СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока-игры по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса. Увлекательная и полезная  игра.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока-игры по русскому языку 6 класс»




МБОУ «КРАСНОПОЙМОВСКАЯ СОШ»








Конспект урока – игры по русскому языку для 6 классов











Подготовила: Семенова С.Ф.,


учитель русского языка и литературы ,1к/к














2018-2019 уч.год



Игра-путешествие «страна лингвиния»


Направление внеурочной деятельности:  общеинтеллектуальное.

Цель: закрепление программного материала по русскому языку.

Задачи: образовательная: углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его
закономерностях.

развивающая: развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление.

воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

УУД

Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности; подведение под понятие на основе распознавания объектов; выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): презентация, карточки со словами.


Оборудование: листочки бумаги, карандаши, корзинка, музыкальное сопровождение, поощрительные жетончики, призы.


ход игры


  1. Вступительное слово ведущего

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы отправимся в путешествие и посетим таинственную страну Лингвинию, здесь много регионов, областей, городов и сел… (также как и у нас, в России). В этой стране все народы живут в мире и согласии, в постоянном общении друг с другом и никогда не ссорятся. А как же иначе?

Если вдруг (это даже страшно представить!) жители страны Лингвиния поссорятся, то мы с вами не сможем не только говорить, но и писать. Почему? Ответ прост.

В сказочной стране Лингвинии Язык является могущественным, храбрым королём, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. С некоторыми из них мы сегодня встретимся.

Жители страны Лингвиния для нашей игры-путешествия приготовили различные задания. Наша задача – их правильно выполнить, т.к. от этого зависит мир и спокойствие в этой необычной стране.

Готовы отправиться в путь? Замечательно!


  1. Путешествие в страну Лингвинию

- Для начала необходимо хорошо размяться.

1. Игра «Метаграммы»

Правила игры

Ведущий объясняет, чтобы отгадать задание, надо в первом слове заменить одну букву, в результате получится новое слово. Внутри метаграммы содержится подсказка: будьте внимательны! Задача – угадать слово самим. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.

  1. С «К» в полях меня найдете.

С «Г» - романсы запоете.

С «В» - в косички заплетете (Колос – голос – волос)

  1. Я с буквой «В» угрюмая

Ночная птица,

А с буквой «Д» - в воде

Сумею раствориться. (сова – сода)

С «Г», в ворота мяч вбивают.

С «В» я людям помогаю.

С «К» - за кляксу получают ( гол – вол – кол)

  1. С «Д» из года в год встречаем.

С «Т» за нами ходит вслед.

С «П» в лесу мы замечаем.

С «Л» труду наносит вред (День – тень – пень – лень)

- Молодцы! Хорошо размялись? Отправляемся в путь.

2. Игра В. И. Даля «Кузовок»

- Принцесса Морфемика приготовила для вас игру, в которую играл известный русский собиратель слов В.И.Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Я говорю слова: «Эй, веселая детвора, все пожалуйте сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на «-ок». Положи вешь на «-ок» и передай соседу кузовок».

Ведущий передает одному из детей корзинку (коробочку): «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «-ок», обмолвишься – выбываешь из игры».

Дети по очереди называют слова, оканчивающиеся на «-ок». Например: «Я положу в кузовок клубок (платок, чулок, носок…)».

- Справились с заданием. Набрали полный кузовок слов на «-ок».


- Ребята, а вы знаете, что изучает «Морфемика»? Нет?! Не может этого быть!.. Кто мне скажет, из каких частей может состоять слово? Правильно! А говорите, что не знаете!

Вот еще одна игра, которую приготовила вам принцесса Морфемика. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.

3. Игра «Матрешка».

  1. От глагола привезти возьмите приставку.

  2. От существительного школьница – корень.

  3. От прилагательного прелестный – суффикс.

  4. От прилагательного огромный – окончание.

Что получилось? (Пришкольный)

  1. От существительного расписка возьмите приставку.

  2. От глагола считать – корень.

  3. От глагола писать – суффикс.

  4. От глагола петь – окончание.

Что получилось? (Рассчитать)

- Молодцы! И с этим заданием справились. Принцесса Морфемика будет счастлива.


- Ребята, а вы умеете решать задачи? Проверим?.. Мы отправляемся в гости к Грамматике.

4. Игра-головоломка «Грамматическая арифметика».

Правила игры

Ведущий объясняет, что путем перестановки букв из каждой пары слов необходимо составить новое слово – имя существительное – и назвать его. (Должны быть использованы все буквы). За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.

1. Ров + поза = вид транспорта (паровоз)

2. Боб + уста = день недели (суббота)

  1. Иск + том = разновидность комара (москит)

  2. Удав + лак = разновидность молотка (кувалда)

  3. Домна + ил = напиток (лимонад)

- Какие сообразительные ребята здесь собрались! Королева Грамматика осталась довольна. Устали? Давайте отдохнем…


5. Игра-развлечение «Мальчишки – девчонки»

Правила игры

Ведущий предлагает ребятам по смыслу вставить в окончание рифмовки слова «мальчики» (мальчишки) или «девочки» (девчонки). Если ответ «мальчики» (мальчишки), то его произносят девочки, а если «девочки» (девчонки) – мальчики.

