Разработка урока по химии в 9 классе
Тема: Азот как химический элемент и простое вещество.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (ПСХЭ).
Электронно-цифровые образовательные ресурсы: электронная презентация в программе PowerPoint.
Учебник: Кузнецова Н. Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 320 с.: ил.
Цель: сформировать понятие об азоте как об элементе и простом веществе.
Задачи:
Образовательная: закрепление знаний о структуре Периодической Системы химических элементов, Периодического закона, характеристике элемента по положению в Периодической Системе химических элементов; продолжение формирования умений устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами элементов и простых веществ.
Развивающая: развитие логического и критического мышления, развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков, формирование поисковой самостоятельности.
Ход урока:
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, состояние рабочего места, внешний вид учащихся.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
Учитель: ребята, мы с вами продолжаем изучать семейства элементов, уделяя при этом особое внимание элементам-неметаллам. На прошлом уроке мы приступили к рассмотрению подгруппы азота. Давайте вспомним и повторим основные моменты.
Учитель задает вопросы по теме предыдущего урока:
Каково положение элементов подгруппы кислорода в ПСХЭ?
Какие элементы относятся к этой группе?
Что общего у этих элементов (исходя из положения в ПСХЭ)?
Каковы закономерности изменения свойств атомов элементов в подгруппе и их простых веществ?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности
Учитель: итак, к подгруппе азота относятся пять элементов, которые вы уже перечислили. И сегодня мы приступим к более подробному изучению родоначальника этой группы – азоту. Как вы думаете, какие основные вопросы нам необходимо рассмотреть?
Учащиеся высказывают свое мнение, предположения, догадки, основываясь на знаниях, полученных при изучении предыдущей темы (Подгруппа кислорода). В случае необходимости учитель направляет эти высказывания в «нужное русло», подводя к формулировке цели и задач.
Учитель: какую цель урока и какие задачи мы сегодня можем поставить перед собой?
Учащиеся формулируют цель и задачи урока.
Актуализация знаний
Учитель: азот и его соединения играют первостепенную роль в существовании жизни на Земле, имеют большое практическое значение и оказывают огромное влияние на развитие научно-технического прогресса общества.
Переходя к изучению элемента азота нельзя не сказать об истории открытия этого элемента и некоторых противоречиях, связанных с этим элементом. Азоту дали сразу три названия: «безжизненный», «удушливый воздух» и «рождающий селитру». Давайте разбираться, почему же азоту имеет такое разнообразие названий, и какое из них наиболее приемлемо с точки зрения современной науки.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель: Чтобы с этим разобраться, предлагаю вам составить опорный конспект. В нем содержится 6 разделов:
Характеристика элемента по положению в ПСХЭ
Строение атома
Физические свойства. Строение молекулы
Химические свойства (взаимодействие с металлами)
Химические свойства (взаимодействие с неметаллами)
Получение. Применение.
Учитель: ребята, ваша задача, предоставить информацию о каждом разделе (каждый ряд ответственный за определенные разделы) и определить, какое название подходит азоту согласно этой характеристики.
Учащиеся заполняют опорный конспект, работая попарно. В конспекте содержится 6 пунктов. Первый ряд разбирает 1-2 пункты, второй ряд 3-4 , третий – пункты 5-6. На выполнение задания 10 минут. По завершению каждый ряд озвучивает информацию по своим пунктам, остальные – вносят эту информацию в свой конспект.
Обобщение и систематизация знаний
На основе ранее приобретенных и новых знаниях учащиеся делают вывод об азоте как о химическом элементе и простом веществе. В качестве подсказки учитель демонстрируют следующую схему на слайде:
Состав → Строение → Свойства → Применение.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Учитель предлагает учащимся выполнить небольшую тестовую работу по теме урока.
Учащиеся индивидуально выполняют тестовую работу. После происходит обсуждение, учащиеся разбирают вопросы, которые вызвали затруднения.
Информация о домашнем задании, инструкция к его выполнению
Учитель: Запишем домашнее задание к следующему уроку.
Учащиеся фиксируют домашнее задание в дневнике или тетради.
Рефлексия
Учитель: какой итог урока можно подвести? Что важного вы сегодня узнали? Каковы ваши впечатления об уроке?
Предлагаю вам поделиться своими мыслями, впечатлениями, продолжив любую фразу:
Сегодня я узнал…
Я хотел бы…
Я удивился…
4