Мастер-класс
«Механизмы формирования читательской грамотности в начальной школе»
В начальной школе мы стараемся уделять пристальное внимание развитию осознанности чтения.
Для формирования читательской грамотности учащихся в своей работе применяем знакомые всем технологии:
1. Технология развития критического мышления, которая предполагает использование на уроке трех этапов.
1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Используем следующие приёмы работы:
1. Приём – «Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. В основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека, умение аргументировать свое мнение.
2. Приём «Синквейн».
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
3. Приём «Работа с вопросником»
Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов.
4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
5. Приём «Мозговой штурм»
Позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
6.Приём «Уголки»
можно использовать при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
7. Приём «Написание творческих работ»
хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
8. Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы.
9. Приём «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
10. Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Среди приемов смыслового чтения следует отметить:
Приём «Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
Приём работы с пословицами. Логически – поисковое задание.
Участникам необходимо собрать пословицы и объясните смысл наиболее понравившихся. Данный прием развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью.
Интересный прием – Сочинение сказок «наизнанку».
Например, придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
Хорошо известны приемы для формирования навыка беглого чтения:
«Чтение наоборот»
«Перемешанные буквы»
«Вверх ногами»
«Чтение с половинками слов»
«Чтение с решёткой»
«Сплошной текст»
«Текст с наложением»
«Текст с картинками»
«Шторка»
«Нет порядка»
Приём «Ложная альтернатива»
Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.
Одним из эффективных подходов к составлению заданий на развитие читательской грамотности является использование теоретической модели Блума.
В своей книге «Таксономия образовательных целей» Блум выделил шесть уровней познавательной деятельности, а так же классифицировал их в порядке возрастания сложности: (пирамида Блума):
• знание (механическое запоминание информации – фактов, терминов, процессов и т.п.);
• понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал);
• применение (умение использовать знания в новых ситуациях);
• анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания);
• синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого);
• оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов).
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний. В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год». (Прием «Яркое пятно»).
В урок русского языка в 1 классе по теме «Звуки и буквы» можно включить сказку:
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
На доске записаны буквы, нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
Какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Способ «вхождения» в урок – прием «Отсроченная отгадка», урок без темы.
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
Прием «Проблемная ситуация» побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что приемы работы по формированию читательской грамотности младших школьников очень многообразны. При использовании на уроках литературного чтения вышеперечисленных технологий и приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Вспомним формулу успеха, которая позволяет сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
В заключении предлагаем вашему вниманию слайд-шоу по использованию вышеуказанных приемов формирования читательской грамотности в начальной школе.