МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 103 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Разработка урока
«5 лет ДНР – растём вместе с Республикой»
(3 класс)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Капитоненко А. Н.
Г. Донецк, 2019
Тема: « 5 лет ДНР - растём вместе с Республикой »
Цель урока: формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности закрепленные в Конституции Донецкой Народной Республики.
Оборудование: мультимедиа, шаблоны рисунков для раскрашивания «Моя родная республика».
Ход урока:
Эпиграф « Один народ- одна страна- одна семья »
1. Организационный момент
Учитель: – Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
– Все мы с вами живем в еще очень молодой республике, которая называется Донецкая Народная Республика (выставка рисунков и фотографий)
ІІ. Основная часть урока
- Ребята, а как вы думаете, что означает слово МИР? (ответы учеников)
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны.
3. Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
- Сегодня во всех уголках нашей республики проходит Единый урок «5 лет ДНР - растём вместе с Республикой» – День рождения нашей молодой Донецкой Народной Республики! 5 лет назад решилась судьба нашего Донбасса. Люди, которые неравнодушны к судьбе своей родины вышли на референдум и изъявили свое желание жить в свободной республике.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живём…
- Земля. Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.
За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновей преданности к матушке-земле передавалось из поколения в поколение. Столько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колоске.
Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и села. Это место, где человек родился, живёт.
Учитель: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.
Игра «Пословица»
Родина-мать, умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где мать родила, там и Р…
Везде хорошо, а дома…
На чужой сторонушке рад своей…
Интерактивная игра «Расшифруй слово Донбасс»
(Д – достаток, достоинство. О – опора. Н – надежность. Б – богатство. А – активность. С – сила. С – смелость).
С какими символами у вас ассоциируется слово «Донбасс»? (уголь, степь, терриконы, пальма Мерцалова).
III Актуализация опорных знаний. (учитель-ученик )
1.Работа над сказкой В.Сухомлинского.
а) Слушание сказки. Журавлик родился на берегу большого озера. Подрос, полюбил родную землю. Но наступала зима. Журавлик с другими журавлями полетел на далекий юг. Там вечное лето, яркое солнце. В лесах зеленые, синие попугаи поют. А наш журавлик прилетел, рассмотрел на все и загрустил. Ничего его не радует – ни пение птиц, ни приветливое солнышко.
Вот однажды подлетел к журавлику попугай и спросил:
- Почему грустишь? Гнездо не строишь, журавлят не выводишь?
Молчит журавлик, ничего не отвечает, только на небо смотрит, прислушиваясь к чему-то.
И вдруг услышал:
- Пора в дорогу!
Взмахнул журавлик крыльями.
- Куда ты летишь? – удивился попугай. - Там же холодно. Поживешь несколько месяцев, и опять к нам вернешься. И что же там хорошего?
- А хорошее то, что я там родился , - ответил журавлик. Там моя Родина. А без Родины жизнь - не жизнь.
Сказал и полетел догонять товарищей.
б) Беседа по содержанию.
- Почему журавлик грустил в теплых краях?
- Как поняли слова журавлика «Без Родины жизнь – не жизнь»?
- У каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это называется малой Родиной.
-А наш маленький уголок – это город Донецк. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги. С первых дней жизни нас окружают тепло и забота родных людей, согревают лучи жаркого солнца.
-И для нас нет места краше, чем наш родной город Донецк. Ведь здесь всё наше.
-Также здесь живут наши родители, друзья и именно здесь, в нашем любимом городе мы хотим жить счастливой, полноценной жизнью.
-Да, правильно, Донецк -это ваша маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина - мать своего народа. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
2.Рассказ учителя с использованием наглядного материала.
Тихие воды задумчивых рек и озер, большие леса, бескрайние степи, поля, шахты, большие города и утопающие в зелени тихие села – это все наша дорогая сердцу Родина .
Великий Донбасс: честь и гордость народа,
Богатые недра, леса и поля,
Наш край трудовой, наша жизнь и свобода, -
Навеки хранимая богом земля!
- Какой город самый лучший?
Каждый город кому-нибудь дорог. Даже самый маленький, самый неприметный городок. Но для тех, кто в нем живет, он, конечно, самый лучший, самый любимый. Прочитай слово ГОРОД с другой стороны, и ты поймешь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ. - Какой же город самый лучший, самый дорогой для вас? (Донецк) . В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, село, где он родился и вырос. Это его малая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине. - Как называется наша малая Родина? (Донецк)
11 мая 2014 года, на всей территории Донецкой области прошел Референдум о самоопределении Донецкой Народной Республики.
12 мая 2014 года власти Донецкой Народной Республики на основании волеизъявления народа провозгласили её независимость от Украины. Жители Донецка не хотели войны, они хотели мира и свободы!
- Врагам не удалось сломить жителей . В городе, разоренном, оторванном от всего мира, отрезанном от всех благ цивилизации, продолжалась жизнь. Работали магазины, аптеки, больницы. Работали медики, МЧС, газовая служба, милиция, работал горсовет, волонтёры. Жителей города старались обеспечить водой, по городу ездили водовозки. Люди в эти страшные для Донецка дни сплотились, стали одной семьёй
Как надоели войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: " - Люди, постойте !!!
Войну прекратите !!! Живите достойно !!!
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну, неужели вам нравится это ??? "
Война - это боль, это смерть, это слёзы.
На братских могилах - тюльпаны и розы.
Над миром какое - то время лихое....
Где правит война - никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!
- С тех пор прошло 5 лет (2014-2019 запись на доске). Наша Республика восстанавливается, растёт и развивается.
Работают восстановленные промышленные предприятия, транспорт, школы, больницы, учреждения культуры, развивается банковская система. Есть свой мобильный оператор.
Нам под силу многое, потому что мы едины в своем стремлении вырастить из нашей молодой Республики сильное, процветающее, справедливое государство. Мы растем вместе с ней. Набираемся знаний и опыта, ставим перед собой цели, преодолеваем препятствия и прилагаем все усилия, чтобы совершенствоваться самим и шаг за шагом идти к общей мечте – сделать жизнь лучше.
ДНР-молодое государство, его история пишется каждый день и каждую минуту. Мы с вами – творцы этой истории и должны гордиться тем, что живем в крае уникальных, трудолюбивых и несломленных людей ДНР
-
Любить Рoдину - этo знaчит быть настоящим гражданином. Какими же чертами обладает настоящий гражданин? Давайте нарисуем его портрет.
Гeрои ДНР.
Учитeль. На защите нашей Родины, нашего светлого и мирного будущего стоят настоящие герои. Не важно, сколько им лет и кем они были до боевых действий, главное – кто они сейчас. Они те, кто нас защищают и даёт нам спокойные ночи и дни. Но, как и на любой войне, герои могут погибать. А тeпeрь предлагаю вспомнить людей, Героев Республики, чьими примерами мы можем гордиться. Это настоящие гeрои, мужчины, воины нашей страны.
Михаи́л Сeрге́евич Толсты́х (позывной «Ги́ви»; 19 июля 1980 года, Иловайск, Донецкая область) —Герой Донецкой Народной Рeспублики (2015), полковник армии ДНР (сентябрь 2016). Получил известность в ходе боёв за Иловайск. Командир батальона «Сомали» (2014—2017). Погиб 8 февраля 2017 года в 06:12 утра на территории своей войсковой части в Макеевке. Причиной смерти стал обстрел из реактивного огнемёта «Шмель» кабинета, в котором находился Толстых, по другим сведениям – взрыв заложенной в помещение бомбы.
Алeкса́ндр Влади́мирович Заха́рченко (26 июня 1976, Донецк)— военный и государственный дeятель непризнанной Донецкой Народной Республики. Александр Захарченко погиб 31 августа 2018 года в 17:28 по местному времени в результате взрыва в кафе «Сeпар» в центре Донецка, получив черепно-мозговую травму, не совместимую с жизнью.
Арсе́н (Арсе́ний) Сeрге́евич Па́влов (позывной – Мoтoро́ла). участник вооружённого конфликта на востоке Украины, командир противотанкового специального подразделения «Спарта» Донецкой Народной Республики. Полковник вооружённых сил ДНР. Герой Донецкой Народной Республики (21 февраля 2015 года). 16 октября 2016 погиб в лифте дома № 121 по улице Челюскинцев в Донецке, где проживал. Сработало самодельное взрывное устройство, закреплённое на тросе лифта. Моторола в этот момeнт оказался в эпицентре взрыва и получил смeртельные травмы. (минута молчания)
ІV. Итог урока
И в завершении классного часа хочется еще раз вас поздравить с этим первым небольшим юбилеем нашей еще молодой Республики, которая через многое прошла и у которой еще все впереди! МИРА, СЧАСТЬЯ и ЗДОРОВЬЯ! Будьте достойными гражданами, чтобы следующие поколения с гордостью могли нас вспоминать и ставить в пример!
Я вам предлагаю вот на этих бумажных голубях написать, кем вы себя видите в нашей Республике в год ее совершеннолетия. Дети пишут свои ожидания на голубях.