СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока в 10 классе «Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм»

изучение особеннностей политики "военного коммунизма".

Задачи урока:

  • усвоить причины введения и сущность политики «военного коммунизма»;
  • развивать информационные умения: умения работать с письменными источниками знаний, умение выделять основное в рассказе учителя;   совершенствовать умения устной речи;
  • воспитание таких качеств личности, как толерантность, терпимость, готовность к диалогу и сотрудничеству.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока в 10 классе «Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

«Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

изучение особеннностей политики "военного коммунизма".

Задачи урока:

  • усвоить причины введения и сущность политики «военного коммунизма»;

  • развивать информационные умения: умения работать с письменными источниками знаний, умение выделять основное в рассказе учителя; совершенствовать умения устной речи;

  • воспитание таких качеств личности, как толерантность, терпимость, готовность к диалогу и сотрудничеству.


Образовательные ресурсы

Горинов М.М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Издательство «Просвещение»

ПК, мультимедийная установка, экран, раздаточный материал с историческими

Схемами.

План урока

1.Национализация промышленности.

2.Политика в деревне.

3.Военный коммунизм.


Личностно значимая проблема

Ряд историков считают, что «военный коммунизм» явился следствием Гражданской войны; другие - что «военный коммунизм» привел к разжиганию Гражданской войны (появляется на доске различные точки зрения). Чуть позже вы вынесите общее решение: какая на ваш взгляд точка зрения верная. А может обе верны?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные знания и понятия

Военный коммунизм – название внутренней политики Советской России, проводимой в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны.Продразвёрстка - в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок продовольствия, в первую очередь, зерна.Трудовая повинность - добровольная возможность или законодательно закреплённая обязанность по выполнению общественно-полезного труда (обыкновенно низкооплачиваемая или вовсе не оплачиваемая).Национализация – передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий.Субботник - добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее по субботам.Комбеды (комитеты бедноты) - сформированные местными Советами при участии продотрядов особые органы самоуправления.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть меры в экономической области, предпринятые СНК; определять классовый характер проводившейся экономической политики; анализировать условия при которых большевикам, в 1918 г., пришлось реализовывать экономическую политику; объяснять смысл термина «военный коммунизм»; сравнивать политику продовольственной диктатуры и продовольственной разверстки; определять обстоятельства создания Государственной комиссии электрификации России, задачи плана ГОЭЛРО. сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науки.

Осознание чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите.

































ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I. Мотивация

к учебной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Слушают учителя


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуализация

знаний


9

Беседа по изученному материалу.





















Постановка проблемы

– Назовите первые декреты , постановления советской власти, укажите их основные задачи. Какой из этих декретов, на ваш взгляд, был наиболее важным с точки зрения большевиков?

- Почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания? Какова была его судьба?

- В чем заключались особенности Конституции 1918 года?



Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися:

Итак, мы выяснили, что первые шаги большевиков были направлены на укрепление своей власти и успокоение масс. Но решить проблемы народонаселения только путем политических заявлений невозможно. Народ нужно еще накормить.

- Как вы думаете какую сферу жизни общества мы будем обсуждать на сегодняшнем уроке? (экономическую)

- попробуйте сформулировать тему урока

- о чем , на ваш взгляд, мы могли бы узнать на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы.



дискутируют

























Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать











обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа.



















Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Устные ответы

























Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



20

Рассказ учителя


Беседа












Беседа













Работа с понятиями






Рассказ учителя









Постановка проблемного вопроса:

Ряд историков считают, что «военный коммунизм» явился следствием Гражданской войны; другие - что «военный коммунизм» привел к разжиганию Гражданской войны (появляется на доске различные точки зрения). Чуть позже вы вынесите общее решение: какая на ваш взгляд точка зрения верная. А может обе верны?

1. Учитель рассказывает об особенностях национальной промышленности в 1917-1918 гг.



2. Далее учитель рассказывает о политике большевиков в деревне, говорит, что к весне 1918 года экономическая ситуация ухудшилась.

- проанализируйте материал параграфа на стр. 52-53.Определите причины ухудшения экономической ситуации в деревне (1группа)

- определите методы выбранные большевиками для решения проблем (2 группа)


- Подумайте, на что новая власть сделала ставку и к чему это привело?


Выслушав учащихся, учитель объясняет почему комбеды были распущены , а вместо них была введена продразверстка, поясняет термин «продразверстка».


3. Вводит новое понятие «военный коммунизм», вместе с классом разбирают почему «военный» и почему «коммунизм».

Затем учитель характеризует причины перехода к политике
«военного коммунизма», основные черты «военного коммунизма» и

итоги военного коммунизма.



Пытаются определить проблему урока и вникнуть в суть проблемы








Слушают учителя, записывают основные экономические меры в области промышленности, записывают определения: национализация, экспроприация.





Читают параграф , пункт 2


Работают в группах





Учащиеся предполагают, к чему привела ставка власти на раскол деревни, во что это вылилось.


Работают с документом на стр. 57, отвечают на вопрос к документу



Учащиеся работают с понятием, составляют вспомогательную схему в тетради.


Записывают в тетрадь













Индивидуальная работа










Фронтальная

работа.


Групповая работа





Фронтальная

работа



работа с документом



Индивидуальная работа.









Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания;

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное










Записи в тетради.








Устное задание







Записи в тетради




Записи в тетради



IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Дискуссия по проблемному вопросу


Проблема: ряд историков считают, что «военный коммунизм» явился следствием Гражданской войны; другие - что «военный коммунизм» привел к разжиганию Гражданской войны (появляется на доске различные точки зрения). Какая, на ваш взгляд, точка зрения верная. А может обе верны?


Анализируют изученный материал на уроке, отвечают на проблемный вопрос.

Возможна дискуссия


Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Формулирование и обобщение выдвинутой проблемы


V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает детям вспомнить все, о чем шла речь на уроке и заполнить пропуски в схеме (выдается каждому индивидуально).

Заполняют схему и тем самым синтезируют полученные знания.

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание


§6 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины.

Выполнить задание: №5 стр.56,

Стр.58 раздел «думаем, сравниваем, размышляем» №2- задание на повышенном уровне.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа