Открытый урок по математике 4 класс
Учитель: Подорожняк Е.Н.
Тип урока:изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: учебник Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. «Математика, 4 класс, часть 1», модель циферблата, карточки с заданиями.
Тема: Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.
Задачи урока:
1. Предметные: - формировать знания о единицах времени, соотношениях между ними; - формировать навык производить устные и письменные вычисления чисел больше 1000; - вспомнить виды углов. 2. 2.Метапредметные:
а) познавательные УУД: - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;
б) коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем; - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
в) регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе; - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
3. Личностные: - формировать социальную роль ученика; - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Ход урока.
I. Мотивация к учёбе:
Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
- Что ещё может делать улыбка? (дарит хорошее настроение, разгоняет серые тучи).
- Пусть сегодня на уроке с вами будет хорошее настроение.
- Девизом нашего урока будут слова доктора физико-математических наук А.И.Маркушевича
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.»
доктор физико-математических наук
Алексей Иванович Маркушевич.
II. Актуализация знаний
- Сегодня мы работаем с вами с Листами самооценки. Каждое задание, которое вы будете выполнять отмечаем на листе самооценки.
- Каким значками отмечаете? ( + или ?)
- В каких случаях ставите + ? ( когда все получилось и все понятно)
- Когда ставим ? ( когда есть ошибки при выполнении задания или не все понятно)
- Как оцениваете свою работу на уроке? ( подсчитываем +)
- Сколько заданий сегодня на уроке нужно выполнить? (6 заданий)
- Начинаем с логической разминки.
- А учащиеся 2 рядя выполняют самостоятельную работу на карточках.
1.Самостоятельная работа отдельных учащихся по карточкам.
2. Фронтальная работа с учащимися.
_- По какому разделу работаем?
- Какие величины уже выучили?
- Какие величины сейчас изучаем?
- Назвать все единицы измерения времени, начиная с наименьшей
(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)
3.Решение задач на определение времени.( устно)
1. Оле 3 года. Папа старше её на 23 года. Сколько лет папе? (26 лет)
2. У Серёжи брат учится в институте. Всего ему учится 5 лет. Сколько месяцев
он будет учиться? (60 месяцев)
3. - Сколько дней в 2 неделях? (14 дней)
- Полгода это сколько месяцев? (6 мес.)
- 4 века это сколько лет? (400 лет)
- 2 минуты это сколько секунд? (120 сек)
- 3 часа это сколько минут? (180 мин)
- Полвека это сколько лет? (50 лет)
- Сколько часов в сутках ?
- Как найти третью часть суток ? ( 24:3 = 8 ( ч ).)
- Что такое половина суток ? Как ее найти ? ( Это вторая часть суток:
24 : 2 = 12 ( ч ) .)
- Как найти четверть часа ? ( 1 ч = 60 мин , 60 : 4 = 15( мин ) . )
- Как найти четверть года ? ( 1 год = 365 сут., 365 : 4 = 91 сут. 6 ч.)
4. Практическая работа с моделью часов.
1. Часы показывают 8 ч 40 минут. Уроки начинаются в 9 часов. Сколько
времени осталось до начала урока? (20 минут)
2. Часы показывают 15 часов. Мама работает до 5 вечера. Сколько времени
осталось работать маме до конца рабочего дня? (2 часа)
( оцените свою практическую работу)
III. Самоопределение к деятельности.
- Как думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
- Скажите, который час показывают часы. (9 часов 30 минут, половина десятого, двадцать один тридцать, 30 минут двадцать второго часа.)
- А сейчас? (7 часов утра, 7 часов вечера, 19 часов)
- Вы правильно определили, сегодня мы будем решать задачи на время. - - А какие, вы сейчас увидите.
Работа в паре. ( можно пользоваться моделью часов)
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте и решите задачи.
* Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин
готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не
опоздать? (в 7 часов 35 минут Определяем начало события )
* Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени
нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ?
(определяем продолжительность события 25 минут)
* Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин и
10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ?
