СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа: «Школьный экологический вестник»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление  с  уникальной сетью  особо охраняемых природных территорий в Самарской области.

Просмотр содержимого документа
«кл час школьный экологический вестник»

Классный час: «Школьный экологический вестник»

Класс: 8а

Классный руководитель: Еферова Н.И.

Форма: устный журнал

Цель: формирование экологических знаний, представлений обучающихся: об экологии, экологической культуре человека и об охранеокружающей среды.

Задачи:

образовательная:формировать представления об экологических законах, негативное отношение к безответственному отношению к природе;

развивающая:развивать познавательный интерес к изучению природы, развивать речь, внимание, сообразительность, наблюдательность;

воспитывающая:воспитывать сознательное, гуманное, бережное отношение к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, ответственность за сохранение и преумножение ее богатств, чувство ответственности за свое здоровье, любовь к природе и родному краю, навыки правильного поведения человека в природе;

коррекционная:развивать интеллектуальные способности, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фотографии, карандаши, ручки или маркеры.


Ход классного часа

Вступительное слово

Слайд №1.

Классный руководитель.

Сейчас человек разрушает природу. Множество экологических проблем «навалилось» на Землю, а так же не обошло и нашу Самарскую область. В большинстве областей нашего округа работают крупные промышленные заводы. И если вспомнить, когда создавались эти предприятия и насколько медленно идет их модернизация, то можно легко представить какую нагрузку ежедневно, ежеминутно испытывает экология нашего региона..

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Слайд № 2,3

Марк Львовский. Экология

Ученица.

Вот экология - модное слово,

Раньше природа не знала такого,

Банки, бутылки в кусты не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали.


Крысы и мыши теперь процветают,

Ценные виды, увы, исчезают,

Кто сигаретой себя отравляет,

Кто-то наркотики употребляет.


Новый Чернобыль нам Дума готовит,

Если общественность не остановит!

Те, кто на свалках сжигают отходы,

Все отравляют, и воздух, и воду!


Наша планета пока-что жива,

Но без защиты погибнет она!

Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,

Не вырубайте березы и клены!

Слайд № 5.

Ученица.

Люби природу, паренёк,

И девочка, люби,

От загрязнений защищай,

Её ты не губи!


Не отравляй полей и рек,

Морей, лесов и гор,

Ты в них отходы не сливай,

Вредителям - позор!


Люби природу, человек,

Её ты охраняй,

Картину выжженной земли,

Живя, не оставляй!


Учитель:

Слайд № 5,6,7

Родной край.… Для каждого человека это понятие различно.

Для меня родной край - это моя малая родина, место, где я родилась. Это небо над головой, знакомые дороги, улицы, дом, семья, огромные леса и поля, природа. Для нас нет ничего роднее и ближе, чем место, где мы родились и выросли. Ведь, во всяком случае, человека будет тянуть на родину, он в какой - то степени будет скучать почему- то родному и знакомому.

Учитель:

Слайд№ 8

Нам нужно научиться любить, беречь и охранять родные места!

Природа нашего Самарского края богата и разнообразна: леса, степи, луга, водоемы... словом - есть все.

Слайд №9. Так вот сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по страницам журнала. Название нашего журнала – это есть тема классного часа: «Школьный экологический журнал»

Слайд №10. Открываем первую страницу – она называется «Памятники природы Самарской области».

В Самарской области сформирована уникальная сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Среди них – национальный парк “Самарская лука”, Жигулевский заповедник, Бузулукский бор, ландшафтные заказники – Васильевские острова и Сергиевские минеральные воды, 16 комплексных заказников,

283 памятника природы.

Слайд № 11.

Национальный парк «Самарская Лука» является природным участком, имеющим выдающуюся ценность с точки зрения науки, охраны природы и красоты.
Парк занимает восточную часть Жигулевской возвышенности. Около половины территории «Самарской Луки» покрыто лесами, в основном лиственными. Сосняки встречаются преимущественно в горной части. В основном преобладают средневозрастные леса, где растут липы, осины, клены. Сенокосы и пастбища занимают 12% территории парка, а пахотный клин - около 27,6%

Слайд № 12

Жигулевский государственный заповедник имени И.И.Спрыгина расположен в Среднем Поволжье в наиболее возвышенной части Самарской Луки, именуемой Жигулевскими горами, в западной части Самарской области. Заповедник – уникальный природный островок.

Здесь до сих пор встречаются древние организмы, возникшие как биологические виды миллионы лет назад и сохранившиеся в неизменности до наших дней. Заповедник особо отличается разнообразием растительного и животного мира.

Слайд № 13. Поднимаясь по склону Молодецкого кургана, на протяжении всего лишь двух-трех сотен метров, в какой-то мере можно побывать сразу в нескольких абсолютно разных и весьма удаленных друг от друга природных зонах нашей страны. Это поистине удивительное смешение находится в пределах национального парка «Самарская Лука».

Слайд№ 14

Царёв курган - это гора-останец, располагается на левой стороне Волги, неподалеку от Жигулевских ворот. У подножия Царева кургана впадает в Волгу река Сок, тут же раскинулся поселок Волжский (бывшее село Большая Царевщина), а за поселком шумит сосновый Царевщинский бор.

Слайд№ 15

В правобережье реки Волги, к северо-западу от Сызрани, почти на границе с Ульяновской областью находится великолепный Рачейский бор.

Он привлекает к себе свежестью и красотой пейзажа, чистотой родников, разнообразием растительного мира. Бор привлекателен не только для туристов, но и для учёных. И не напрасно: Рачейский бор – это своеобразный лесной комплекс с мшистыми сосняками, черничниками, клюквенными болотами и другими особенностями северного леса, а это явление весьма необычное для южной границы лесостепной зоны.

Слайд№ 16

На границе двух областей – Оренбургской и Самарской – в пойме реки Самары и ее притоков – реки Боровки и Колтубанки –находится Бузулукский бор – уникальный лесной массив. В бору произрастают более 50 видов деревьев и кустарников, 600 видов трав, мхов и лишайников. Фауна бора представлена 225 видами позвоночных животных, из них: 44 млекопи-тающих, 135 гнездящихся птиц, 15 видов рептилий и амфибий, 24 вида рыб.
Исчезающими видами являются выхухоль, летучая мышь, гигантская вечерница, черный аист, орлы беркут и орел-могильник, соколы балобан и сапсан, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации.
Весьма редко встречаются волк, ласка, горностай, барсук. В бору довольно широко расселились бобры, ондатры, рыси, норка.

Слайд№ 17

Моховое болото расположено в Сызранском районе Самарской области. Территория памятника представ-ляет собою блюдцеобразную впадину шириной около 2 км, окруженную с трех сторон стеной 30-метровых сосен. Южная сторона ее открыта. На дне впадины находится заросшее мощной сплавиной Моховое болото. Это реликт ледниковой эпохи, сохранившийся в числе немногих останцев того времени на территории области.

Слайд№ 18

Из числа малых водоемов Самарского региона самый уникальный – безусловно, Серное озеро, расположенное в поселке Серноводск Сергиевского района. Оно по праву считается гордостью нашего края: ведь во всем мире существует всего лишь несколько точек, в которых, как и в Серном озере, в настоящее время происходит образование и отложение самородной серы.

Слайд № 19

Памятники природы регионального значения Кошкинского района.

Гипновое болото. Расположено в низовье долины речки Кармала - левого притока реки Большой Черемшан, в окрест-ности села Моховое Кошкинского района.

Представляет типичный образец низинноболотного ландшафта, сформировавшегося из плотных залежей торфа. Повсюду наблюдаются выходы чистой стоячей воды, образующей сеть многочисленных небольших озерков. Густой покров зеленых (гипновых) мхов сочетается с травянистокустарниковой растительностью, которая по окраинам водоемов носит наиболее влаголюбивый характер, включая камыш озерный, ситник, хвощ болотный, окопник болотный и др. Виды растений, занесенные в Красную книгу Самарской области: ива розмаринолистная, вахта трехлистная, осока волосистоплодная, дремлик болотный, сабельник болотный

Слайд № 20

Надеждинская лесостепь. Лесостепь расположена близ села Надеждина в Буденовском овраге, на землях Кошкинского района. Типичная северная луговая лесостепь на тучных черноземах.
Рельеф холмистый. На возвышенных участках расположена разнотравно-типчаковая степь с присутствием ковылей, перистого и красивейшего, занесенных в Красную книгу РСФСР (1988

Из разнотравья встречается адонис весенний — охраняемое растение на юго-востоке европейской части России. Доминирующим злаком является типчак. Между холмами и по днищу оврага произрастают ольховые колки, узкими лентами тянется осока острая, широко распространены разнотравно-злаковые луга из мятника лугового, клевера ползучего и др. Лесостепь расположена близ села Надеждина в Буденовском овраге, на землях Кошкинского района. Типичная северная луговая лесостепь на тучных черноземах.
Виды растений, занесенные в Красную книгу РФ: ковыль красивейший), ковыль перистый.

