I. Мотивация к учебной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. | Слушают учителя | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 9 | Беседа по изученному материалу. Постановка проблемы | – Назовите первые декреты , постановления советской власти, укажите их основные задачи. Какой из этих декретов, на ваш взгляд, был наиболее важным с точки зрения большевиков? - Почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания? Какова была его судьба? - В чем заключались особенности Конституции 1918 года? Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися: Итак, мы выяснили, что первые шаги большевиков были направлены на укрепление своей власти и успокоение масс. Но решить проблемы народонаселения только путем политических заявлений невозможно. Народ нужно еще накормить. - Как вы думаете какую сферу жизни общества мы будем обсуждать на сегодняшнем уроке? (экономическую) - попробуйте сформулировать тему урока - о чем , на ваш взгляд, мы могли бы узнать на сегодняшнем уроке? | Отвечают на вопросы. дискутируют Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Устные ответы Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 20 | Рассказ учителя Беседа Беседа Работа с понятиями Рассказ учителя | Постановка проблемного вопроса: Ряд историков считают, что «военный коммунизм» явился следствием Гражданской войны; другие - что «военный коммунизм» привел к разжиганию Гражданской войны (появляется на доске различные точки зрения). Чуть позже вы вынесите общее решение: какая на ваш взгляд точка зрения верная. А может обе верны? 1. Учитель рассказывает об особенностях национальной промышленности в 1917-1918 гг. 2. Далее учитель рассказывает о политике большевиков в деревне, говорит, что к весне 1918 года экономическая ситуация ухудшилась. - проанализируйте материал параграфа на стр. 52-53.Определите причины ухудшения экономической ситуации в деревне (1группа) - определите методы выбранные большевиками для решения проблем (2 группа) - Подумайте, на что новая власть сделала ставку и к чему это привело? Выслушав учащихся, учитель объясняет почему комбеды были распущены , а вместо них была введена продразверстка, поясняет термин «продразверстка». 3. Вводит новое понятие «военный коммунизм», вместе с классом разбирают почему «военный» и почему «коммунизм». Затем учитель характеризует причины перехода к политике «военного коммунизма», основные черты «военного коммунизма» и итоги военного коммунизма. | Пытаются определить проблему урока и вникнуть в суть проблемы Слушают учителя, записывают основные экономические меры в области промышленности, записывают определения: национализация, экспроприация. Читают параграф , пункт 2 Работают в группах Учащиеся предполагают, к чему привела ставка власти на раскол деревни, во что это вылилось. Работают с документом на стр. 57, отвечают на вопрос к документу Учащиеся работают с понятием, составляют вспомогательную схему в тетради. Записывают в тетрадь | Индивидуальная работа Фронтальная работа. Групповая работа Фронтальная работа работа с документом Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради. Устное задание Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Дискуссия по проблемному вопросу | Проблема: ряд историков считают, что «военный коммунизм» явился следствием Гражданской войны; другие - что «военный коммунизм» привел к разжиганию Гражданской войны (появляется на доске различные точки зрения). Какая, на ваш взгляд, точка зрения верная. А может обе верны? | Анализируют изученный материал на уроке, отвечают на проблемный вопрос. Возможна дискуссия | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Формулирование и обобщение выдвинутой проблемы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает детям вспомнить все, о чем шла речь на уроке и заполнить пропуски в схеме (выдается каждому индивидуально). | Заполняют схему и тем самым синтезируют полученные знания. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание | §6 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины. Выполнить задание: №5 стр.56, Стр.58 раздел «думаем, сравниваем, размышляем» №2- задание на повышенном уровне. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |