Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка
Разработка урока
И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя.
Учитель- Лищинская Е.О.
2018 г.
И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя.
Цели деятельности учителя: показать духовные и нравственные качества главного героя; нравственное преображение Герасима, авторскую позицию и способы её проявления ; учить сочувствовать чужой беде, помогать ближнему, утешать, противостоять жестокости; помочь учащимся обнаружить мастерство портретных характеристик и пейзажных зарисовок писателя.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, его духовные и нравственные качества сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе;
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывания и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
Проверка домашнего задания .
Текущий контроль
1.Когда было узаконено крепостное право в России?
2.Когда было отменено крепостное право?
3.В каком году был напечатан рассказ И.С.Тургенева ?
4. Почему И.С.Аксаков ,говоря о Герасиме из рассказа «Муму»,дал такую характеристику : «Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости…»?
5.Почему Герасим в рассказе «Муму» изображён И.С.Тургеневым немым?
6.Против чего или кого выступает И.С.Тургенев в рассказе «Муму»?
7.Какое средство художественной выразительности использует И.С.
Тургенев ,рисуя Герасима в рассказе «Муму»?
«…он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…»
«…скучал и недоумевал, как недоумевает здоровый бык, которого только что взяли с нивы».
Вступительное слово учителя. Чтение II главы. Во второй главе читатель вновь встречается с пятью героями повести: барыней, дворецким Гаврилой, сапожником Капитоном, прачкой Татьяной, дворником Герасимом.
Творческая работа
Каким цветом вы нарисовали героев рассказа «Муму» (Герасима, Татьяну, барыню, Гаврилу)? Объясните, почему вы видите их именно в таком цвете.
Отношения между героями строятся все по той же схеме «власть имущие и угнетенные». В XIX в. капризы богатых хозяев часто решали судьбы крепостных работников. Именно так разворачивается действие повести во второй главе.
Перечитывая текст, мы понимаем, что главы повести напоминают собой законченные рассказы-эпизоды из жизни крепостного работника Герасима.
IV. Анализ прочитанного по плану:
План анализа
1. Каприз барыни.
2. Обязанность дворецкого – выполнять приказ.
3. Безразличный Капитон.
4. Забитость Татьяны.
5. Герасим. Его отношение к происходящему.
С самого начала главы Тургенев заинтриговывает читателя, сообщая следующее: «Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие».
Вопрос: Кому из героев этот случай будет казаться «небольшим происшествием» и для кого станет трагедией жизни?
1. Каприз барыни.
Чтение от слов «Старая барыня, у которой …» до слов «Слушаю-с, – произнес Гаврила и удалился».
Вопрос:
– Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне?
2.Поведение Гаврилы.
Вопросы:
1.Можно ли догадаться, что думает Гаврила? (Гаврила согласен, что Капитона нужно спасать от пьянства, хотя бы женитьбой. Он не предполагал, что в невесты ему будет назначена Татьяна. «Хотел что-то возразить, да сжал губы».)
2. Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению?
Почему он заранее согласен во всем с барыней?
Почему такое угодничество?
Какую роль играет в речи частичка «с»?
( В момент разговора с барыней речь угодническая, «сладкая»: он сделает все так, как того желает хозяйка, чтобы ничем не вызвать ее гнев.)
3.Безразличный Капитон.
Чтение в лицах от слов «Читатель теперь легко сам…» до слов «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях».
Вопросы:
1.С какой целью автор вводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником?
2.Сравните интонацию и тон диалога Гаврилы с барыней и диалога Гаврилы с Капитоном. Что можно отметить?
(В диалоге Гаврилы и Капитона уверенной интонацией обладает дворецкий. И теперь Капитон уже подобострастничает, как раньше дворецкий. В речи опять звучит угодливое «с». Происходит это от того, что дворецкий зависит от барыни, а Капитон зависит от дворецкого.)
3.Почему дворецкий передразнивает речь Капитона, иронизирует, раздражается, слушая речь Капитона?
Тургенев говорит: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях». (Пояснить значение слова «красноречие».)
Обладал ли талантом красноречия Капитон? Как можно оценить его речь?
4. Татьяна.
Чтение в лицах диалога дворецкого и Татьяны.
Вопрос: Что можно сказать о характере Татьяны? (Тихая, скромная женщина. Она не умеет постоять за себя в тот момент, когда другие позволяют себе издеваться над ней. Татьяна соглашается со всем, что в отношении ее решает барыня. Она так приучена с детства : не противоречить.)
5.Духовные и нравственные качества Герасима.
Вопросы:
Поверил ли он в пьянство Татьяны?
Как можно объяснить его угрюмость?
Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой? Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу? (Герасим– «самое замечательное лицо» среди дворни. Герасим понял, что Татьяна не пьяна, но больше всего его поразил обман Татьяны. Такого предательства он никак не мог ожидать .Нравы и помыслы его чисты, именно это заставляет его оттолкнуть от себя Татьяну. Герасим тяжело переживает случившееся. Но его спасает труд. Труд приносит ему радость. Искренность, убеждённость, самостоятельность- вот чем силён Герасим. Это отличает его от других. Проявление искренности, убеждённости, самостоятельности Герасимом страшит дворецкого, дворовых людей и барыню.
V. Обобщение.
Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека растоптали, так же , как и привязанность Герасима к крестьянскому труду.
Барыня- виновница всего плохого, что произошло с Герасимом. В России XIX в. при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. У крепостников была возможность делать всё со своими крепостными людьми, что они захотят. И.С.Тургенев показывает в этом произведении протест героя, его характер силён, он не побоится ослушаться барыни.
VI .Домашнее задание: подготовить чтение диалогов в лицах; продолжить работу над проектом «Помещичья усадьба XIX века».
1 группа - типичный дом помещика среднего достатка (внешний вид, интерьер комнат).
2 группа - домашнее окружение помещика (приживалки, слуги, дворовые люди, дворецкий и другие).
3 группа- город и деревня (жизнь, быт , нравы).
4 группа - что меняется в жизни Герасима, когда он попадает в помещичий дом.