Виды растений, занесенные в Красную книгу Самарской области: желтоцвет весенний.

Слайд № 21 стих

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездушно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой»

Нам казалось всё мало, всё мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обречённо глядел василёк,

Безнадежно гвоздики глядели.

Евгений Карасёв


Сейчас мы с вами проведём игру «Птица, рыба, зверь».

Работать будем в группах. У каждой группы есть лист бумаги, ручки. Разделен лист на 3 колонки. Первая колонка – дом ПТИЦ, вторая колонка – дом ЗВЕРЕЙ, третья колонка – дом РЫБ.

Задание: за 1 минуту записать как можно больше названий животных в дома-колонки. Затем кто-то из группы один по очереди встанет и зачитает своих животных. Выиграет та группа, у которой будет больше всего животных записано. По моему сигналу - начали.

Учитель: - Молодцы, ребята!

- Мы всегда должны помнить, что ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки не могут защитить себя. Защищать их должны мы – люди. Берегите птиц, насекомых и всех остальных! Чтобы сохранить благоприятные условия жизни на нашей планете, человек должен изучать природу, познавать её законы, научиться понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека.

Слайд№ 22

Слайд№ 23

Вторая страница нашего журнала – , называется «Законы экологии».

Существует 4 закона экологии.

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа сама регулирует количество всех живых организмов. Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцам снова пришлось покупать воробьёв уже в других странах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

- А экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

- Сейчас я предлагаю провести небольшую разминку по законам экологии.

Задание: внимательно послушайте и ответьте.

Слайд№ 24

Учитель: ситуация первая - Завод сбросил в реку воду, загрязнённую ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города?

Какие экологические законы нарушены? (Примерные ответы детей.)

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная рыба, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Хищная рыба же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы. Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Слайд№ 25

Учитель: ситуация вторая

- Трудно дышать! Это люди сжигают прошлогоднюю траву. Чем это грозит нам? Какой экологический закон люди нарушают?(Примерные ответы детей)

Нарушен второй закон природы: люди думают, что трава сгорит и просто станут чище луга, но это не так, трава, сгорая, отравляет воздух, вызывая болезни людей, поэтому категорически запрещается сжигать ее. А ещё когда сжигают траву, то вместе с ними сжигается самый плодородный слой земли, и гибнут насекомые, грызуны, и птицы. На этом месте может,
ничего больше и не вырасти.

Учитель:

- Ну что ж, я вижу, вы неплохо понимаете законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

Слайд № 26


Учитель:

- Третья страница журнала – называется «Экологический календарь». Перед людьми, ребята, стоит очень важная задача - сохранить природные богатства для будущих поколений. Для этого был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни. Так, например, праздник - День Земли отмечается дважды. 21 марта отмечается Всемирный День Земли. Отмечается этот праздник ежегодно в день весеннего равноденствия. В этот день в разных странах по традиции звучит Колокол Мира призывая людей Земли приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира — это символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. В России Всемирный День Земли отмечается с 1992 года.

22 апреля– отмечался Международный день Матери-Земли- праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Это глобальный праздник, установлен в России с 2009 года.

– Итак, ребята, почти в каждом месяце есть дни-праздники посвящённые кому или чему-либо. Мы не будем сейчас останавливаться на этом..

Учитель:

- Продолжу, 22 апреля - это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. - Кто, может быть, знает из вас, ребята, какие экологические проблемы существуют? (Примерные ответы детей - вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).

- Верно, именно в этот день принято всеми силами бороться с подобными проблемами. В разных странах в этот день организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Проводятся выставки, закрывают автомобильное движение на оживленных улицах крупных городов, ведут уборку и благоустраивают территории, подбеливают и высаживают деревья и тому подобное.

Учитель:

- К сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения: 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья. 75 % воды в водоемах не пригодно для питья. Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек. Конечно – это ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

А ведь природа для нас – это источник жизни, источник природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Слайд№ 27-28

Откроем четвёртую страницу журнала –«Окружающая среда нашего поселка» - это повторюсь ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

– Наверняка, ребята, вы слышали это выражение: «Окружающая среда». Наукой доказано и признано, что незначительные изменения природной среды из года в год, приводят к преобразованиям окружающей среды. Человек повсюду создаёт вокруг себя очаги изменения. Очаги эти разрастаются, их становится все больше.

У нас этими очагами являются свалки, которые образовались в овраге. Ядовитые вещества, оказавшиеся на свалках проникают в подземные воды, рассеиваются ветрами по окрестностям, тем самым наносят ущерб окружающей среде.

Мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы, и хотели бы всех сегодня ознакомить с этими результатами.


Вопрос 1. От кого зависит чистота нашего поселка?

А) Не задумывался над этим вопросом

Б) от жителей

В) от администрации района

Вопрос 2.Как вы считаете , кто больше всех мусорит?

А) молодежь

Б) подростки

В) взрослые

Вопрос 3.Не задумываясь выбросили бы в общественном месте

А) пустую банку

Б) Обертку от жевательной резинки

В) не выбросил бы ничего

Большинство ребят отметило, что чистота поселка зависит от самих жителей, и ответ на последний вопрос (не выбросил бы ничего) указывает на то, что есть признаки экологической культуры у учащихся нашей школы Главной причиной замусоривания окрестностей нашего поселка, считают - недостаточное количество контейнеров для мусора и низкий уровень экологической культуры.


- Окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, ребята и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу – это урон нашему здоровью. Оберегая окружающую среду – мы оберегаем свое здоровье. Если же мы будем стараться, как можно больше положительного сделать для окружающей среды, этим мы продлим свою жизнь и оздоровим свой организм. Именно поэтому сейчас стоит острая проблема «Окружающая среда и здоровье человека». По этой причине 2013 год в России был объявлен Указом Президента от 11 августа 2012 года – «Годом охраны окружающей среды». Многие ученые рассматривают название- «окружающая среда» как синоним слову «природа».

Слайд№ 29

Учитель: Пятая страница журнала– называется «Красная книга».

Красная Книга – Красная! 
Значит, природа в опасности!
Охраняется Красной Книгой столько птиц и животных разных,
И растений ковёр многоликий – всё природы разнообразие!


Слайд №30.

Белый медведь является героем программы «Сохраним редкие виды», которая стартовала в России 7 ноября.

Слайд № 31

Амурским тиграм покровительствует В.В.Путин

Слайд№ 32


На сегодняшний день дальневосточный леопард вымирает как особь и поэтому занесен в красную книгу. Это самый редкий из подвидов: всего в природе сохранилось примерно 30 — 40 особей.

Слайд № 33

Сейчас снежный барс в Казахстане и во всем мире на грани вымирания. Он занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы и в Красную книгу Казахстана. 

Для возобновления численности этого животного было создано Международное общество сохранения зубров.

Слайд № 34

- Шестая страница устного журнала называется «Водные ресурсы». Вы должны знать, ребята, то, что 2013 год ещё и - Международный год водного сотрудничества. Сегодня порядка 700 млн. человек в 43 странах мира страдают от нехватки воды. В этот год страны мира должны объединить усилия для того, чтобы сделать водные ресурсы доступными для всех жителей планеты.

Вода питает каждую клеточку человеческого тела. Воды в организме человека-70 - 80%. Кровь человека на 95% состоит из воды. Она дарит молодость и обновление, красоту и небывалую энергию. Человек может находиться без пищи 30 суток (1 мес.) и только без воды от 2 до 5 дней. Источники воды не безграничны. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.

А сколько раз нам упорно объясняют, что надо экономно расходовать воду… Не все люди на Земле могут позволить себе такую роскошь (а, точнее, безответственность), как включить воду в ванной и уйти на полчаса, бесконтрольно тратить проточную воду и так далее… Во многих странах достать воду – значит применить неимоверные усилия, затратить массу энергии, времени и средств. Подумайте: много ли ещё стран, богатых пресной водой также, как Россия, можно назвать? А если каждый человек на планете станет благоразумно относиться к её использованию, если заводы перестанут загрязнять реки, а мы просто будет расходовать воду экономно!

Учитель:

Конечно, многие скажут, что это утопия, глупость, что бесполезно одному помогать природе, если остальные люди всё-равно не предпринимают никаких действий… А если всё же попробовать? Главное – это понять, что ни в природе, ни в человеческом обществе ничего не происходит сразу. Один человек может воодушевить пять своих друзей и знакомых, каждый из которых станет примером для ещё пяти… И так в будущем, через несколько десятков лет, люди, действительно, начнут чувствовать результат своих поступков. Наши маленькие «усилия» приведут нас к цели, которая встала перед нашим поколением: сделать чище и, если не излечить, то помочь природе оправится от ран. Мы должны жить не только для себя, а и для своих потомков, для будущих поколений на Земле, для того, чтобы в их учебниках было написано, что «XXI век ознаменовался активной помощью людей природе, осознанием необходимости полностью поменять свой образ жизни и отношение к окружающему миру». Хочется верить, что мы сможем, хоть отчасти, справить те ошибки, которые могут привести нашу Землю к экологическому кризису.

Давайте уже сейчас, в эту минуту, начнём помогать природе… Каждый из нас… Поставим контейнеры для сбора мусора на переработку, сдадим бумагу в макулатуру, принесём опасные отходы в специальные пункты приёма, плотнее закрутим кран в ванной, выключим ненужный свет в коридоре… Оглянитесь вокруг и подумайте, что ВЫ можете сделать уже сейчас!




Учитель:

- Откроем седьмую страницу журнала называется «Практическая». Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. В преддверии всех праздников, которые ещё будут впереди, а именно до 5 июня - Дня охраны окружающей среды мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Но прежде чем прикрепить их, вы должны будете выполнить задание. Задание: написать на листочках, что может сделать каждый из вас для сохранения природы в нашем городе? (Затем каждый зачитает и прикрепит листочек на дерево.)Получится, что вы, тоже примете участие в празднике, посадив своё дерево. Где листочки - это ваше доброе дело, которое вы обязательно выполните если не до 5 июня, то до конца года.

Слайд № 35, 36, 37

.Учитель: Восьмая страница нашего журнала « Правила друзей природы»

- Напоследок хочется сказать: «Ребята, соблюдайте законы и правила природы! Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб. Мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле».

Слайд № 38. (Звучит минус-музыка песни группы «Самоцветов» - «Мир не прост,…»)

Дети исполняют песню «Мир не прост, …»

Мир не прост, совсем не прост,

Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.

В нём есть деревья, и есть цветы,

И есть ещё, есть ещё ты!..

Есть в нём совы, и есть соловей,

Есть в нём бабочка и муравей,

Есть медведи, и есть кроты,

И есть ещё, есть ещё ты!..


Всё, что в этом мире цветёт,

Всё, что дышит, любит, поёт,

Всё, что мы Природою зовём,

Пусть живёт, пусть живёт в сердце твоём! (2раза)














Просмотр содержимого презентации
«экологическая культура»

Что такое экология и экологическая культура?

Что такое экология и экологическая культура?

Гудковские пруды Кошкинского района, исторически значимое место - Зеленая гора.

Гудковские пруды Кошкинского района, исторически значимое место - Зеленая гора.

Низовье долины реки Кондурча Саратовский пруд

Низовье долины реки Кондурча

Саратовский пруд

Кондурча протекает на территории Самарской области и Татарстана. Правый приток реки Сок

Кондурча протекает на территории Самарской области и Татарстана. Правый приток реки Сок

Нам нужно научиться любить, беречь и охранять родные места! Природа нашего Самарского края богата и разнообразна: леса, степи, луга, водоемы... словом - есть все.

Нам нужно научиться любить, беречь и охранять родные места!

Природа нашего Самарского края богата и разнообразна:

леса, степи, луга, водоемы... словом - есть все.

Устный журнал «Школьный экологический вестник»

Устный журнал

«Школьный экологический вестник»

В Самарской области сформирована уникальная сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ).  Среди них – национальный парк “ Самарская лука ”, Жигулевский заповедник , Бузулукский бор , ландшафтные заказники – Васильевские острова  и  Сергиевские минеральные воды,  16 комплексных заказников, 283 памятника природы.

