СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Основы селекции организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке имеется богатый материал для подготовки к уроку учителю.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока "Основы селекции организмов"»

Урок в 9Аклассе по теме: « Основы селекции организмов».

Образовательные цели : познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм. Рассмотреть предковые формы современных сельскохозяйственных растений и животных. Рассмотреть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов .

Развивающие цели: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно- следственные связи, отработать умение учащихся работать с дополнительной литературой.

Воспитательные цели: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Тип урока: комбинированный 

Методы обучения: словесные ( беседа, объяснение), наглядные, частично-поисковые, проблемные, работа с текстом учебника .

Оборудование:  ноутбук, интерактивная доска

Форма организации познавательной деятельности: сочетание коллективной и индивидуальной

План урока

  1. Организационный этап

  2. Актуализация базовых понятий и мотивация учебной деятельности

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление

  5. Подведение итогов

  6. Домашнее задание

Ход урока:

Взгляните на доску, все это многообразие было сформировано в течении миллионов лет в ходе изученного ранее процесса. (Демонстрация биологического разнообразия). Какого? Какие основные эволюционные факторы привели к биоразнообразию. Почему говорят, что естественный отбор играет творческую роль?(слайд 1)

(Демонстрация пород животных и сортов растений) А под действием какого фактора возникли эти организмы? Как называется наука изучающая выведение новых пород животных и сортов растений?

Объявление темы урока.(слайд 2)

Начиная изучать новую биологическую дисциплину, что в первую очередь мы должны узнать? Определим цели урока.(слайд 3)

Задачи.(слайд 4)

Селекция –от лат от лат. «selectio» - отбор . Что же это за наука? Формулируем определение понятия « селекция».

Селекция - наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.(слайд 5)

Сорт, порода , штамм– совокупность особей одного вида, созданные человеком в процессе искусственного отбора(слайд 6)

Как вы считаете, давно ли зародилась селекция?

Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. 
Начало сельскохозяйственной деятельности было положено примерно 10 тысяч лет назад, когда перешел к оседлому образу жизни, начал осваивать новые территории, приступил к культивированию ряда растений и содержанию животных. С переходом к оседлому образу жизни человек поставил свое благополучие в полную зависимость от ограниченного набора видов растений и животных.(слайд 7)

Какой процесс предшествовал выведению пород животных?

Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы – одомашнивание.

Как началось одомашнивание? Широкое одомашнивание начинается с 8- 7 тыс. до н.э.

Какие дикие животные стали предками домашних?

Волк – собака, тарпан – лошадь, банкивская курица – домашняя курица, дикий тур – крупный рогатый скот.

Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI— XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении. Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.(слайд 8)

Подумайте, и ответьте на вопрос: «С какими науками селекция очень тесно взаимодействует?»(слайд 9)

Какие методы используют ученые-селекционеры?


Главными методами селекции являются искусственный отбор, гибридизация, мутагенез и полиплоидизация.(слайд 10,11,12,13,14,15)

Рассмотрим методы селекции растений.(слайд 16)

Рассмотрим методы селекции животных(слайд 17,18)


А отличаются ли методы в селекции животных? А какие особенности у селекции животных?


Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем

Потомство, полученное от одной пары производителей невелико

Высока селекционная ценность каждой особи


Селекция животных и растений – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки. Успешная работа селекционеров – основа благосостояния страны.


Как вы понимаете это высказывание?



Рассмотрим методы селекции микроорганизмов.(слайд 19)

Назовите представителей микроорганизмов?(слайд 20)

Какие методы используют селекционеры в селекции микроорганизмов?(слайд 21)

Значение селекции в микробиологической промышленности?(слайд 22)



Вопросы для закрепления. Рефлексия.(слайд 23)


1. Что изучает наука селекция?

2. Какие общие методы в селекции существуют?

3. В чем состоит явление гетерозиса и каковы его генетические основы?

4. Какие организмы относятся к микроорганизмам?

5.Какое значение имеют работы селекционеров?


Домашнее задание §29.вопросы стр.126.








































Литература:

1.Биология 9 класс И.Н.Пономарева ,О.А. Корнилова , Н.М. Чернова 6-е издание,переработанное М. издательский центр «Вентана-Граф» 2017