ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО Воронежский государственный
промышленно-гуманитарный колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«основы Учебно-проектной деятельности»
для специальностей
210308 «Техническое обслуживание и ремонт
радиоэлектронной техники (по отраслям)»,
210313 «Аудиовизуальная техника и
звукотехническое обеспечение
аудиовизуальных программ»,
050711 «Социальная педагогика»
080501 «Менеджмент (по отраслям)»
100102 «Организация обслуживания в сфере сервиса»
I семестр (17 недель) | 51 часов |
ВОРОНЕЖ 2008 Рабочая программа составлена в соответствии с базовыми принципами всемирной благотворительной программы INTEL «Обучение для будущего», которая успешно реализуется в России с 2002 года.
Административным партнером по реализации данной программы в России является Институт развития образовательных технологий.
Экспертизу эффективности программы INTEL «Обучение для будущего».
| | УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора ВГПГК по учебной работе _____ Е.В. Чередникова |
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ООГД Протокол №__ от «__ » ______2008 г. Зав. кафедрой _________ А.Е. Мартынова | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ВГПГК по научно-методической работе _________ Ю.Б. Ащеулов |
|
|
Автор: преподаватель ВГПГК | ________ Л.И. Канищева |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Меняются цели и задачи современного образования: акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «ключевых компетентностей» в сфере бытовой, социально-трудовой, самостоятельной познавательной и др. видов деятельности.
Основной целью данного факультативного курса является формирование и развитие общих учебно-познавательных компетентностей, которые помогут студентам-первокурсникам в дальнейшем использовать полученные навыки при изучении всех учебных дисциплин независимо от специальности.
В рамках факультативного курса предполагается сформировать у студентов «умения XXI века»: ответственность и адаптируемость, коммуникативность, творческий потенциал и любознательность, критическое и системное мышление, информационные и мультимедийные умения, сотрудничество и взаимодействие, саморазвитие и социальная ответственность.
Для успешной реализации поставленных целей и задач используется проектная технология, которая позволит в процессе разработки конкретного учебного проекта организовать групповую и индивидуальную работу студентов, обсудить вопросы защиты авторских прав и правил цитирования различных информационных источников, научить грамотно спланировать и провести учебное исследование, познакомить со способами представления результатов самостоятельного исследования с использованием мультимедийных средств, прокомментировать критерии оформления текстовых и электронных документов, сформировать культуру публичного выступления, развить мышление высокого уровня, научить проводить объективную рефлексию и многое другое.
При организации работы факультативного курса будут использованы методические пособия программы INTEL «Обучение для будущего», в том числе методические указания, составленные по материалам тренингов данной программы. Кроме того, необходимы компьютерный класс и доступ в Интернет.
Конечным продуктом факультативного курса является разработанный участниками учебный проект. Презентация учебного проекта будет проведена на студенческой конференции.
II.1. тематический план факультативного курса
Наименавание тем | Количество часов |
I. Проектная технология | 2 |
II. Проблемно-целевой этап проектной деятельности | 4 |
III. Защита авторских прав. Возможные источники информации | 6 |
IV. Самостоятельное учебное исследование: планирование, сбор информации, аналитическая работа | 20 |
V. Способы представления результатов исследования. Критерии оформления текстовых документов, мультимедийных презентаций, публикаций, веб-сайтов. | 10 |
VI. Презентация результатов самостоятельного исследования: искусство ведения дискуссии, культура публичного выступления. | 4 |
VII. Рефлексия | 2 |
VIII. Использование социальных сервисов в учебном процессе | 3 |
Итого | 51 |
II.2. СОДЕРЖАНИЕ Факультативного курса
I. Проектная технология
Знакомство с проектной технологией.
Типы учебных проектов.
Знакомство с примерами учебных проектов.
Общая схема работы над учебным проектом.
В результате студенты должны:
знать что такое учебный проект;
уметь различать типы учебных проектов.
II. Проблемно-целевой этап проектной деятельности
Выбор темы учебного проекта.
Разработка триады вопросов.
Обсуждение основополагающего вопроса учебного вопроса.
Определение проблемных вопросов для самостоятельных исследований по группам.
Уточнение частных вопросов учебной программы по физике и других смежных дисциплин.
В результате студенты должны:
знать какие существуют типы вопросов, взаимосвязь триады вопросов в работе над учебным проектом, правила «мозгового штурма»;
уметь формулировать не только закрытые, но и открытые вопросы, определять пути решения проблемных вопросов, вести дискуссию.
III. Защита авторских прав.
Возможные источники информации
Обсуждение вопроса защиты авторских прав.
Правила цитирования информационных ресурсов.
Знакомство с существующими в Интернете каталогами и поисковыми системами.
Правила быстрого самостоятельного поиска информации в библиотеке.
Определение возможных источников информации по темам исследования.
В результате студенты должны:
знать разницу между поисковыми системами и каталогами, как использовать электронные публикации Интернета, не нарушая авторских прав, знать как защитить собственные авторские права при размещении своих публикаций в Интернете;
уметь найти информацию в Интернете или в библиотеке, используя картотеку, оценить качество найденной информации, грамотно оформить библиографию.
IV. Самостоятельное учебное исследование: планирование, сбор информации, аналитическая работа
Методы исследования.
Структура учебного исследования.
Организация самостоятельного учебного исследования: планирование, сбор информации, аналитическая работа.
Самостоятельная работа групп по темам самостоятельных исследований.
В результате студенты должны:
знать разницу между учебным и научным исследованием, методы исследования, примерную структуру учебного исследования;
уметь самостоятельно спланировать и провести учебное исследование, распределять обязанности внутри группы.
V. Способы представления результатов исследования.
Критерии оформления
текстовых и электронных документов
Обсуждение способов представления результатов исследования с помощью мультимедийных средств.
Основные приемы работы и критерии оформления текстовых документов (докладов, рефератов, тезисов) в Word.
Основные приемы работы и критерии оформления мультимедийной презентации в PowerPoint
Основные приемы работы и критерии оформления информационного буклета, бюллетеня в Publisher.
Основные приемы работы и критерии оформления электронных таблиц и диаграмм в Excel.
Основные приемы работы и критерии оформления веб-сайта в Publisher.
В результате студенты должны:
знать критерии оформления текстовых и электронных документов;
уметь пользоваться возможностями программ MS Office, оформить результаты своих исследований с применением мультимедийных средств.
VI. Презентация результатов
самостоятельного исследования:
искусство ведения дискуссии,
культура публичного выступления
Структура выступления.
Обсуждение критериев успешного публичного выступления.
Планирование выступлений представителей групп.
Презентация результатов исследований групп.
Выбор творческого названия проекта.
*Составление веб-сайта проекта.
Защита учебного проекта на студенческой конференции.
В результате студенты должны:
знать речевую культуру выступления;
уметь завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления, быть корректным при ответе на вопросы оппонентов, быть кратким и аргументированным при ответе на дополнительные вопросы, грамотно использовать мультимедийные средства.
VII. Рефлексия
Способы проведения рефлексии.
Рефлексия своей деятельности в рамках учебного проекта.
Мониторинг приобретенных студентами знаний и умений.
В итоге студенты должны овладеть общими учебно-познавательными компетентностями.
* VIII. Использование социальных сервисов
в учебном процессе
Знакомство с основными принципами работы социальных сервисов.
Основные приемы работы в среде ВикиВики.
Обсуждение правил участия в Интернет-конкурсах.
Знакомство с конкурсными работами.
В результате студенты должны:
знать о существовании социальных сервисов, о возможностях участия в Интернет-конкурсах;
уметь зарегистрироваться на социальном сервисе, принять участие в Интернет-конкурсе.
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие / Под ред. Е.Н. Ястребцовой, Я.С Быховского. — 7-е издание испр. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. — 128 с.+CD
2. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: учеб.-методическое пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 540200 (050200) «Физико-математическое образование» / [под ред. Е.Н. Ястребцева; пер. с анг. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Кнышевой]. – М: Интуит.ру, 2006. – 168 с.: ил. – (Учебно-методическое пособие)
3. Проектная деятельность в учебном процессе: Метод. рекомендации для преподавателей / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; Сост. Л.И. Канищева. Воронеж, 2007. 32 с.
(по материалам тренингов программы Intel «Обучение для будущего»)
4. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности: Метод. указания для студентов нетехнических специальностей / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; Сост. Л.И. Канищева. Воронеж, 2008. 32 с.
5. Алхимия учебного проекта: Методические указания для студентов 1 курса / Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; Сост. Л.И. Канищева. Воронеж, 2007. 32 с.