В Самарской области сформирована уникальная сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Среди них – национальный парк “ Самарская лука ”, Жигулевский заповедник , Бузулукский бор , ландшафтные заказники Васильевские острова и Сергиевские минеральные воды, 16 комплексных заказников,

283 памятника природы.

Национальный парк «Самарская Лука » является природным участком, имеющим выдающуюся ценность с точки зрения науки, охраны природы и красоты.  Парк занимает восточную часть Жигу-левской возвышенности. Около половины территории «Самарской Луки» покрыто лесами, в основном лиственными.  Сосняки встречаются преимущественно в горной части. В основном преобладают средневозрастные леса, где растут липы, осины, клены.  Сенокосы и пастбища занимают 12% территории парка, а пахотный клин - около 27,6%

Национальный парк «Самарская Лука » является природным участком, имеющим выдающуюся ценность с точки зрения науки, охраны природы и красоты. Парк занимает восточную часть Жигу-левской возвышенности. Около половины территории «Самарской Луки» покрыто лесами, в основном лиственными.

Сосняки встречаются преимущественно в горной части. В основном преобладают средневозрастные леса, где растут липы, осины, клены.

Сенокосы и пастбища занимают 12% территории парка, а пахотный клин - около 27,6%

Жигулевский государственный заповедник имени И.И.Спрыгина расположен в Среднем Поволжье в наиболее возвышенной части Самарской Луки, именуемой Жигулевскими горами, в западной части Самарской области

Жигулевский государственный заповедник имени И.И.Спрыгина расположен в Среднем Поволжье в наиболее возвышенной части Самарской Луки, именуемой Жигулевскими горами,

в западной части Самарской области

Поднимаясь по склону Молодецкого кургана , на протяжении всего лишь двух-трех сотен метров, в какой-то мере можно побывать сразу в нескольких абсолютно разных и весьма удаленных друг от друга природных зонах нашей страны. Это поистине удивительное смешение находится в пределах национального парка « Самарская Лука».

Поднимаясь по склону Молодецкого кургана , на протяжении всего лишь двух-трех сотен метров, в какой-то мере можно побывать сразу в нескольких абсолютно разных и весьма удаленных друг от друга природных зонах нашей страны. Это поистине удивительное смешение находится в пределах национального парка « Самарская Лука».

Царёв курган - это гора-останец, располагается на левой стороне Волги, неподалеку от Жигулевских ворот. У подножия Царева кургана впадает в Волгу река Сок, тут же раскинулся поселок Волжский (бывшее село Большая Царевщина).

Царёв курган - это гора-останец, располагается на левой стороне Волги, неподалеку от Жигулевских ворот. У подножия Царева кургана впадает в Волгу река Сок, тут же раскинулся поселок Волжский

(бывшее село Большая Царевщина).

В Рачейском бору есть кленово-липовые леса, ольшаники и дубравы. Но ни один из этих типов лесов не может сравниться по красоте и богатству с сосновым бором. И рачейская тайга – яркий пример тому. Она занимает более 400 га великолепного леса.

В Рачейском бору есть кленово-липовые леса, ольшаники и дубравы. Но ни один из этих типов лесов не может сравниться по красоте и богатству с сосновым бором. И рачейская тайга – яркий пример тому. Она занимает более 400 га великолепного леса.

На границе двух областей – Оренбургской и Самарской – в пойме реки Самары и ее притоков – реки Боровки и Колтубанки –находится Бузулукский бор – уникальный лесной массив.   Исчезающими видами являются выхухоль, летучая мышь, гигантская вечерница, черный аист, орлы беркут и орел-могильник, соколы балобан и сапсан, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации.  Весьма редко встречаются волк, ласка, горностай, барсук. В бору довольно широко расселились бобры, ондатры, рыси, норка.

На границе двух областей – Оренбургской и Самарской – в пойме реки Самары и ее притоков – реки Боровки и Колтубанки –находится Бузулукский бор уникальный лесной массив. Исчезающими видами являются выхухоль, летучая мышь, гигантская вечерница, черный аист, орлы беркут и орел-могильник, соколы балобан и сапсан, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Весьма редко встречаются волк, ласка, горностай, барсук. В бору довольно широко расселились бобры, ондатры, рыси, норка.