(определяем конец события в 8 часов)
Проверка работы в парах. ( оценить работу в паре)
- О чем первая задача?
- Во сколько Оле нужно выйти в школу, чтобы не
опоздать? (в 7 часов 35 минут)
- О чем вторая задача?
- Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ? ( 25 минут)
- О чем третья задача?
- Во сколько начинаются уроки ? ( в 8 часов)
- Чем похожи задачи ? (определяем время)
- Чем они отличаются ? (определяем начало события, продолжительность события и конец события)
Сформулируйте тему и задачи урока.
Тема урока: Решение задач на определение начала, продолжительности и
конца события.
( На доске карточки начало, продолжительность, конец события.)
- Сформулируйте задачи урока.
( научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события)
IV. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику c. 49№231
- Откройте тетради, оформите заглавие. Откройте учебник на с. 49, прочитайте первую задачу про себя.
- Прочитай вслух.
( ученик выходит к доске и работает с моделью часов)
- Уроки начались в 9 часов. Покажи на циферблате.
- Закончились через 4 часа. Покажи на циферблате. (длинная (минутная) стрелка сделала 4 круга, маленькая переместилась на 4 часовых деления)
- Это задача на нахождение окончания событий. Она решается сложением.
- Составь по этой задаче обратные. Уроки закончились в 13 часов. Длились 4 часа. Во сколько начались уроки? ( 13 – 4 = 9Ч)
- Это задача на начало события. Уроки начались в 9 часов и закончились в 13 часов. Сколько времени длились уроки? ( 13-9=4ч)
- Это задача на продолжительность события.
№ 232 (1) ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Проверка, самооценка.)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух
. - Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием) - (…), выходи к доске. Остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)
( оцените свою самостоятельную работу)
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Работа на карточках.
Реши задачу.
Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжается 1 ч?
2. Геометрический материал.
С. 49 № 237 ( на полях)
- Чертёж не переносите в тетрадь.
Возьмите угольники. - (один ученик работает у доски).
- Напиши на первой строчке: тупые углы.
Вспомни, какие углы называются тупыми. (Углы, которые больше прямого)
- Покажи на угольнике прямой угол.
- Как находятся тупые углы? (прямой угол угольника совмещается с углом, сторону угольника направляем по стороне угла)
- Выпиши тупые углы.
- Вспомним, как обозначается угол.
- Напомню, что вершина в названии угла называется посередине.
Например: угол АВС или СВА – тупой.
- Проверяем, какие углы выписали. (АВС, ВОD, COM, CDA)
- Выпишите прямые углы. (CBM)
- Как находятся острые углы? Выпишите острые углы. (BCA, BCO, BAC, DOM, DCA, ABM, BOC, OMC)
VII. Рефлексия
Тетради для проверочных работ. С.30-31
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- В каких единицах измеряют время ?
- Каким действием находится начало события?( вычитанием)
- Каким действием находится конец события? ( сложением)
- Каким действием находится продолжительность события?( вычитанием)
IХ. Домашнее задание
С. 49 № 236, №238
Приложение к уроку.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.»
доктор физико-математических наук
Алексей Иванович Маркушевич
Карточки для индивидуальной работы.
Карточка 1 вариант
Имя___________________
Сравни величины
6дм ________306мм
52дм________5м2см
472см________47дм2см
8м5см_________8м3дм
305с _________3мин 5с
148мин ______1ч 48мин
Карточка 2 вариант
Имя___________________
Вырази в новых единицах
200мм = ___________дм
600с = ____________мин
15000кг = _________т
2530м = _________км________м
184дм = _________м________дм
76мин = ________ч_______мин
3дм 5мм = ____________мм
3т 5ц = ___________ц
3ч 5 мин = _________мин
2т 5ц 7кг = ___________кг
Карточки для самостоятельной работы.
Реши задачу. Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжается 1 ч? ______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ |
Работа в паре. Реши задачи. * Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать? Ответ: ___________________________________________________________ * Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ? Ответ: ______________________________________________________________ * Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ? Ответ: ______________________________________________________________ |