Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Горевская средняя общеобразовательная школа»
Урок на тему:
«Крещение Руси – обретение истории».
Подготовила и провела
учитель физики и информатики
первой категории
Ратова Оксана Владимировна.
2015
Урок на тему:
«Крещение Руси – обретение истории».
Оборудование: 1) запись на доске
ок. 960–1015 гг. – годы жизни Великого князя Владимира;
988 г. – начало крещения Руси.
2) Мультимедийная установка для просмотра презентации.
Вступительное слово учителя (слайд 2).
- В 2015 году отмечается 1000-летие со дня смерти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси» и Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден и реализуется план мероприятий по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных памяти этого выдающегося исторического деятеля.
Сегодня и мы с вами поговорим об этом выдающемся человеке, его жизни и той роли, которую он сыграл в истории нашей страны.
По преданию, с проповедью Евангелия в Скифии (страна, которая потом стала Россией) был отправлен святой апостол Андрей Первозванный. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. (слайд 3)
Крещение княгини Ольги.
В 957 году принять православную веру решила княгиня Ольга. Обряд крещения происходил в храме Святой Софии.
Крестным отцом Ольги был сам император, а крестил её патриарх. В честь матери императора Константина, сделавшего христианство официальной религией, княгиня Ольга приняла в крещении имя Елены. (сдайд 4)
В греческой столице Константинополе (теперь Стамбул) высится прекрасный храм Святой Софии. «София» в переводе с греческого означает «мудрость». Мудрость – одно из свойств Христа, и, значит именно в Его честь был назван самый Величественный храм христианского мира. (слайд 5)
Княгина Ольга (слайд 6)
После крещения княгиня Ольга получила благословение патриарха Константинопольского. (слайд 7)
Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину. Здесь и родился будущий великий князь. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. (слайд 8)
Летом 969 года князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Ярополк I Святославович - старший сын князя Святослава правил в Киеве, Олег – в Искоростене у древлян, Владимир в Новгороде. Отсутствие единовластия породило междоусобицу. Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Олег был разбит и погиб. Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был убит Владимиром. (слайд 9)
Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись. (слайд 10)
Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. (слайд 11)
Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». (слайд 12)
В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе Анне. (слайд 13, 14)
Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.
В 988 г. от рождества Христова Владимир призвал жителей Киева крестится в реке Днепре. (слайд 15)
Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения». (слайд 16)
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут», Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, – едой, питьем или деньгами. «Красным Солнышком» прозвал Владимира русский народ. (слайд 17)
При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие. (слайд 18)
Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. (слайд 19)
В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. (слайд 20)
Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года. Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. А причисление князя Владимира к лику святых происходит в XIII веке. (слайд 21)
Ученица читает стихотворение.
О. Чумина КРЕЩЕНИЕ РУСИ (слайд 22)
В Киеве стольном
Народ, собираясь с утра,
Толпился в волненье и страхе
невольном
У вод темно-синих Днепра…
Сияли хоругви парчой золотою,
Дымились кадила окрест,
Сиял, вознесенный над всею
толпою,
В руках архипастыря крест.
Под стройное пенье церковного клира
Свершался крещенья обряд,
И кротким сияньем душевного мира
Светился Владимира взгляд…
И долго глядел он на город с холмами,
На веры святой колыбель,
На Днепр, заалевший под солнца лучами,-
Руси вековую купель.
Задание домой:
Просмотреть мультфильм «Князь Владимир». (слайд 23)