Моховое болото расположено в Сызранском районе Самарской области. Территория памятника представ-ляет собою блюдцеобразную впадину шириной около 2 км, окруженную с трех сторон стеной 30-метровых сосен. Это реликт ледниковой эпохи, сохранившийся в числе немногих останцев того времени на территории области.

Моховое болото расположено в Сызранском районе Самарской области. Территория памятника представ-ляет собою блюдцеобразную впадину шириной около 2 км, окруженную с трех сторон стеной 30-метровых сосен. Это реликт ледниковой эпохи, сохранившийся в числе немногих останцев того времени на территории области.

Из числа малых водоемов Самарского региона самый уникальный – безусловно, Серное озеро, расположенное в поселке Серноводск Сергиевского района. Оно по праву считается гордостью нашего края: ведь во всем мире существует всего лишь несколько точек, в которых, как и в Серном озере, в настоящее время происходит образование и отложение самородной серы

Из числа малых водоемов Самарского региона самый уникальный – безусловно, Серное озеро, расположенное в поселке Серноводск Сергиевского района. Оно по праву считается гордостью нашего края: ведь во всем мире существует всего лишь несколько точек, в которых, как и в Серном озере, в настоящее время происходит образование и отложение самородной серы

Расположено в низовье долины речки Кармала - левого притока реки Большой Черемшан, в окрест-ности села Моховое Кошкинского района.  Представляет типичный образец низинноболотного ландшафта, сформировавшегося из плотных залежей торфа. Общая площадь: 1441,88 га.  Виды растений, занесенные в Красную книгу Самарской области: ива розмаринолистная, вахта трехлистная, осока волосистоплодная, дремлик болотный, сабельник болотный 1 км западнее с. Моховое.

Расположено в низовье долины речки Кармала - левого притока реки Большой Черемшан, в окрест-ности села Моховое Кошкинского района.

Представляет типичный образец низинноболотного ландшафта, сформировавшегося из плотных залежей торфа.

Общая площадь: 1441,88 га.

Виды растений, занесенные в Красную книгу Самарской области: ива розмаринолистная, вахта трехлистная, осока волосистоплодная, дремлик болотный, сабельник болотный

1 км западнее с. Моховое.

Лесостепь расположена близ села Надеждина в Буденовском овраге, на землях Кошкинского района. На возвышенных участках расположена разнотравно-типчаковая степь с присутствием ковылей, перистого и красивейшего, занесенных в Красную книгу.  Из разнотравья встречается адонис весенний — охраняемое растение на юго-востоке европейской части России. Доминирующим злаком является типчак. Между холмами и по днищу оврага произрастают ольховые колки, узкими лентами тянется осока острая, широко распространены разнотравно-злаковые луга из мятника лугового, клевера ползучего и др.

Лесостепь расположена близ села Надеждина в Буденовском овраге, на землях Кошкинского района. На возвышенных участках расположена разнотравно-типчаковая степь с присутствием ковылей, перистого и красивейшего, занесенных в Красную книгу.

Из разнотравья встречается адонис весенний — охраняемое растение на юго-востоке европейской части России. Доминирующим злаком является типчак. Между холмами и по днищу оврага произрастают ольховые колки, узкими лентами тянется осока острая, широко распространены разнотравно-злаковые луга из мятника лугового, клевера ползучего и др.

На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли, Беззаботно топтали мы их И бездушно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой» Нам казалось всё мало, всё мало, А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле Обречённо глядел василёк, Безнадежно гвоздики глядели.  Евгений Карасёв

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездушно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой»

Нам казалось всё мало, всё мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обречённо глядел василёк,

Безнадежно гвоздики глядели.

Евгений Карасёв

Это закон об экосистемах и биосфере. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. (например, осушение болот приводит к обмелению рек). Все связано со всем

Это закон об экосистемах и биосфере. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. (например, осушение болот приводит к обмелению рек).

Все связано со всем

    Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которых неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.   Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде

    Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которых неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.   Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга".

