пст. Ярашъю
2016г.
№ | Этап урока | ИКТ | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Моти-вирова-ние к учебной деятель- ности | | - Добрый день! - Посмотрите на доску. Что вы на ней видите? (Дети: контур дерева). – Вам интересно узнать, что это за дерево, и как оно связано с темой сегодняшнего урока? (Дети: интересно). – Я пока не буду называть вам дерево, скажу лишь, что оно нас будет сопровождать на протяжении 3-х уроков. | - проверка готовности к уроку: - создание благоприятного психологического климата; - приветствие учащихся, проверка их готовности к совместной деятельности. | - самоопределение (Л); - учебно-познавательнная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества. |
2 | Акту-ализация и целепола-гание Тема и цель урока | | - А сейчас у меня к вам будет просьба: на листочках бумаги трех цветов написать названия животных (красный листок), растений (зеленый), грибов (желтый), имеющихся на территории Коми республики. (Дети записывают названия на листочках). - С помощью дежурного я развешу эти листочки на картонном контуре необычного дерева. (Учитель снимает со ствола дерева наклейку и открывает название дерева – «биоразнообразие»). Наше дерево – древо биоразнообразия. Много ли на нем листочков, всех ли представителей живого мира Коми республики вы назвали? (Нет). Конечно, ведь природа Коми богата и разнообразна. Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока? (Животный и растительный мир, флора и фауна, биоразнообразие Коми республики). – Биоразнообразие Республики Коми. - Какие цели и задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, что такое биоразнообразие, его значение для существования природы Земли, обосновать необходимость его сохранения) | - создать условия, чтобы учащиеся получили представление об основной идее изучаемого вопроса. Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - построение логической цепи и рассуждения (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
3 | Действия и операции Алгоритм работы | | -Какие способы получения информации вы можете предложить, из тех, что мы обычно используем на уроках? (Ответы детей – просмотр фильма, чтение текста, игра, обращение к энциклопедиям, справочникам и др.). -Правильно, для изучения биоразнообразия мы будем использовать различные способы. | Создание хода урока | - учет разных мнений (К); - планирование (К). |
4 5 | Изучение новой темы (решение учебной задачи) Изучение текстов | Прос-мотр фильма «Био-раз-нообра-зие» | - Сейчас мы посмотрим небольшой фильм. (Просмотр фильма). – Достаточно ли для вас этой информации для понимания темы урока? (Нет). - Придется нам обратиться к литературе по данной теме. Делимся на две группы. Условно назовем их «Флора» и «Фауна». Изучив тексты, обобщите информацию и подготовьте выступление с 2-3 тезисами. (Выступления учащихся: флору тайги РК составляют 880в., флору тундры – 550в.; 20в эндемиков, 38% в – реликты; животных 4400в., млекопитающих – 57в., птиц – 239в,, рыб -47в., амфибий – 5в.) | - создать условия, чтобы учащиеся получили общее представление о биоразнообразии | - учебно-познавательный интерес (Л), -анализ, синтез, сравнение, обобщение (П), -подготовка и формулирование проблемы (П), - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций( (К), - смыслообразо- вание (Л), - полное и точное выражение своих мыслей (Р) - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
Первич-ный этап закреп-ления знаний | | - Спасибо за оперативность. Мы живем в РК, коми язык для нас – родной. Я хочу проверить знание вами названий организмов как на коми, так и на русском. Для этого проведем игру «Экологическое лото». В двух коробках стикеры с названиями организмов. Каждый из вас берет по стикеру из обеих коробок и, свободно перемещаясь по классу, должен обменять стикер с коми названием на стикер с аналогом своего растения (животного) на русском. Игра заканчивается, когда каждый ученик представит свой организм на двух языках. | -создание здорового психологического климата на уроке, эмоциональная разрядка, физкультминутка | -учебно-познавательный интерес (Л), -анализ, синтез, сравнение, обобщение (П), |
Повторное закрепле-ние материала Ролевая игра «National geographik» в Коми | Прос-мотр фильма «Там, на неведо-мых дорож-ках». | - Спасибо. Мы знаем и любим родной край, восхищаемся красотой природы. Давайте посмотрим небольшой фильм. (Просмотр фильма). – Какими словами вы могли бы описать уникальность и красоту природы Коми края? (Особенная, необычная, неповторимая…). А на коми языке? ( Мича, аслыспӧлӧс, сьӧлӧм маиштана..). Теперь представьте: TV «National geographik» собирается снять фильм о природном богатстве Коми. Руководство TV Коми организует передачу с участием возможного спонсора, редактора TV «National geographik», гостей и экспертов по биоразнообразию. В ролевой игре «Природа Коми» эксперты (зоологи, ботаники) должны, используя тексты с первого этапа урока, убедить возможного спонсора выделить средства на съемку фильма. (Роль спонсора играет учитель). Выступления детей Эксперты-ботаники: богат и необычен растительный мир Коми края. Суровая северная природа сначала пугает пришлого, затем вызывает восхищение и любовь. Корабельные сосновые леса, богатыри-кедры, изобилующая ягодами и грибами парма, редкие орхидные – есть чем удивить любителей природы. Эксперты-зоологи: животный Коми края сходен по составу с европейскими лесами. Но и здесь есть, чему удивиться. Для любителей тихой охоты в укромных уголках можно запечатлеть на фотопленку различных животных в их привычной среде обитания. Любители спортивного лова рыбы могут попробовать свои силы на берегах множества рек и речушек. Учитель задает вопросы представителям обеих групп по ходу их выступления (Какие орхидные встречаются в Коми, какие ягоды и грибы можно собрать в лесах, насколько вкусны кедровые орешки, какие рыбы водятся в реках, какие промысловые звери и птицы встречаются в лесах). | | -подготовка и формулирование проблемы (П), - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций( (К), - смыслообразо- вание (Л), - полное и точное выражение своих мыслей (Р) - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
6 | Обобщение и системати-зация знаний | | - Я, как спонсор будущего фильма, согласна выделить средства на него. Но вы должны привести последний аргумент: из перечня слов на доске выбрать три, с помощью которых наиболее просто можно объяснить, что такое биоразнообразие (набор слов – растения, животные, много, больше, грибы, организмы, виды, роды, бактерии, похожие, разные). Работаем в парах, ответ озвучиваем вслух через минуту. (Много разных видов). | - определить, как усвоен новый материал, устранить проблемы в его понимании | -формулирование и аргументация своего мнения и позиции к коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - контроль (Р); - коррекция (Р); |
7 | Рефлексия учебной деятель-ности на уроке (итог) | | - Что нового вы узнали на уроке? (биоразнообразие, виды животных и растений) _ Достигли ли мы поставленных целей и задач? (Да) - Что вам показалось самым интересным? (Игры) - Что было наиболее трудным? (роли экспертов) - Я хочу попросить вас дома обговорить с родителями сюжет библейской легенды о Ноевом ковчеге, нарисовать рисунки животных и растений РК, подобрать фотографии для фотоконкурса «Природа родного края» (опережающее задание) - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке: - я работал хорошо; ( ! ) - я мог бы работать лучше; (* ) - я пока еще не все усвоил, многое надо осмыслить. (?) - Спасибо за работу. | -дать анализ и успешность достижения цели | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); -рефлексия способов и условий действия (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К) |