деловое общение» имеет цель: освоение коммуникативных навыков, развитие умения слушать, изучение видов и форм общения, механизмов взаимодействия и «обратной связи». Форма работы семинара: лекционный материал, тестирование, групповые дискуссии, упражнения, ролевая игра, анализ работы.

Практически обучение реализуется через систему технологий, среди которых можно выделить основные - технологию общения, оценки, требования, разрешения конфликта, информативного воздействия (речевого и демонстрационного) и дополнительные - технологию организации групповой и индивидуальной деятельности, создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата, этической защиты, организации культурной среды и др.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими предметами: историей, психологией, обществоведением, русским языком, риторикой, экономикой, в том числе, с курсом «Как стать предпринимателем», который дается в «Самусьском лицее». Модифицированная программа «Деловая речь» рекомендуется для организации занятий в системе дополнительного образования лицея.

Таким образом, в процессе изучения курса «Деловая речь» учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, которые позволят им самореализоваться в любой профессиональной сфере, а также помогут становлению ученика как социально активной личности.


Литература.


1. Н.М.Березина, Л.М.Лысенко. Современное делопроизводство. СПб.:Питер,2007.-224с.

2. Л.А. Введенская ,Л.Г.Павлова. Деловая риторика. М.:ИКЦ «МарТ»,

Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2008.Учебное пособие для вузов.

3. И.К.Корнеев, А.В. Пшенко. Деловая переписка и образцы документов. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.-328с.

4. Е.Н. Барышникова. Речевая культура молодого специалиста. М.:

Флинта, 2007г.

5. М.Р. Душкина. Психология влияния. СПб.6 Питер,2004. – 224с.































Литература для учителя и учащихся


  1. Н.С. Водина., А.Ю.Иванов. Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. М.: «Флинта», 1998.

  2. Е.А. Ножин. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат. 1990.

  3. И. Зорин. Игры, в которые играют менеджеры. М.: «Вершина», 2007.

  4. К.П. Щепина. Обучение деловому письму. М.: «Просвещение», 1990.

  5. Н.А. Ипполитова. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: «Флинта», 1998.

  6. А.Г. Петрякова. Культура речи. Школа 10-11. М.: «Флинта», 1998.

  7. В.И. Южин. Полная энциклопедия этикета. М.: ООО Группа Компаний, 2007.

  8. Н.М. Березина. Современное делопроизводство. М. «Питер», 2007.

  9. Т.С. Панина. Современные способы активизации обучения. М.: «Академия», 2006.

  10. М.И. Еременко. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников. М.: «Глобус», 2007.

  11. Н.И. Кабушкин. Основы менеджмента. М.: «Новое знание», 2006.

  12. А.И. Власенкова. Русский язык. 10-11 .М.: «Просвещение», 2001.

  13. Е.Н. Гусарова. Технологии обучения персонала. М.: «Академия», 2005.

  14. М.Р. Душкина. Психология влияния. Деловое общение. СПб.: «Питер», 2004.

  15. С.Н. Цейтлин. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб.: ИД «МиМ», 1997.

  16. В.И. Курбатов. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону. «Феникс», 1995.

  17. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 2007. – 976 с.

  18. Алан Пиз. Язык телодвижений. Нижний Новгород. «Ай Кью», 1992.

  19. Е. Грубер. Словарь. Слитно. Дефисно. Раздельно. Двойные согласные и гласные. М.: ЛОКИД – пресс, 2007.

  20. Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка. М.: ТЕРРА, 1996.- 4 тома.

  21. Н.Р. Огнева. Десять уроков для начинающего свое дело. Томск. Курсив, 2003.

  22. Е.Н. Барышникова. Речевая культура молодого специалиста. М.: Флинта, 2007.

  23. Т.С. Дроняева. Стилистика современного русского языка. М.: Флинта, 2006.

24. Л.А. Введенская. Деловая риторика. М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н\Д, 2008.

25. А.Н. Мунин. Деловое общение. М.: Флинта: МПСИ, 2008.

26. И.К. Корнеев. Деловая переписка и образцы документов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

27. В.Л. Полукаров. Основы менеджмента. М.: КНОРУС, 2007.