Все должно куда-то деваться

  Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней. Пока мы не имеем полной информации о механизмах и функциях природы, а без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее

  Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней. Пока мы не имеем полной информации о механизмах и функциях природы, а без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее "улучшения"

Природа "знает" лучше

   Объединяет предшествующие три закона, потому что биосфера представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено Ничто не дается даром  

   Объединяет предшествующие три закона, потому что биосфера представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено

Ничто не дается даром  

Экологический календарь

Экологический календарь

  • 16 сентября - Международный день охраны озонового слоя Земли.
  • 20 сентября - День леса.
  • 27 сентября - День моря.
  • 4 октября - День защиты животных.
  • 29 декабря - День 6иологического разноо6разия.
  • 22 марта - Всемирный день воды.
  • 1 апреля - День птиц.
  • 18-22 апреля - Дни заповедников и национальных парков.
  • 22 апреля - День Земли.
  • 5 июня - День охраны окружающей среды.
  • 17 июня – День борьбы с опустыниванием и засухой.
Окружающая среда нашего поселка

Окружающая среда нашего поселка

От кого зависит чистота нашего поселка?

От кого зависит чистота нашего поселка?

Красная Книга – Красная!   Значит, природа в опасности!  Охраняется Красной Книгой столько птиц и животных разных,  И растений ковёр многоликий – всё природы разнообразие!

Красная Книга – Красная!  Значит, природа в опасности! Охраняется Красной Книгой столько птиц и животных разных, И растений ковёр многоликий – всё природы разнообразие!

Белый медведь является героем программы «Сохраним редкие виды», которая стартовала в России 7 ноября.

Белый медведь является героем программы «Сохраним редкие виды», которая стартовала в России 7 ноября.

Амурским тиграм покровительствует В.В.Путин

Амурским тиграм покровительствует В.В.Путин

На сегодняшний день дальневосточный леопард вымирает как особь и поэтому занесен в красную книгу. Это самый редкий из подвидов: всего в природе сохранилось примерно 30 — 40 особей.

На сегодняшний день дальневосточный леопард вымирает как особь и поэтому занесен в красную книгу. Это самый редкий из подвидов: всего в природе сохранилось примерно 30 — 40 особей.

Сейчас снежный барс в Казахстане и во всем мире на грани вымирания. Он занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы и в Красную книгу Казахстана.   Для возобновления численности этого животного было создано Международное общество сохранения зубров.  

Сейчас снежный барс в Казахстане и во всем мире на грани вымирания. Он занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы и в Красную книгу Казахстана.  

Для возобновления численности этого животного было создано Международное общество сохранения зубров.  

Не загрязняй природу! Не разводи в лесу костры!
  • Не загрязняй природу!
  • Не разводи в лесу костры!
Не   ломай ветки деревьев и кустарников! Не  повреждай кору деревьев! Не вытаптывай растения в лесу и на лугу, ходи только по тропинкам! Не срывай растения для букетов!
  • Не ломай ветки деревьев и кустарников!
  • Не повреждай кору деревьев!
  • Не вытаптывай растения

в лесу и на лугу,

ходи только по тропинкам!

  • Не срывай растения для букетов!
Не разоряй гнёзда птиц! Не бери домой детёнышей зверей! Не разоряй муравейники! Не включай в лесу громкую музыку, не шуми !
  • Не разоряй гнёзда птиц!
  • Не бери домой детёнышей зверей!
  • Не разоряй муравейники!
  • Не включай в лесу громкую музыку, не шуми !
Мир не прост, совсем не прост,  Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.  В нем есть деревья, и есть цветы,  И есть ещё, есть ещё ты!..  Есть в нём совы, и есть соловей,  Есть в нём бабочка и муравей,  Есть медведи, и есть кроты,  И есть еще, есть ещё ты!..   Всё, что в этом мире цветёт,  Всё, что дышит, любит, поёт  Всё, что мы Природою зовём,  Пусть живёт, пусть живёт в сердце твоём (2 раза)

Мир не прост, совсем не прост, Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз. В нем есть деревья, и есть цветы, И есть ещё, есть ещё ты!.. Есть в нём совы, и есть соловей, Есть в нём бабочка и муравей, Есть медведи, и есть кроты, И есть еще, есть ещё ты!.. Всё, что в этом мире цветёт, Всё, что дышит, любит, поёт Всё, что мы Природою зовём, Пусть живёт, пусть живёт в сердце твоём (2 раза)