Участники должны быть внимательными, т.к. эти рифмовки с подвохами.

На розыгрыш по мотогонкам

Стремятся лишь … (мальчишки)

Играют в бантики и мишки,

Конечно, только лишь… (девчонки)

Любой ремонт утроят тонко,

Конечно, только лишь … (мальчишки)

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только … (девчонки)

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у … (мальчишки)

Себе завязывают бантики

Из разных лент, конечно, …(девочки)

Коньки на льду чертили стрелочки,

В хоккей весь день играли … (мальчики)

Носили форменные фартучки

В старинной школе только … (девочки)

При всех померяться силенкой,

Конечно, любят только … (мальчики).

- Отдохнули? Хорошо.

Мы вновь отправляемся в путешествие - в гости к принцессе Лексике. Она также приготовила для вас задания.

6. Игра-головоломка «Семь таинственных сов»

Правила игры

Ведущий сообщает, что в этой игре надо будет угадывать слова с различным смыслом. Необходимо внимательно слушать задание, т.к. в нем не только дается описание предмета, но и содержится подсказка.

В каждом слове имеется сочетание букв, из которых можно сложить слово «сова». Правда, эти буквы могут быть рядом, а могут расположиться на разном расстоянии друг от друга. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.

Чтобы легче было решить эту головоломку, ведущий вешает на доску макет слова.

  1. Эта сова – грузовик, а не птица,

Он по шоссе с тяжким грузом помчится.

С - - о - ва - .

  1. В этой – народная мудрость таится,

В жизни, быть может, она пригодится.

- - с – ов - - а.

  1. Этой покорны и тигры, и львы,

Когда на арену выходят они.

- - - с - - - ов - - - а.

  1. В этой – запасы травы ты найдешь -

Под крышею, где не замочит их дождь.

С - - ова - .

  1. Эта питается только словами

В книжке, читаемой учениками.

С - ова - -.

  1. Сердито шипит на плите сова эта,

Яичницу жарит, блины и котлеты.

С - ов - - - - а.

  1. Эту сову ты найдешь без подсказки,

Если достанешь бумагу и краски.

- - сова - - -.

Ответы: самосвал, пословица, дрессировщица, сеновал, словарь, сковорода, рисование.

- Молодцы, справились с головоломками.


Ребята, а вы любите загадки? А еще принцесса Лексика приготовила для вас необычные загадки – шарады. Готовы отгадывать?

7. Игра-головоломка «Шарады»

Правила игры

Ведущий объясняет, что составные части шарады – отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. В каждой строчке шарады дается описание части слова, а потом – смысл всего слова. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.

  1. Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Бук - вы)

  1. Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа. (За - дача)

  1. Начало – голос птицы,

Конец на дне пруда,

А целое в музее,

Найдете без труда. (Кар - тина)

  1. Первый слог найдешь средь нот,

А второе – бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути. (До - рога)

  1. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом – школьный столик твой. (Пар – ты)

  1. Первое – нота,

Второе – то же,

А в целом – на горох похоже. (Фа - соль)

  1. Мой первый слог – это предлог,

Согласья знак – второй мой слог,

Мой третий слог – судьбина злая,

Все вместе – в праздник получаем. (По – да - рок)

- Молодцы! И с этим заданием справились. Принцесса Лексика благодарит вас за сообразительность.


Ребята, а следующее задание для вас приготовил король страны Лингвинии Его величество Язык. Постарайтесь выполнить его правильно.

8. Игра «Закончи пословицу»

Правила игры

Ведущий читает начало пословицы, а участники хором должны ее закончить.

  1. Семь раз отмерь … (один раз отрежь).

  2. Сам кашу заварил … (сам ее и расхлебывай).

  3. Терпенье и труд … (все перетрут).

  4. Под лежащий камень … (вода не течет).

  5. Старый друг … (лучше новых двух).

  6. Любишь кататься …(люби и саночки возить).

  7. Глаза страшатся …(а руки делают).

- Да, вы просто молодцы! Вы великолепно справились со всеми заданиями, приготовленными для вас жителями страны Лингвиния.



3. Подведение итогов игры

- Наша игра-путешествие подошла к концу. Но жители страны Лингвиния с вами не прощаются, т.к. вы постоянно с ними встречаетесь на уроках русского языка в школе, при выполнении домашнего задания.

Итак, подведем итог нашей игры-путешествия: кто же стал у нас победителем?

Подсчет поощрительных жетонов, награждение победителей.

Благодарю всех за активное участие. До свидания! До новых встреч!


Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007.

  2. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2014.

  3. Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2018.